Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

2 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
23 июня 2010, 14:41 • Экономика

Завязать аэропорты в узел

Москве предложили завязать аэропорты в авиаузел

Завязать аэропорты в узел
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Наталья Журавлева

Консультанты по вопросам приватизации аэропорта Шереметьево рекомендовали привлекать инвестора ко всему московскому авиационному узлу, то есть также к двум другим аэропортам: Домодедово и Внуково. В Москве, по их мнению, создана принципиально неверная схема с конкуренцией трех аэропортов, решать вопрос только по Шереметьево невозможно. Отраслевые эксперты считают, что это «похоронит» конкуренцию на рынке: цены вырастут, а качество услуг упадет.

В рамках «правительственного часа» в Совете Федерации вице-премьер Игорь Шувалов рассказал сенаторам о деятельности правительства по модернизации и технологическому обновлению экономики. Он затронул вопрос создания единого московского авиаузла.

Разговор на троих

В Москве создана абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов – между Шереметьево, Внуково и Домодедово

Шувалов рассказал, что нанятый правительством для консультаций альянс «Тройки-Диалог» и банка Credit Suisse предварительно рекомендовал правительству приватизировать или сдать в аренду Шереметьево с планами на развитие в целом московского авиаузла.

Причем консультанты заключили, что «принятие решения по одному аэропорту в Москве ничего не решит, так как в Москве создана абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов – между Шереметьево, Внуково и Домодедово, что недопустимо для конкуренции с европейскими аэропортами». «В итоге они пришли к выводу, что «нужно вести переговоры совместно сразу с тремя аэропортами», – сообщил вице-премьер.

«Поэтому, скорее всего, придется вести переговоры с другими инвесторами, чтобы определить судьбу московского авиаузла», – отметил чиновник.

При этом Шувалов напомнил о существующих сложностях, «так как Домодедово – это частный аэропорт, Внуково – наполовину частный, а в какой-то части принадлежит правительству Москвы. «Они (консультанты – ред.) тогда говорят: ну тогда не ставьте перед нами неисполнимых целей. Хотите найти только инвестора – мы вам дадим инвестора, но только тогда никому не объясняйте, что в Москве будет создана уникальная, правильная инфраструктура по обеспечению перевозок», – объяснил суть ситуации первый вице-премьер.

По его словам, «у нас есть возможности строить в Шереметьево новую взлетно-посадочную полосу», но это будет ограничивать развитие Внуково, так как там тоже есть планы по строительству такой полосы. «Поэтому мы можем административно как-то на эти вещи влиять, но все это будет не очень разумно», – добавил Шувалов.

В заключение он подчеркнул, что правительство  заинтересовано не в получении средств от продажи Шереметьево инвестору, а в создании первоклассного аэропорта, способного конкурировать с европейскими хабами.

Готов к продаже

В начале июня Шувалов заявил, что государство готово продать пакет акций аэропорта Шереметьево стратегическому инвестору, который изъявит желание развивать авиаузел. «Государство намерено распорядиться своей долей в Шереметьево. В этом – начале следующего года точно», – объявил тогда же чиновник.

Говоря о приватизации Шереметьево, первый вице-премьер отметил, что «важна не цена, а структурный проект». По его словам, «есть заинтересованность в приобретении Шереметьево, но может появиться инвестор с другим объемом инвестиций, если наши предложения будут расширены». По его словам, «инвестору может быть интересен в целом московский авиаузел, а не только отдельный аэропорт».

Ранее основным вариантом распоряжения Шереметьево называлась передача аэропорта управляющей компании. Конкурс по ее выбору, по данным Минтранса РФ, должен был состояться до конца 2010 года.

Еще в конце 2009 года на совещании по вопросу об основных направлениях приватизации федерального имущества на 2010–2012 годы глава Минэкономиразвития Эльвира Набиуллина утверждала, что Шереметьево «нет в плане приватизации» и аэропорт не будет продан.

«Порочная попытка»

Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак называет планы по продаже Шереметьево назревшим, здравым и понятным шагом. А вот в заключении консультантов в лице «Тройки-Диалог» и Credit Suisse он усматривает желание передать московский авиаузел в одни руки.

«Попытка загнать все это в одни ворота, на мой взгляд, просто порочна. Если это произойдет, то будет то же самое, что и везде, где царствуют монополии», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.

До сих пор единственным источником развития московского авиационного узла остается конкуренция между аэропортами, убежден Рыбак. «Именно она позволяет им развиваться, предоставлять более-менее приемлемые услуги по более-менее приемлемым ценам», – отметил он.

Главный вопрос, считает он, в либерализации рынка вокруг естественного монополиста. «Аэропорты являются естественными монополиями. Поэтому любая «концентрация» и передача управления аэропортов в одни руки приведет к тому, что цены на их услуги вырастут, а качество самих услуг упадет», – пояснил Рыбак.

При этом эксперт отметил, что все три московских аэропорта «чувствуют себя прекрасно». «Никаких особых проблем там нет. Реконструкция идет на разных стадиях, но весьма бодро. Поэтому я думаю, что никакого смысла в централизации управления, а уж тем более в привлечении «одного хозяина» для аэропортов нет», – сказал он.

Рыбак считает, что консультантов в данном случае слушать просто неразумно. По его словам, именно инвестиционные банкиры и финансисты считают, что «спасение в укрупнении». «Для них ответ на все вопросы – это глобализация», – резюмировал Рыбак.