Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

6 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
17 июня 2008, 08:55 • Культура

Стравинский-trip

Стравинский-trip
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Валентин Колесников

Сигалова известна и самой широкой публике – как член жюри популярного телешоу «Танцы со звездами», и продвинутым поклонникам поп-музыки – как постановщик эстрадных танцевальных номеров, в частности для концертов Анжелики Варум. Узкому кругу ценителей она известна как автор изысканных современных балетов. И даже как постановщик драматических спектаклей.

Правда, пока опыт в этом направлении у Сигаловой скорее негативный: ее «Мадам Бовари» не задержалась в репертуаре театра им. А.Пушкина (не помогло даже то обстоятельство, что театром руководит супруг Аллы Михайловны Роман Козак).

Однако в последнее время, пожалуй, наибольшее внимание привлекает ее деятельность в качестве преподавателя. Точнее, не сама даже деятельность, а ее феноменальные результаты.

Неоклассический период

Двум постановкам следовало бы поменяться названиями: прежнюю переименовать в «Кармен. Игры», а нынешнюю – в «Стравинский. Этюды

Даже на общем фоне вызывающих повышенный интерес студенческих спектаклей работы, сделанные Сигаловой в качестве педагога-репетитора с учащимися Школы-студии МХАТ, выделяются необычной судьбой.

Прошлогодний спектакль «Кармен. Этюды» из дипломного превратился сначала в репертуарный (он до сих пор играется теперь уже профессиональными молодыми актерами на Новой сцене МХТ), а затем еще и получил номинацию на «Золотую маску».

Премьера «Стравинский. Игры», хотя и эта работа изначально создавалась как учебная, вообще была сыграна в феврале в Нью-Йорке в центре Михаила Барышникова в присутствии самого мэтра, получила от него высокую оценку, после чего уже была несколько раз показана в Москве на сцене центра «На Страстном».

Название «Стравинский. Игры» уже самой формулировкой вольно или невольно отсылает к предыдущей работе со студентами школы-студии – «Кармен. Этюды».

Сигалова, конечно, убеждена и прямо говорит об этом, что новое сочинение – совершенно самостоятельное, прежнее – забыто, а в «Стравинском» она шла от индивидуальностей студентов.

Тем не менее и непрофессионал обратит внимание, что в «Стравинском» используются порой те же приемы и решения, что и в «Кармен»: например, когда аморфная масса быстро и неожиданно распадается на пары или когда участники действия выстраиваются в линию по диагонали сцены.

Интереснее, однако, наблюдать не за сходством, а за различиями. В спектакле «Кармен. Этюды» под музыку «Кармен-сюиты» Бизе – Щедрина участники разыгрывают пластические упражнения, в основном ансамблевые. Хотя выделяется и тройка солистов во главе с Игорем Тепловым – самым высоким и мускулистым на почти полностью влившемся теперь в труппу театра им. А.Пушкина курсе (чуть позже он сыграл в «Мадам Бовари» Сигаловой Леона Дюпона).

Там все начинается как учебное занятие, постепенно страсти накаляются, но в кульминационный момент игровое начало побеждает: «Кармен» после легкого обморока попила водички, скушала яблочко – укрепила молодой растущий организм витаминами – и вперед.

При этом в «Кармен» есть все, что необходимо Сигаловой для полноценного художественного высказывания, но, в отличие от той же неудачливой «Мадам Бовари», нет ничего лишнего.

То же яблоко хотя бы – универсальный как для антично-языческой, так и для иудео-христианской культурной мифологии символ соблазна и совращения. И в самом начале представления девушки впиваются в зеленые яблоки зубами и танцуют, удерживая их во рту, пока с губ стекает сок.

При этом прямого соотнесения сюжета повести и балета в сигаловской «Кармен» нет.

Номер на тему хабанеры решен как ансамблевый мужской танец, в котором молодые самцы попарно выясняют отношения, а танец на тему Тореадора, наоборот, как сольный женский, Кармен-студентка отплясывает его на столе в окружении вожделеющей толпы.

Сигалова прекрасно обходится совсем без текста (если не считать вносящих в пластическую симфонию зрелой страсти ноту юношеской иронии реплик типа «Я его первая нашла» или «Воды, воды!»).

То есть «Кармен. Этюды» – легкий, ненавязчивый, тотально самоироничный экзерсис. «Стравинский. Игры» строится в целом по тому же принципу: он начинается с как бы случайной игровой завязки, напряжение нарастает постепенно, персонажи, выходящие поначалу в мешковатых пиджаках, избавляются от них.

В хореографии ненавязчиво, но явно прослеживаются мотивы славянской этники, элементы обрядовых танцев. Хотя сама Сигалова такое влияние отрицает – по-моему, напрасно, учитывая, что сам музыкальный материал, «Свадебка» и «Весна священная», вдохновленный фольклорно-мифологическими и ритуальными мотивами, располагает к такого рода ассоциациям.

Симфония в трех движениях

А вот иронии, вопреки жанровому определению «Игры» в названии спектакля, здесь, в отличие от «Кармен», нет и в помине. «Стравинский» по общему настроению – спектакль довольно мрачный, если не сказать трагический. Пожалуй, двум постановкам следовало бы поменяться названиями: прежнюю переименовать в «Кармен. Игры», а нынешнюю – в «Стравинский. Этюды».

И самое главное – если «Кармен» была все-таки спектаклем ансамблевым, то «Стравинский» построен на противостоянии, условно говоря, солиста-протагониста и кордебалета.

Противостоянии жестком, драматичном и завершающемся смертью героя.

Любопытно, что эту, если все-таки можно так сказать, главную партию у Сигаловой исполняет один из двух обучающихся на курсе Райкина американцев, Казимир Лиски.

Говорят, Барышников, отсматривая спектакль в Нью-Йорке, его выделил особо. Хотя сама Сигалова признается, что, приступая к работе, точно знала, кто будет танцевать эту роль, и в солисты был определен совсем другой студент.

«Но жизнь умнее нас, она берет за руку и показывает: не этот, а вон тот», – в своей категоричной манере объясняет выбор Казимира Алла Михайловна.

Конечно, участники спектакля не профессиональные танцоры, у них нет специальной балетной подготовки, технически им не всегда просто выполнять задачи, которые перед ними без всяких скидок ставит хореограф-педагог.

И пока это очень заметно, особенно в сравнении с «Кармен». Правда, «Кармен. Этюды» мне довелось смотреть уже в качестве репертуарного спектакля, сыгранного и отточенного, а у «Стравинского» пока еще статус студенческой работы.

О перспективе дальнейшей судьбы новой постановки с учащимися школы-студии Сигалова также не распространяется: «Я свое дело сделала, и если кто-то захочет заработать на спектакле денег, меня это уже не касается».

Надеюсь, что заработать кому-нибудь захочется – жалко будет, если «Стравинский. Игры» разделит обычную судьбу дипломных спектаклей. У МХТ, насколько мне известно, планов в отношении «Стравинского» пока нет, но, скажем, в репертуар «Сатирикона», где всегда ценили пластику и куда по окончании школы-студии наверняка придут райкинские студенты, спектакль вполне мог бы вписаться.