Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

2 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
10 сентября 2008, 10:19 • Культура

Стихотворения чудный театр

Стихотворения чудный театр
@ school268.ru

Tекст: Кирилл Анкудинов,
Майкоп

Случилось странное. Те журнальные поэтические подборки, которые произвели на меня сильнейшее впечатление, мне не вполне понравились. И напротив, стихи, которые я счел бесспорно качественными, недостаточно впечатлили меня.

Поэзия июльских номеров «Нового мира», «Октября» и «Знамени» (плюс июньского «Знамени») в общем итоге напомнила мне театральное действо. Актерская игра может быть не слишком удовлетворительной, все равно зрители будут смотреть на сцену, а не в бельэтаж.

Бельэтаж (от 16 до 11 баллов)

Златотканые, легкие, сквозные, мерцающе-вскипающе-трепещущие, словно тополь на ветру, очень летние, бесконечно витальные, жизнелюбивые – хорошие стихи

16. Игорь Померанцев. Укладка газопровода по дну моря // Октябрь. № 7. 2008.

Русский верлибр имеет скверное свойство увлекать авторов-верлибристов в пучины пошлейшего ультрапоэтизма. Происходит это вот почему: верлибристы хотят, чтобы их тексты хоть чем-то отличались от прозы, потому они вынуждены нагнетать в верлибры метафоричность вкупе с доморощенным глубокомыслием.

Игорь Померанцев показал: поэзия способна не отличаться от прозы ничем и при этом быть поэзией, а не прозой. Как ни удивительно, но публикация Игоря Померанцева – не цикл переплетающихся рассказов-миниатюр, записанных в столбик, а самая настоящая поэма.

Современная, тонкая, временами довольно физиологичная – и при этом летуче-импрессионистическая.

15. Ирина Василькова. Линия перемены дат // Новый мир. № 7. 2008.

Златотканые, легкие, сквозные, мерцающе-вскипающе-трепещущие, словно тополь на ветру, очень летние, бесконечно витальные, жизнелюбивые – хорошие (традиционные) стихи.

14. Вадим Муратханов. На жизнь вперед // Октябрь. № 7. 2008.

Не случайно одному из стихотворений Муратханова предпослан эпиграф из Ходасевича: поэзия Муратханова – убедительное продолжение «линии Ходасевича» в наши дни. Хочется только, чтобы Муратханов писал бы чуть поживее (и не прибегая к неточной рифмовке: чай, не в стиле Евтушенко работает).

13. Александр Танков. Сны о пустыне // Знамя. № 6. 2008.

Еще один наследник Ходасевича, только не акварелист (как Муратханов); Танков предпочитает яркие, броские, контрастные краски.

12. Алексей Алехин. Неба хватит на всех // Новый мир. № 7. 2008.

Алехин применил иной потенциал русского верлибра (совсем не тот, которым счастливо воспользовался Померанцев). Условно назову манеру Алехина минимализмом. В алехинской подборке нет ни хокку, ни танкеток, однако тексты из этой подборки несут в себе те же медитативные эффекты, какие можно встретить в классических хокку и в удачных танкетках.

11. Максим Калинин. Три стихотворения // Октябрь. № 7. 2008.

Я не знаю о Максиме Калинине ничего. В частности, я не имею представления о возрасте этого поэта. Однако вижу в его стихах прекрасное и обещающее дыхание юности. Это полнокровное восприятие света и мрака жизни, это обаятельное угрюмство, это характерное угловатое стеснение. Если окажется, что Калинину больше 25 лет, буду крайне удивлен.

Сцена (от 10 до 9 баллов)

10. Александр Кушнер. На фоне притихшей страны // Знамя. № 7. 2008.

Кушнер – единственный в своем роде современный поэт-классицист. Он демонстрирует тип лирического героя, свойственный традиции классицизма. Это рискованно: именно подобного лиргероя («вдохновенного пиита», «служителя Аполлона») пародировал Козьма Прутков. У Кушнера раз на раз не приходится – и в данной подборке так же. То слышишь неповторимый ленинградский голос того Кушнера, которого все мы сыздавна любим, – умный, благородный и (как ни удивительно) эмоциональный. А то устами Кушнера вдруг заговорит горделиво-благонамеренный «директор пробирной палатки», бессмертный Козьма.

