Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

3 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.

15 комментариев
17 мая 2006, 10:16 • Экономика

Пугачев лег в дрейф

Государство собирается купить «Северную верфь»

Пугачев лег в дрейф
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Петр Канаев

Государство намерено установить контроль над судостроительными концернами «Балтийский завод» и «Северная верфь». Покупателем может выступить Рособоронэкспорт, претендующий на статус госкорпорации. Смена собственника обеспечит питерские заводы экспортными заказами, говорят источники в отрасли.

Сейчас заводы входят в структуру Объединенной промышленной корпорации, управляющей нефинансовыми активами Международного промышленного банка. По неофициальной информации, с предложением о покупке судостроительных заводов к предпринимателю Сергею Пугачеву, контролирующему Межпромбанк, могут обратиться представители ФГУП «Рособоронэкспорт».

Одни считают, что государство – эффективный собственник, другие – что неэффективный

На «Балтийском заводе» не комментируют возможную смену собственника. «Это вопрос акционеров», – сказал газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь завода. Так же ответили на вопрос газеты ВЗГЛЯД на «Северной верфи». В пресс-службе ОПК газете ВЗГЛЯД сказали, что не выходили с инициативами о продаже заводов. А в Рособоронэкспорте газете ВЗГЛЯД сообщили, что не комментируют коммерческую деятельность предприятия.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, государство рассматривает несколько вариантов формирования интегрированных структур в надводном судостроении. С инициативой по созданию холдинга на основе своих активов выходил Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения. Но чиновники склоняются к объединению профильных активов вокруг «Северной верфи» и «Балтийского завода», принадлежащих ОПК.

Механизм формирования холдингов надводного и подводного судостроения обсуждается в профильных ведомствах довольно давно. Но в последнее время работа над проектом активизировалась. Катализатором стало послание Владимира Путина к Федеральному собранию, в котором президент поручил чиновникам ускорить процесс создания интегрированных холдингов в авиастроении и судостроении.

Накануне генеральный директор ОПК Александр Гнусарев подтвердил, что государство заинтересовано в судостроительных активах корпорации, но «пока не предлагает и не выходит с какими-либо предложениями». «Что будет в этом объединении (холдинг надводного судостроения – ред.), и как оно будет функционировать, нам пока не известно. Видимо, на данном этапе государство хочет определить формат: как оно будет структурировать находящиеся в госсобственности активы, чтобы потом было к чему их присоединять. Вопрос любого объединения – это вопрос оценки активов. Поэтому для того чтобы объединяться, надо понять, кто и с кем объединяется», – отмечает господин Гнусарев.

По словам топ-менеджера, консолидация судостроения будет идти так же, как объединение предприятий авиастроения. «Разница в том, что в авиастроительных предприятиях основные мощности сконцентрированы в руках государства, а в судостроении это не так. Большая часть судостроительных активов находится в частной собственности», – напоминает Александр Гнусарев.

Источник в отрасли рассказал газете ВЗГЛЯД, что Рособоронэкспорт может прийти на заводы ОПК в качестве «государственной корпорации с широкими возможностями, а не ФГУП», либо в качестве государственно-частного партнерства. «Все относятся к этому (возможная смена собственников питерских судостроительных заводов – ред.) очень по-разному, – говорит источник газеты ВЗГЛЯД. – Одни считают, что государство – эффективный собственник, другие – что неэффективный. Приход Рособоронэкспорта обеспечит заводы экспортными контрактами. Сейчас выгодна только работа с зарубежными заказчиками. За счет поступлений от экспорта можно развивать отечественное судостроение. Но с другой стороны, за полгода на АвтоВАЗе Рособоронэкспорт увеличил административные расходы в несколько раз».

По словам источника, представители Рособоронэкспорта постоянно бывают на «Северной верфи», так как завод выполняет важные экспортные контракты. «Весной на предприятие приезжал глава Рособоронэкспорта Сергей Чемезов», – напоминает источник.

Эксперты отмечают, что Сергей Пугачев может быть заинтересован в продаже судостроительных активов государству. Недавно заводы ОПК упустили крупный контракт на три фрегата для Индии стоимостью более 1 млрд. долларов. Участники рынка считают, что таким образом государство пытается заставить господина Пугачева снизить цену активов. По экспертным оценкам, предприниматель может получить за Балтийский завод и Северную верфь несколько сотен миллионов долларов. И менеджмент ОПК не собирается идти на уступки.

«Сегодня мы трезво оцениваем те активы, которые находятся в нашей собственности, и те активы, которые планируются к вхождению в такой государственный концерн. Мы считаем, что наши совокупные активы в судостроении позволяют говорить о нашей значительной доли в объединении», – настаивает Александр Гнусарев.