Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

23 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
18 марта 2011, 16:08 • Культура

По следам Петипа

Премьеры Начо Дуато: испанская прививка в русскую душу

По следам Петипа
@ пресс-служба Михайловского театра

Tекст: Ирина Тарасова,
Санкт-Петербург

Попасть на премьеры в Петербурге было почти нереально, и неудивительно: это были первые спектакли нового худрука балетной труппы Михайловского театра Начо Дуато. Сразу после петербургских спектаклей Михайловский едет в Москву, где кроме номинантов «Золотой маски» – оперы «Иудейка» и «Лебединого озера» – представит два балета Дуато из трех премьерных: «Without Words» и «Дуэнде».

Надо сказать, что гастроли петербуржцев в Москве состоятся в то время, когда в столице еще горячо обсуждают премьеры ноймайеровской «Русалочки» на сцене театра им. Немировича-Данченко и ждут в конце марта гастролей Американского театра балета Кевина Макензи. Добавьте к этому апрельские «золотомасочные» спектакли Иржи Килиана руководителя Нидерландского театра танца (NDT), в прошлом балетного «босса» Дуато, апрельскую же премьеру Прельжокажа в Мариинском, и можно считать, что спектакли испанца оказались в «балетном эпицентре».

Меняем роли

Смятение зрителя – определенно реакция на сомнения самого хореографа. Может, это растерянность перед той самой пресловутой «загадкой русской души

Появление знаменитого испанца Начо Дуато в Михайловском не было очередным всплеском «кадровой лихорадки» в петербургском театре. Начо Дуато не просто мировое имя, балетная звезда, ученик Бежара, солист NDT, известный постановщик балетов на многих мировых сценах (в конце июля 2010 года завершился контракт Дуато с Национальным театром танца Испании, который хореограф за двадцать лет работы превратил из безвестного в статусный прим. ВЗГЛЯД) Дуато не только ставит спектакли – он умеет создавать балетные труппы. Когда-то в Петербурге иностранец Мариус Петипа сумел «выстроить» один из самых блистательных балетных коллективов мира. Но повторится ли опыт мировой «балетной прививки» российскому театру?

Осенью 2010-го Дуато приезжал в Петербург, чтобы отобрать из 130 танцовщиков Михайловского 60 человек – именно с ними в январе он начал репетиции балетной премьеры, случившейся в Северной столице уже 15 марта 2011-го. Причем всего за два месяца Дуато вместе с постановочной бригадой должен был не только создать современный спектакль, но и научить классическую труппу совершенно иному балетному языку. Предшествовавшая приходу Дуато в Михайловский работа знаменитого хореографа Михаила Мессерера позволила вывести «михайловский» балет на европейский уровень. Но пока это был только балет классический (москвичи в марте увидят на «Золотой маске» «Лебединое озеро» спектакль Горского в редакции Мессерера). Однако после работы современного хореографа Дуато сможет ли классическая балетная труппа соединить в своем репертуаре балет современный и классический? Дуато утверждает, что это не только возможно, но мировая практика предоставляет сегодня множество таких примеров.

И раз, и два... И три?

Начо Дуато не только создал современный спектакль, но и научил классическую труппу совершенно иному балетному языку (фото: ИТАР-ТАСС)

Начо Дуато не только создал современный спектакль, но и научил классическую труппу совершенно иному балетному языку (фото: ИТАР-ТАСС)

Для петербургской премьеры Начо Дуато выбрал два уже известных мировому зрителю балета и совершенно новый спектакль, созданный во время его работы в Петербурге – для новой труппы и под петербургских солистов. Выбор «Without Words» на музыку Шуберта и «Дуэнде» на музыку Дебюсси, поставленных испанцем в Америке и Нидерландах еще в 1990-е годы, сам режиссер объяснил именно возможностью адекватного перехода танцоров классического балета к современной хореографии.

Путь к современному балету через небезызвестную «абсолютную музыкальность» Начо Дуато оказался действительно невероятной удачей: Дуато вообще в балетных идеях идет от музыки – обязательно в живом исполнении – и абсолютно органичной хореографии. Приехавшая на премьеру Елена Образцова, когда-то работавшая с оперной труппой Михайловского, оценила музыкальный талант Дуато как абсолютный слух. Если добавить к этому появление в балете «Без слов» Леонида Сарафанова – блистательного солиста Мариинки, покинувшего труппу именитого театра только ради работы с Дуато, можно считать, что «прививка» самобытной хореографии испанца, в которой утонченный рисунок танца сочетается с органическим чувством природной красоты тела, прошла удачно. А импрессионистичный «Дуэнде» еще и позволил Дуато продемонстрировать, как за два с небольшим месяца можно создать из классического «кордебалета» современный ансамбль.