Я не знаю, кому на ум пришла идея совместить в одном номере Кушнера и Фанайлову. Вышел воистину античный контраст: Пиндар и вакханка.

9. Елена Фанайлова. Балтийский дневник // Знамя. № 7. 2008.

Я считаю Елену Фанайлову великолепной поэтессой. Однако ее «Балтийский дневник» меня огорчил.

Дар Фанайловой – вакхическо-цветаевский. У поэтесс такого склада есть склонность заигрываться (сама Цветаева временами тоже заигрывалась). Фанайлова заигралась. Виной тому – многочисленные рафинированно-демшизовые поклонники Фанайловой, потакающие ей в худшем. Фанайлова культивирует собственную трепетную брезгливость. Однако брезгливость – опасное качество, способное перерасти в чистоплюйство. Фанайлова истерически реагирует на вещи, которые требуют совсем иной реакции и могут быть избыты лишь долгим просветительским трудом плюс медленным воспитанием общества. Наконец, Фанайлова, будучи беспредельно брезгливой, не ставит ни в грош читательскую брезгливость. Тем самым умножая те мерзости, с которыми (как бы) сражается.

Партер (от 8 до 3 баллов)

8. Виктор Куллэ. Времена года // Новый мир. № 7. 2008.

Цикл, навеянный музыкой Вивальди. Сделан он профессионально, и я не могу упрекнуть Куллэ ничем, кроме того, что сама склонность писать стихи «по мотивам классической музыки» и именовать их названиями отдельных пьес – свидетельство утонченного, но не высшего вкуса. Борис Леонидович Пастернак однажды сказал: «Мне не нравятся книги для нейгаузов». Более к сему прибавить нечего.

7. Дмитрий Полищук. Сюда вернуться // Октябрь. № 7. 2008.

Подборка очень хорошего поэта Дмитрия Полищука – какая-то несолидная, обрывочная, по сусекам поскребенная. Маргиналии, почеркушки, миниатюры, каламбуры, отрывки из переводов.

6. Олег Дозморов. Шотландия // Знамя. № 6. 2008.

Олег Дозморов побывал в Шотландии и написал много стихов об этом. Кому-то они покажутся элегическими, мне же думается, что они не элегичны, а флегматичны. В лучшем случае. В худшем же – анемичны.

5. Максим Амелин. «Храм с аркадой» // Знамя. № 6. 2008.

Туристско-экуменистский стишок о крымском храме, на стенах которого начертали письмена представители разных конфессий. Амелин уже не благоприменяет инверсии (как некогда), но злоупотребляет ими.

4. Мария Игнатьева. Барселона // Знамя. № 6. 2008.

Вторичные стихи про Испанию; бонусом – заметка об очередном международном фестивале поэтов.

3. Юлий Гуголев. Странствия // Знамя. № 6. 2008.

Длинный текст (местами переходящий в вялый капустник) о том, как автор однажды на тбилисском рынке увидел старушку, продававшую вазу, внутри которой очутился крысенок. Читатель ждет уж рифмы «Саакашвили»…

Галерка (от 2 баллов до 1 балла)

2. Владимир Иванов. Все вернутся // Новый мир. № 7. 2008.

Эти три безликих стихотворения вызвали интересный эффект – они оставили в моем сознании абсолютную пустоту. Я долго пытался выжать из себя хоть одну мысль по их поводу, перечитал десять раз, пока не понял, что они надуманны и эмоционально расфокусированы (то есть фальшивы).

1. Александр Петрушкин. В Касли из Кыштыма – с дымом // Знамя. № 7. 2008.

Не чту «уральскую школу поэзии»: она учит бунтарскому позерству, но, увы, совсем не заботится об элементарном качестве написанного. Это та же нелюбовь, которой я не люблю панков, Джима Моррисона, Майка Науменко и Егора Летова.

Вот очередное подтверждение – увесистая кипа опусов Петрушкина – бесформенных, тяжеловесных, неинтересных, напичканных ненужными брутальностями, неуклюже подражательных. Читать их – все равно что тащить тяжелую баржу или грести на галере: столь же утомительно и безрадостно.