Сознание дикобраза

@ из личного архива

22 июля 2014, 18:21 Мнение

Сознание дикобраза

Большинство религиозных групп живут своей жизнью, но стоит вам попробовать вступить с ними в контакт, как они сразу чувствуют угрозу и ощетиниваются. Но ведь нельзя проповедовать любовь, а в обычной жизни вести себя как дикобраз.

Тензин Приядарши

буддийский монах и общественный деятель

Разнообразие – это то, что характеризует наш мир, в том числе и общество. На протяжении столетий в нем формировались различные национальные, культурные, социальные и религиозные группы. И этот мир становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым. Людям следует принять новую реальность, научиться извлекать из нее пользу, обмениваясь знаниями, и вместе сосуществовать.

Задумайтесь, чего лишается человек, отгораживаясь от других людей? Он лишается общения и новых знаний. Но еще большая опасность, что он может стать замкнутым, зациклиться на себе и перестать расти.

Изолированная человеческая группа не эволюционирует, ее знания сжимаются, поскольку круг общения ограничен только себе подобными, она вырождается и умирает. Поэтому разнообразие и контакты между представителями разных групп полезны для выживания и развития всего вида.

По роду своей деятельности мне часто приходится встречаться с представителями разных религиозных учений, и я стараюсь продвигать идею межрелигиозного диалога. Мне хотелось бы, чтобы такой диалог способствовал улучшению взаимопонимания между последователями религий и просто между самыми разными людьми.

К сожалению, большинство религиозных групп уподобляется дикобразам: живут своей жизнью, но стоит вам попробовать вступить с ними в контакт, как они сразу чувствуют угрозу и ощетиниваются всеми иглами. Мне кажется, у религиозных организаций другая функция – они возникли и существуют не для того, чтобы угрожать, а для того, чтобы взаимодействовать друг с другом.

Недаром все основные мировые религии говорят о таких нравственных категориях, как любовь, сострадание, доброта. Нельзя ведь с кафедры проповедовать любовь и сострадание, а в обычной жизни вести себя как дикобраз. Это лицемерие.

Религия – прекрасный способ понять человеческую природу, она дает возможность наладить общение между людьми, выработать стратегии, способные оказать положительное влияние на мир в целом. Я считаю, что именно с такой точки зрения мы и должны смотреть на религиозные традиции.

На всем протяжении человеческой истории, по крайней мере в последние две тысячи лет, религиям неоднократно предрекали скорую гибель. Но всякий раз это оказывалось преждевременным. Религии сохранятся, пока существует человечество. Вопрос, который встает перед нами: какими должны быть отношения между религиозными институтами и обществом?

У религиозных организаций есть основа для уважительного диалога, ведь у них много общего. Мы просто не хотим этого замечать, но ведь большинство писаний и пророчеств в разных религиях говорят о добре, чувстве справедливости, миролюбии. Так что верующим есть с чего начинать разговор.  Были бы воля и желание.

Дело не в религиях, дело в людях, стоящих во главе религиозных организаций, в том, хотят ли они с помощью религиозных знаний сделать человечество лучше. И здесь надо отметить колоссальные усилия, которые прикладывают в этом направлении Далай-лама, или, например, новый папа римский Франциск.

Если посмотреть, в каких вопросах, касающихся религии, люди дезориентированы и дезинформированы больше всего, то это в первую очередь разговоры о насилии на религиозной почве. Многие конфликты в мире, в основе которых, как считается, лежат религиозные разногласия, в действительности имеют этнические или социальные и экономические причины.

Нам проще объяснить напряженность «религиозными противоречиями», разделив противоборствующие стороны по религиозному признаку. Хотя на самом деле люди в большинстве случаев конфликтуют из-за социально-экономического неравенства или потому, что их притесняют по национальному признаку.

Если мы разберемся в первопричинах разногласий и увидим, что в них нет религиозного подтекста, то далее имеет смысл обратиться к религии в поисках решения проблемы.

Само слово «религия» происходит от латинское religio – связывать воедино. Как же идея, которая по определению говорит об объединении людей, может быть разъединяющей силой?

Есть ценности, которые люди проповедуют только в кругу себе подобных: гуманисты отдельно, религиозные люди отдельно. Но все они уважают честность, доброту, сострадание, бесстрашие и желают распространения этих качеств во всем обществе.

..............