Завораживающая музыка Дебюсси, естественная красота танца, похожего на движения оживших античных фресок. Все это на фоне таинственного полумрака и фантастически красивых декораций – минималистичных и роскошных одновременно: то ли это изумрудно позеленевший ствол древнего древа, то ли фантазийный шелковый орнамент великолепного зеленого занавеса. И хотя некоторую скованность не привыкших к новой хореографии танцоров пока еще скрыть не удается, но эстетическое удовольствие от обоих спектаклей зритель получил несомненное.

Загадка русской души

Смятенную реакцию зрителей и первых отзывов на третий спектакль Дуато скрыть было сложно. Nunc Dimittis («Ныне отпущаеши») поставлен на музыку Арво Пярта, написанную по тексту знаменитой молитвы Симеона Богоприимца. К тому же специально для этого спектакля испанец Давид Азагра, который давно работает в России, написал и колокольную музыку, что стало мировым событием для балетной сцены – до сих пор колокольные звоны сопровождали только оперные спектакли. У дирижерского пульта, кстати, тоже соотечественник Дуато Педро Алькальде.

Сам Начо Дуато признается, что на создание этого балета более всего его вдохновила музыка Пярта и прима Михайловского Екатерина Борченко: «Можно сказать, что Nunc Dimittis создается на нее и для нее». Классическая Одетта-Одилия Борченко, действительно, предстала в необычной для нее роли: вся фигура балерины скрыта темным трико и практически не видна на фоне тоже темных, абстрактно-храмовых декораций, пересеченных то ли лучами света под куполом, то ли лезвиями прожекторов (непростой для Петербурга с его блокадным прошлым образ).

Хореограф делает акцент на «текучих» и «длительных» движениях рук балерины, повороте головы, наклоне шеи, неожиданно-резкой белой полосе тела в вырезе на спине. Путь к духовности через страдание, аскезу и жертвенность (которую выпускнице Вагановского, наверное, даже «играть» не надо – она в крови!) главная тема балета. Но тем более конфликтно партия Борченко «звучит» на фоне странного, в какие-то мгновения почти стихийного танца балета, костюмы которого, придуманные самим Начо Дуато, похожи то ли на яркие русские сарафаны с бесстыдно обнаженными плечами, то ли на «усеченные» средневековые платья. А движения балета в какие-то моменты вдруг напоминают элементы русского народного танца.

Смятение зрителя определенно реакция на сомнения самого хореографа. Может, это растерянность перед той самой пресловутой «загадкой русской души», в которой смешались любовь небесная и страсть земная, безрассудство и осознанная жертвенность, стихийность и соборность? Финал спектакля Дуато почти хореографический парафраз бунинского «Чистого понедельника». На пурпурных, в тон сарафанам лентах, превратившихся из соборных драпировок в подобие взлетающего креста-распятия, поднимается героиня Nunc Dimittis к последнему пристанищу смятенной души. Только в этом жертвенном дарении – искусству, родине, Богу смысл встречи, Сретения, которому и посвящена молитва Симеона Богоприимца. Идея по своей сакральности, конечно, выходит за пределы театральные. Но сможет ли она «врасти» в царство «Лебединого озера» и «Спящей красавицы»? Не увлекся ли «очарованием русскости» испанский хореограф? Вопросов остается много. А вот что не вызывает сомнения это финал самой премьеры: преданно-влюбленный поворот всей новой труппы в сторону Мастера, вышедшего на сцену. Тут, несмотря на все технические и художественные «пока», понимаешь: балет все-таки родился.

Справка: Начо Дуато (Хуан Игнасио Дуато Барсиа) родился в Валенсии в 1957 году. Испанский танцовщик и хореограф. Учился балету в Rambert Dance Company в Лондоне, у Мориса Бежара в Брюсселе и в Американском балетном театре Элвина Эйли в Нью-Йорке. Начал карьеру танцовщика в шведском балете Биргит Кульберг, через год присоединился к Нидерландскому балетному театру под руководством Иржи Килиана. С начала 1980-х годов выступает как хореограф, с 1988 – хореограф Нидерландского балетного театра вместе с Килианом и Хансом ван Маненом. Как постановщик работал с крупнейшими балетными труппами мира. С 1990 по 2010 – художественный директор Национальной балетной компании Испании. С 2011 года – художественный руководитель балетной труппы Михайловского театра Санкт-Петербурга.