Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
11 октября 2010, 15:17 • Культура

Конец цитаты

Балтдом сотворил из «Москва – Петушки» эстетскую драму

Конец цитаты
@ Пресс-служба театра-фестиваля "Балтийский Дом"

Tекст: Ирина Тарасова

Рискнувший зайти на спектакль в постановке культового режиссера Андрiя Жолдака должен понимать: просто не будет. Постмодернистский театр – это как путешествие по зеркальной анфиладе: одна цитата отражается в трех других, и где тут собственно автор, где ты, а где театр, разобраться нелегко.

Любая премьера – событие нелегкое, как рождение младенца, особенно если «роды» мучительно длятся пять часов кряду. Понятное дело: Жолдак не привык себе отказывать, его лозунг волюнтаристски прост – «делаю то, что хочу», его режиссерская харизма общепризнанна, его творческая энергия неудержима на любой почве – российской, украинской, западноевропейской.

В «Москве– Петушки» матерятся разнообразно и вкусно, как в питерской коммуналке, с похмелья блюют исключительно белейшим молоком

Для вялого Питера в осенней хандре премьера жолдаковского спектакля «Москва – Петушки» в Балтдоме – это что-то вроде передозировки адреналина: потряхивает, но непонятно отчего. Однако здесь питерский иммунитет, похоже, победил энергоемкую режиссерскую вакцину.

Совершенно московская поэма Венички Ерофеева о заблудшей и погибшей душе поэта, пульсирующая то гомерическим смехом, то надрывной печалью, на болотистой питерской почве приобрела какую-то интеллектуальную умозрительность и душевную вялость: впрочем, здесь маленьких и лишних героев «фиксировали» как явление, но особенно не жалели. Похоже, даже яркая малороссийская душа Андрия Жолдака не смогла-таки разорвать пелены местного тумана.

На нынешнем юбилейном фестивале Балтдома, где традиционно солируют «балтийские прибалты» и в первую очередь Эймунтас Някрошюс, специально подготовленная ключевая премьера «Москва – Петушки» выглядела с первой «строки» именно как посвящение великому режиссеру.

#{image=447036}Любовь Жолдака к Някрошюсу известна, но пригласить на главную роль в новом спектакле Владаса Багдонаса и задать первым же лейтмотивом шум океанской стихии и почти фарсовый образ то ли корабля, то ли тонущей галеры, а напоследок заявить в возлюбленные седому Веничке не белокурую бестию, но ангельски юную красавицу – это уже почти дословно процитировать только что прозвучавшего в балтдомовской ретроспективе «Отелло» Някрошюса.

И это только начало, цитаты посыплются на голову несчастного театрала одна за другой: из Анатолия Васильева, из Боба Уилсона, опять из Някрошюса, из самого Жолдака, кому-то привидится Додин, кто-то вспомнит Товстоногова... Однако дословно известное, попадая в новый режиссерский контекст, приобретет и новую витальность а ля Жолдак.

Нежный алкоголик Веничка воплотится в двух «Я»: интеллигентно-мудром (в исполнении Багдонаса) и прагматично-разумном (Леонид Алимов).

Странствия «потерянной души» поэта-алкоголика уподобятся возвращению Одиссея на Итаку, которая в визуальных фантазиях Жолдака превратится в маленький остров с рыбачьей хижиной. И над крышей ее, как маяк, вознесется лестница в небо. Не сомневайтесь, именно по ней и уйдет Веничка, проколотый не банально-криминальным шилом, а ритуальными кинжалами: то ли коррида, то ли охота... Ибо в большой жизненной игре оно, странствие – способ жить, а она, охота – возможность умереть. Красиво.

Надо сказать, что и эстетствовал в новом спектакле брутальный Жолдак тоже совершенно по-питерски. Это вам не «Тарас Бульба» с изнасилованными трупами, расчлененкой, роевой стихийной жизнью. В «Москве – Петушки» матерятся разнообразно и вкусно, как в питерской коммуналке, с похмелья блюют исключительно белейшим молоком, женщин обнимают только в повороте котильона, а огромные бутыли, определенно «с-под самогону», звучат музыкальнее морских раковин.

В общем, не только Венечка, но и вся остальная компания (не исключая бригадных работяг) не может из эстетических соображений ни пукнуть принародно, ни отлить публично. Самое крайнее – пошмакают семечками на пол, и то в нужном театральном ритме. Театрализованная поэма утончится до японских хокку, а Венечка к концу второго действия обрастет бородой, то ли как отшельник Лев Толстой, то ли как дзен-буддийский мудрец (вероятно, обретший нирвану в алкогольном забвении).

Доживших до третьего действия и пятого часа театральных безудержных фантазий режиссер Жолдак ознакомил, пожалуй, пока еще только с набросками финала своего спектакля: родничок младенчика пока не сросся, цепь сценически завершенных театральных миниатюр не «съединилась» в целое, хотя каждая хороша сама по себе. И простецкая любовная исповедь-импровизация коммунального ангела, и покаянный монолог (или проповедь?) то ли Венички, то ли самого Багдонаса, и архаически-красивая сцена убийства Венички-оленя, и античный сон о смерти, которую принесет ангел-любимая, нежно, будто играя, закроет глаза поэта, и тот самый подъем в небеса по «лестнице Иакова».

В общем, премьера случилась. Эманации великого и ужасного Андрия Жолдака выплеснулись в очередном опусе. И, конечно, спектакля через три–четыре новорожденная «Москва – Петушки» наберет силу и обретет форму. А все-таки чего-то тревожно недостает. Нет, не цитат, их постмодернистскому театру хватает с избытком. Не визуальных фантазий, их у Жолдака на пять режиссерских жизней хватит. А сострадания, что ли? Простой, пусть даже театральной любви к той самой потерянной душе, что в бутафорское небо поднимется, а на до боли родную Итаку так и не вернется...