Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
17 мая 2006, 10:16 • Экономика

Пугачев лег в дрейф

Государство собирается купить «Северную верфь»

Пугачев лег в дрейф
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Петр Канаев

Государство намерено установить контроль над судостроительными концернами «Балтийский завод» и «Северная верфь». Покупателем может выступить Рособоронэкспорт, претендующий на статус госкорпорации. Смена собственника обеспечит питерские заводы экспортными заказами, говорят источники в отрасли.

Сейчас заводы входят в структуру Объединенной промышленной корпорации, управляющей нефинансовыми активами Международного промышленного банка. По неофициальной информации, с предложением о покупке судостроительных заводов к предпринимателю Сергею Пугачеву, контролирующему Межпромбанк, могут обратиться представители ФГУП «Рособоронэкспорт».

Одни считают, что государство – эффективный собственник, другие – что неэффективный

На «Балтийском заводе» не комментируют возможную смену собственника. «Это вопрос акционеров», – сказал газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь завода. Так же ответили на вопрос газеты ВЗГЛЯД на «Северной верфи». В пресс-службе ОПК газете ВЗГЛЯД сказали, что не выходили с инициативами о продаже заводов. А в Рособоронэкспорте газете ВЗГЛЯД сообщили, что не комментируют коммерческую деятельность предприятия.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, государство рассматривает несколько вариантов формирования интегрированных структур в надводном судостроении. С инициативой по созданию холдинга на основе своих активов выходил Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения. Но чиновники склоняются к объединению профильных активов вокруг «Северной верфи» и «Балтийского завода», принадлежащих ОПК.

Механизм формирования холдингов надводного и подводного судостроения обсуждается в профильных ведомствах довольно давно. Но в последнее время работа над проектом активизировалась. Катализатором стало послание Владимира Путина к Федеральному собранию, в котором президент поручил чиновникам ускорить процесс создания интегрированных холдингов в авиастроении и судостроении.

Накануне генеральный директор ОПК Александр Гнусарев подтвердил, что государство заинтересовано в судостроительных активах корпорации, но «пока не предлагает и не выходит с какими-либо предложениями». «Что будет в этом объединении (холдинг надводного судостроения – ред.), и как оно будет функционировать, нам пока не известно. Видимо, на данном этапе государство хочет определить формат: как оно будет структурировать находящиеся в госсобственности активы, чтобы потом было к чему их присоединять. Вопрос любого объединения – это вопрос оценки активов. Поэтому для того чтобы объединяться, надо понять, кто и с кем объединяется», – отмечает господин Гнусарев.

По словам топ-менеджера, консолидация судостроения будет идти так же, как объединение предприятий авиастроения. «Разница в том, что в авиастроительных предприятиях основные мощности сконцентрированы в руках государства, а в судостроении это не так. Большая часть судостроительных активов находится в частной собственности», – напоминает Александр Гнусарев.

Источник в отрасли рассказал газете ВЗГЛЯД, что Рособоронэкспорт может прийти на заводы ОПК в качестве «государственной корпорации с широкими возможностями, а не ФГУП», либо в качестве государственно-частного партнерства. «Все относятся к этому (возможная смена собственников питерских судостроительных заводов – ред.) очень по-разному, – говорит источник газеты ВЗГЛЯД. – Одни считают, что государство – эффективный собственник, другие – что неэффективный. Приход Рособоронэкспорта обеспечит заводы экспортными контрактами. Сейчас выгодна только работа с зарубежными заказчиками. За счет поступлений от экспорта можно развивать отечественное судостроение. Но с другой стороны, за полгода на АвтоВАЗе Рособоронэкспорт увеличил административные расходы в несколько раз».

По словам источника, представители Рособоронэкспорта постоянно бывают на «Северной верфи», так как завод выполняет важные экспортные контракты. «Весной на предприятие приезжал глава Рособоронэкспорта Сергей Чемезов», – напоминает источник.

Эксперты отмечают, что Сергей Пугачев может быть заинтересован в продаже судостроительных активов государству. Недавно заводы ОПК упустили крупный контракт на три фрегата для Индии стоимостью более 1 млрд. долларов. Участники рынка считают, что таким образом государство пытается заставить господина Пугачева снизить цену активов. По экспертным оценкам, предприниматель может получить за Балтийский завод и Северную верфь несколько сотен миллионов долларов. И менеджмент ОПК не собирается идти на уступки.

«Сегодня мы трезво оцениваем те активы, которые находятся в нашей собственности, и те активы, которые планируются к вхождению в такой государственный концерн. Мы считаем, что наши совокупные активы в судостроении позволяют говорить о нашей значительной доли в объединении», – настаивает Александр Гнусарев.