Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

7 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
16 ноября 2012, 11:44 • Экономика

Эстонское охранное предприятие

Эстония предложила России охрану «Северного потока»

Эстонское охранное предприятие
@ Александр Миридонов/Коммерсантъ

Tекст: Вера Козубова

Эстония захотела извлечь экономическую выгоду из проходящего по дну Балтийского моря «Северного потока». Причем достаточно неожиданным способом. Оборонные специалисты республики считают, что они могут предложить Газпрому охранять газопровод.

Охрана проходящего по дну Балтийского моря газопровода «Северный поток» могла бы стать международным предприятием, в котором приняли бы участие и эстонские подразделения и организации, говорится в подготовленном центром оборонных исследований Эстонии докладе о ситуации в сфере безопасности в регионе Балтийского моря.

Если разрешить Газпрому использовать территорию страны, то можно будет получать плату за транзит и аренду

«Крайне редко упоминается, что «Северный поток» – это международный проект», – отмечается в документе. Решить проблему охраны газопровода можно, превратив его в международное предприятие, в котором бы участвовали немецкие, эстонские, российские и финские компании. Эстонские специалисты считают, что странам необходимо тщательно изучить эту возможность.

В докладе говорится, что российская инфраструктура на территории Эстонии может означать определенный риск для безопасности страны. «Россия может утверждать, что у нее есть право охранять свой газопровод, к примеру, патрулировать район вооруженными военными кораблями, самолетами или вертолетами. Нельзя исключать и желание России проводить военные учения, сценарий которых будет содержать ту или иную угрозу газопроводу», – считают авторы доклада.

В то же время из документа следует, что проект «Северный поток» может быть Эстонии выгоден с экономической точки зрения. По мнению эстонских исследователей, если разрешить Газпрому использовать территорию страны, то можно будет получать плату за транзит и аренду. В будущем соглашение с Газпромом может открыть двери для иных предприятий в области энергетики, которые могут оказаться для Эстонии экономически выгодными, передает «Интерфакс».

«Также следует учитывать фактор доброй воли, даже если нет оснований ожидать немедленного улучшения эстонско-российских отношений. Этот фактор доброй воли может также укрепить позицию Эстонии в других сферах, например, в части желания России ввести безвизовый режим с Евросоюзом», – отмечают авторы.

В качестве одного из возможных решений для Эстонии они предлагают выторговать у Газпрома наиболее выгодную сделку для охраны газопровода и создать прозрачный эстонско-российский режим безопасности, который бы охватывал единую структуру управления и участие наблюдателей от обеих стран.

Научный сотрудник центра оборонных исследований Эстонии Рийна Кальюранд считает, что Таллин мог бы быть смелее в вопросах, связанных с «Северным потоком». «Даже 20 лет спустя мы склонны думать, что маленькие и уязвимые, что нам нельзя идти на слишком рискованные шаги, а обязательно надо говорить «нет», так как это вредит нашим интересам тут и там», – отметила она.

«Мы редко думаем о возможных положительных аспектах, о том, как, например, какой-нибудь шаг или аргумент могут повысить нашу репутацию», – добавляет Кальюранд. Она считает, что Эстония должна вести себя как зрелое государство ЕС.

По ее словам, в докладе не идет речь о том, что Эстонии следовало бы разрешить Nord Stream провести исследования в экономических водах страны. Здесь неважно, какое решение, главное, чтобы оно было аргументировано, передает Postimees.

«Кроме экологических исследований могли бы быть исследования в области экономики и безопасности, и Эстония могла бы использовать свое членство в Европейском союзе и НАТО», – заключила она.

Напомним, власти Эстонии отказываются пускать «Северный поток» в свои воды. В конце октября министр обороны страны Урмас Рейнсалу высказался против проведения исследования возможности прокладки в водах республики новых ниток газопровода. Он порекомендовал министерству иностранных дел ответить компании Nord Stream AG отказом на пожелание провести исследования в водах Эстонии, поскольку, по его мнению, прокладка газопровода представляет угрозу для безопасности страны.

Однако эксперты считают, что участие Эстонии в «Северном потоке» смогло бы принести существенную экономическую выгоду для страны. «Эстония смогла бы ежегодно получать от транзита 200–250 млн долларов, что для эстонского бюджета сумма весьма немаленькая. Кроме того, если к этому прибавить еще и услуги по охране и обслуживанию, а также учитывая возможную скидку на газ, то выгода составит порядка 500–600 млн долларов. Если учесть, что сейчас Эстония, как и все прибалтийские государства, переживает не лучшие времена в экономике из-за долгового кризиса в еврозоне, то иного выхода, кроме как сменить гнев на милость к российскому бизнесу, у эстонского правительства просто не будет», – считает аналитик компании AForex Нарек Авакян.

По его мнению, сотрудничество с Эстонией вряд ли окажется выгодным для Газпрома. «Из-за позиции эстонского правительства, которое опасалось обострения экологической ситуации в своих водах из-за строительства этого газопровода, пришлось сдвинуть строительство газопровода подальше от эстонских границ, что значительно увеличило стоимость реализации этого проекта», – добавил Нарек Авакян.

Но самое главное, что у эстонских вооруженных сил может оказаться недостаточно ресурсов для охраны газопровода. В мирное время они насчитывают 5,5 тысяч человек. ВВС состоят из двух транспортных самолетов и четырех вертолетов. Государство неохотно выделяет финансирование на развитие военной инфраструктуры.

..............