Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
16 декабря 2010, 15:48 • Культура

«Поэзию помещают в загончик»

Андрей Родионов: В Москве потеряна поэтическая традиция

«Поэзию помещают в загончик»
@ wikipedia.org

Tекст: Кирилл Решетников

«Москвы как города я сейчас вообще не вижу, не чувствую. В любом городе есть интеллигенция, пролетариат, какие-то маргиналы… Это есть во всех городах России, кроме Москвы», – объяснил газете ВЗГЛЯД выбор места для проведения фестиваля «СловоNova» поэт Андрей Родионов.

В Перми прошел поэтический фестиваль «СловоNova», входящий в число самых неординарных региональных культурных событий. Одним из организаторов мероприятия был известный поэт Андрей Родионов – звезда сценической поэзии, обладатель самобытного стиля и узнаваемого голоса. В интервью газете ВЗГЛЯД он рассказал, почему поэтов не показывают по телевизору и чем Москва уступает другим российским городам.

Если по телевизору или в Интернете нам говорят, что время поэтов прошло, то к этому прислушиваются

ВЗГЛЯД: Андрей, кто придумал фестиваль «СловоNova»? Вы?

Андрей Родионов: Его придумал не я. Его придумали Марат Гельман*, Эдуард Бояков, поэт Станислав Львовский, критик Марина Абашева – те, кто организовывал первый фестиваль год назад. Тогда он мне в чем-то понравился, в чем-то нет. Я фигурировал как участник и не подозревал, что в следующий раз буду организатором.

ВЗГЛЯД: Поэтические фестивали, в том числе и довольно крупные, проходят сейчас во многих городах...

А. Р.: Ну конечно – люди в каждом городе осваивают бюджеты...

ВЗГЛЯД: А чем выделяется «СловоNova», в чем его отличие от других подобных инициатив?

А. Р.: Для меня было принципиально важно создать такую ситуацию, чтобы народ пришел слушать стихи. Как можно привлечь слушателей? Я просто попытался привезти на этот фестиваль своих любимых поэтов – тех, кого мог. Кроме того, добавил мастер-классы и лекции, чтобы все происходило более активно, слэмы – поэтические соревнования – и еще некоторые вещи. Например, московский поэт Герман Лукомников выступал у нас в колонии для несовершеннолетних. Но я еще раз подчеркиваю, что есть и другие организаторы: Марина Абашева и Эдуард Бояков. Бояков отвечает за театральную составляющую, он поставил несколько спектаклей, главные герои которых – стихи. Это театр и поэзия одновременно. Марина Абашева сделала очень многое со своей профессорской, университетской стороны.

ВЗГЛЯД: Сочинение стихов постепенно превратилось, с одной стороны, в необязательные дилетантские экзерсисы, с другой – в эзотерическое кулуарное занятие. Возможно, «СловоNova» и другие похожие акции, если они будут, смогут содействовать тому, чтобы поэзия вновь обрела социальную роль, которая ей, вообще-то, органически присуща?

А. Р.: Да, действительно, мне кажется, что поэзию сейчас сознательно помещают в такой университетский загончик, где ей и место, как считают сильные мира сего. Потому что поэтов до сих пор боятся. Кто-то говорит, что роль поэта сильно преувеличена. Если это так, что стоит начать показывать поэтов по телевизору? Однако не показывают.

ВЗГЛЯД: То есть вы считаете, что в этот «загончик» поэзия отправляет не сама себя, а кто-то ее туда загоняет по политическим причинам?

А. Р.: Конечно, никакой специальной, сознательной травли не происходит, но публичную деятельность поэтов не поощряют.

ВЗГЛЯД: Но ведь есть еще и другая проблема: некоторые авторитетные люди, поэты и критики, придерживаются мнения, что стихи, обращенные к широкой аудитории и претендующие на социальную функцию, – это заведомая профанация, и поэтому читателями поэзии якобы должны быть профессионалы, то есть фактически сами поэты.

А. Р.: Да, есть такая точка зрения. Я придерживаюсь другой.

ВЗГЛЯД: Так все-таки есть ли, по-вашему, надежда, что что-то подобное фестивалю «СловоNova» хотя бы отчасти вернет поэзии внятное звучание?

