Тимур Шерзад Тимур Шерзад Как приблизит победу новая группировка войск «Север»

В зоне специальной военной операции у ВС РФ появилась новая группировка войск – «Север». Что это – косметическое переименование, или предвестник очень плохих новостей для противника?

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

16 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
17 июня 2009, 21:45 • Экономика

Молоко стало газом

Россия и Белоруссия поменяли одну войну на другую

Молоко стало газом
@ РИА Новости

Tекст: Тимур Мухаматулин,
Галина Камнева

Россия и Белоруссия вечером в среду попытались закончить «молочную войну». Весь день участники Союзного государства обменивались колкостями: Россия потребовала от западного соседа возврата 231 млн долларов за газ, а белорусы обвиняли нашу страну в контрабанде пива и бананов. Эксперты считают, что экономическая война между странами возможна, а вот к попыткам изменения власти у соседа относятся скептически: пророссийской оппозиции в Белоруссии нет.

Россия и Белоруссия разрешили возникшую в начале июня молочную проблему, сообщил главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

«Мы подписали сейчас протокол, который удовлетворяет и белорусскую, и российскую стороны», – сказал Онищенко по итогам переговоров с министрами сельского хозяйства и здравоохранения Белоруссии, передает РИА «Новости».

Нашей стране удалось экономически сломить лишь Молдавию

Роспотребнадзор 6 июня запретил ввоз в Россию почти всей белорусской молочной продукции. Дело в том, что молочные производители Белоруссии не соблюли требования российского техрегламента на молоко, который начал действовать в декабре 2008 года.

Напомним, с 17 декабря в России вступил в силу технический регламент, разграничивающий понятия «питьевое молоко» и «напитки, восстановленные из порошкового молока». Теперь если в состав продукта входит хотя бы 1% сухого порошка, то производитель не имеет права писать на его упаковке «молоко».

По утверждению Онищенко, со стороны белорусских производителей молока «не последовало каких-либо попыток выполнить новые требования законодательства».

В итоге президент Белоруссии Александр Лукашенко интерпретировал решение Роспотребнадзора как объявление Белоруссии «торговой войны» и выталкивание ее с российского рынка.

Позднее состоялась серия консультаций по вопросу возвращения белорусской молочной продукции на российский рынок. В Москву приезжали делегации высокопоставленных белорусских чиновников. Роспотребнадзор выдвинул требование, чтобы Минск представил перечень белорусской молочной продукции, которую планируется поставлять в Россию. Среди российских требований было условие и о том, что белорусская молочная продукция получает санитарно-эпидемиологическое заключение в лабораториях, аккредитованных в России.

Однако договоренности о возобновлении поставок не были достигнуты. Роспотребнадзор усомнился в компетенции белорусской делегации, которая была вынуждена улететь в Минск. В ответ на это Белоруссия приняла свои меры в «молочной войне»: на границе с Россией белорусские таможенники выставили посты и пообещали контролировать поток грузов через российско-белорусскую границу. Одновременно от Белоруссии прозвучали заявления о масштабной контрабанде российского пива и бананов, из-за чего бюджет Белоруссии понес «миллиардные убытки».

Несмотря на то что между двумя странами разразилась самая настоящая «таможенная война», министр сельского хозяйства России Елена Скрынник во вторник вечером сообщила, что Россия и Белоруссия завершили переговоры по вопросу молока. По ее словам, стороны достигли договоренности, устраивающей всех: ввоз сухого молока в Россию из Белоруссии должен временно прекратиться, а импорт творога, масла и сыра – вырасти.

В среду в Москву на переговоры по молочной проблеме прибыли министр сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Семен Шапиро и министр здравоохранения Василий Жарко. По итогам переговоров с Онищенко стороны достигли компромисса: уже в четверг Белоруссия возобновит поставки молочной продукции в Россию. В результате уже вечером заместитель председателя Государственного таможенного комитета Белоруссии Сергей Борисюк сказал, что страна не будет усиливать таможенный контроль за транспортом из России.

«Данное решение принято с учетом поступившей информации о возможности беспрепятственного перемещения в Россию белорусских товаров», – передает его слова «Интерфакс».

Однако Россия решила нанести другой удар по белорусской экономике. Как сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на экономического советника посла России в Белоруссии Андрея Кузнецова, Газпром потребовал от Белтрансгаза выплатить деньги за транзит газа, а также штрафы за невыборку топлива плюс пени в размере 231 млн долларов.

«В письме Газпром обращает внимание Белтрансгаза на необходимость своевременной, то есть до 23 июня, и в полном объеме оплаты за поставки в мае текущего года», – цитирует агентство слова дипломата.

До этого между лидерами стран была достигнута устная договоренность об оплате газа из расчета 150 долларов за 1 тыс. кубометров, но в контракте все еще прописана сумма в 210 долларов за 1 тыс. кубометров. Для того чтобы покрыть это превышение, Газпром заплатил 250 млн долларов за прокачку газа через территорию республики авансом. Где сейчас республика возьмет деньги, непонятно. Скорее всего, их даст опять Россия, что-то потребовав взамен. Поэтому говорить, что противостояние окончено, нельзя.

Россия и Белоруссия уже переживали период острой конфронтации из-за транспортировки энергоносителя в Европу. В конце 2006 года договоренность между сторонами о транзите газа была достигнута буквально за пару часов до того, как Газпром угрожал остановить прокачку. В результате российская газовая монополия получила 50% акций Белтрансгаза.

В последние годы столкновения между участниками Союзного государства стали еще более острыми. Так, Белоруссия до сих пор не признала независимость Абхазии и Южной Осетии. В СМИ неоднократно появлялись официально не подтвержденные сведения, что одним из условий выделения кредита братскому народу в размере 100 млрд рублей стало именно это признание.

Период активного раздражения наступил в конце весны 2009 года. Белоруссия обратилась к России за кредитами, в частности, на строительство там атомной электростанции. Тогда министр финансов России Алексей Кудрин раскритиковал это решение, заявив, что стабильность экономики соседей вызывает сомнения. Также министр удивился нежеланию белорусов брать кредит в рублях.

Реакция Лукашенко на эти высказывания была крайне жесткой – он обвинил Кудрина в том, что тот «солидаризуется с отморозками, которые вякают на западные деньги».

«У России сейчас нет особенной мотивации для экономической интеграции с Белоруссией», – отметил ВЗГЛЯДу генеральный директор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов. По его словам, опыт России в экономических войнах – скорее негативный. «Нашей стране удалось экономически сломить лишь Молдавию», – напомнил эксперт.

Говоря о политической подоплеке этих событий, Виноградов отметил, что задача Москвы – не допустить противостояния России с украинско-белорусским блоком. «Для этого нужно аккуратно вести дела с каждым из партнеров», – отмечает эксперт.

Скептически оценивает Виноградов и вероятность давления на соседнюю страну с целью смены там власти. «У Лукашенко нет серьезной альтернативы внутри страны, к тому же там, как и в Грузии, почти нет пророссийской оппозиции – она в большей степени ориентирована на Европу», – рассказал ВЗГЛЯДу эксперт.

..............