Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
29 марта 2010, 14:21 • Культура

Новые драмы о старом

"Золотая маска": Новые драмы о старом

Новые драмы о старом
@ ok.theatre.ru

Tекст: Аида Таги-заде

Динозавры театра отступают под бодрым натиском молодых драматургов. В этом году особенное внимание «Золотая маска» уделила именно новой драме. И оказалось, что центральной темой для драматургов новой формации стал образ протянувшейся по всей России улицы Ленина, рыхлой, в колдобинах, и ее обитателей, маленьких людей с маленькими зарплатами и маленькими мечтами о лучшей жизни. О провинции «новодрамовцы» говорят жестко, без экивоков – прямо в лицо зрителю.

Официальное открытие фестиваля «Золотая маска» состоялось 27 марта на новой сцене Большого театра. Однако подводить итоги можно уже сейчас. На протяжении более чем двух недель в столице прошли (и продолжают идти) спектакли, перфомансы, мастер-классы, представленные театральными коллективами из США, Бельгии, Белоруссии, Латвии, а также из Уфы, Улан-Удэ, Петербурга, Москвы, Омска, Кирова и других городов России.

Москвичи! – вопят драматурги. – Окститесь и посмотрите, как паршиво живет провинция!» Москвичи вздрогнули, почесали затылки и пошли ужинать в «Маяк

В этом году впервые в рамках внеконкурсной программы «Маска Плюс» запущен проект «Новая пьеса», основанный во многом на ныне не существующем уже фестивале «Новая драма», в котором делится своими опытами молодое поколение драматургов. Здесь показано то, что происходит по краям мощного официального театрального потока. Для «Маски Плюс» характерны нестандартный подход, свежие решения, жесткий пульс времени – все то, что в конечном счете определяет будущее театра.

Подвижное содержание требует подвижности самого проекта, поэтому организаторы разделили программу на несколько частей. Например, под руководством Виктора Рыжакова и Михаила Угарова проводились специальные лаборатории, где на сцене Центра имени Мейерхольда прошли читки восьми пьес, признанных лучшими в 2009–2010 годах. Основными же спектаклями внеконкурсной программы стали «История мамонта», поставленная на курсе Олега Кудряшова, «Божьи коровки возвращаются на землю» Василия Сигарева в Самарском театре драмы, «Наташина мечта» Ярославы Пулинович, «Жизнь удалась» Павла Пряжко в Театре.doc. Пожалуй, наиболее интересным для «Новой пьесы» стал раздел works-in-progress, где зрители погружались непосредственно в рабочий процесс и смотрели, из каких деталей складывается спектакль. Здесь были представлены четыре документальных проекта: российско-финская «Зимняя война», спектакль «1.18», «Мотовилихинский рабочий» от ТЕАТР.DOC и «Так-то да» кировского Театра на Спасской.

Как оказалось, вопрос «есть ли жизнь за МКАДом?» сегодня как никогда актуален для новодрамовцев. Пластилиновые мальчики, собирающие пули или изображающие жертв, терроризм – вчерашний день современной русской драматургии. Рабочие, живущие на ползарплаты, узколобые ребята из Кирово-Чепецка, развеселые девчонки с провинциальным акцентом – вот это сегодня.

Да, новодрамовцы обратились к глубинке. О ней, родимой, спектакль «Мотовилихинский рабочий», который представил ТЕАТР.DOC. На сцене – рабочие завода Мотовилиха, что на берегу реки Камы. Освещение на сцене не меняется. Тусклые лучи прожекторов разделяют часть сцены на черно-белые квадраты – решетку, за которой томятся маленькие человечки. Под «музыку» заводской арматуры они говорят о своих мечтах, страхах, маленьких трагедиях и больших радостях (вроде красивого заката).

Театр на Спасской из Кирова представил спектакль «Так-то да». Здесь собраны новеллы четырех драматургов. Максим Курочкин, Саша Денисова, Любовь Мульменко и Александр Радионов подсмотрели, подслушали и зафиксировали каждодневную жизнь на улицах города. Действие, точнее, его зачатки (новодрамовцы предупреждают, что показанное – только репетиция, а не отработанный спектакль), сопровождается создаваемыми здесь и сейчас рисунками, которые транслируются на экран. Вот перед нами схема города – улица Комсомольская, улица Ленина, проспект Маркса. А вот – зарисовка домика-музея Александра Грина. Старый стол, наклонившийся под древностью лет забор, усталая кошка потягивается на солнце. Лаконичные рисунки, короткие предложения, простые жизни. Долговязая, угловатая, несколько мужеподобная «дифчонка» рассказывает свою историю – от подъездных тусовок в компании готов до большой и чистой любви с парнем из соседнего подъезда. Другая – быстрая, юркая, пухленькая, пучеглазая – с диким провинциальным акцентом проводит экскурсию по своему городу: тут – известный завод, а тут – известный мост. Название города уже не важно – стандартный набор: улица Ленина, заводы, «здесь был Медведев», мечты о шоппинге в «Охотном ряду», принце на «Бентли» и шоу «Поле чудес». Хотя нет, «Дом-2». Новое время, новые устремления.

Нарочитость – наверное, главное качество спектаклей новой драмы. Зачем нам Чехов с его тонкими намеками на толстые обстоятельства, зачем нам соц. драмы Горького, зачем розовские мальчики, зачем прекрасные страницы о любви с Радзинским, зачем Коломбина Петрушевской и изощренный юмор Горина. Сегодня говорить откровенно правду в лицо – главный прием новой драмы как в театре, так в кино, да и на телевидении. Ближайший пример – сериал «Школа», который чуть не затмил мыльные оперы. Потому что «там как в жизни». Вот это определение художественной ценности произведения является здесь основополагающим. Драматурги пытаются ткнуть зрителей в лужу грязи, в происхождении которой виновны все, повторяют они, без исключения. «Москвичи! – вопят драматурги. – Окститесь и посмотрите, как паршиво живет провинция!» Москвичи вздрогнули, почесали затылки и пошли ужинать в «Маяк».

..............