А. Р.: Скажу вам вот как: я считаю, что «СловоNova» – лучший поэтический фестиваль России. А что касается надежды... Я ни на что не надеюсь. Я просто ставил себе конкретную задачу, чтобы на наших мероприятиях было много народу, и по возможности пытался ее решить, не опускаясь до чего-то совсем уж попсового.

ВЗГЛЯД: В поэзии, как и в музыке и в любом другом искусстве, все упирается в персоналии: есть большие художники, из ряда вон выходящие люди – есть и поэзия, а если нет, то и нет. Не кажется ли вам, что современная поэтическая ситуация настолько проблемна именно из-за отсутствия таких фигур?

А. Р.: Да, это так. Совершенно верно.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: С чем может быть связано их отсутствие? Время такое? Посткультура все уничтожила и нивелировала, или дело в чем-то еще?

А. Р.: Причин и предпосылок масса. Но говорить, как Всеволод Емелин, что время больших поэтов прошло, я бы не стал. Это не так. Это вопрос личностей. Никто из нас не знает, когда родится гений. Дети ведь не прекратили рождаться в нашей стране – почему мы должны думать, что все кончилось? Люди, которым сейчас 20 лет, так не считают. Возможно, поэзия для них – вообще что-то другое, чем для вас и для меня. Чуть-чуть другое, но это «чуть-чуть» очень важно.

ВЗГЛЯД: Однако часто приходится сталкиваться с характерной мыслью, что новому поколению вообще чуждо любое мало-мальски сложное словесное творчество – при встрече с ним якобы следует иронически-безразличная реакция типа «многа букаф»...

А. Р.: Понимаете, Россия – страна, так сказать, учительская. Люди, как правило, прислушиваются к чьему-то вескому мнению, к мнению того, кого они склонны слушать. И если по телевизору или в Интернете нам говорят, что время поэтов прошло, то к этому прислушиваются. Но одновременно возникает еще и какое-то контрдвижение, несогласие, убеждение, что на самом деле это неправда. 20-летние сочиняют в соответствии с собственным представлением о том, какой должна быть поэзия. Просто их, к сожалению, не учат азам, не дают такого образования, которое позволило бы им создавать что-то близкое к нашим старым образцам, к классике ХIХ века или первой половины XX. Филологическое образование у нас мертво, кажется.

ВЗГЛЯД: То есть отсутствие образования может стать фатальным фактором, из-за которого талантливые люди не напишут выдающихся стихов?

А. Р.: Наверное, все-таки нет. Вспомним Иосифа Бродского, который получил образование из книг, а не от профессоров и, тем не менее, стал вполне академичным поэтом.

ВЗГЛЯД: Недавно вы переехали на постоянное жительство в Пермь. Считаете ли вы, что культуртрегерскую деятельность имеет больший смысл развивать в регионах и нестоличных городах, чем в Москве?

А. Р.: Несомненно. Что можно развивать в Москве? Москвы как города я сейчас вообще не вижу, не чувствую. В любом городе есть интеллигенция, есть пролетариат, есть какие-то маргиналы... Это есть во всех городах России, кроме Москвы.

ВЗГЛЯД: В Москве этого нет?

А. Р.: Москва – это город ментов, охранников и гастарбайтеров. Конечно, здесь очень много интеллектуалов, но они не играют той роли, которую играет университетская прослойка, скажем, в Перми. Все образованные люди в городе знают своих профессоров. А в Москве никто не знает, кто у нас ректор МГУ. То есть если спросить первого встречного на улице, он не скажет. А в Перми наугад выбранный человек вполне может ответить на аналогичный вопрос.

ВЗГЛЯД: И такая ситуация – одна из причин того, что культурные инициативы в Москве не находят отклика?

А. Р.: Они здесь просто бессмысленны. Москва перестала быть городом в традиционном понимании. А ведь та же поэзия – она является частью традиции. В Москве традиция потеряна. Возможно, впрочем, что сейчас она здесь заново создается с самого низа...

ВЗГЛЯД: Стал ли переезд в Пермь стимулом для вашего собственного творчества?

А. Р.: Да. Я в Перми всего два месяца, но уже чувствую какой-то поэтический трепет, и одно написанное там стихотворение кажется мне удачным. Хотя для того чтобы по-настоящему понять потенциал этого места, надо там дольше прожить.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............