Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

14 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

14 комментариев
1 октября 2010, 10:53 • Культура

Пять этажей эры арта

В Петербурге открыт крупнейший негосударственный музей арта

Пять этажей эры арта
@ Денис Нижегородцев/ВЗГЛЯД

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

Современное искусство пользуется успехом у жителей культурной столицы – такой вывод можно было сделать на открытии музея «Эрарта», состоявшемся вечером в четверг. На мероприятие пришли сотни людей, организовав перформанс еще до официального запуска крупнейшей в стране площадки для презентации и реализации арт-объектов.

В Санкт-Петербурге в четверг вечером официально открылся музей «Эрарта», расположившийся в большом пятиэтажном здании на 29-й линии Васильевского острова.

Еще один перформанс – раздача малосольных огурцов. Достались они немногим, но запах распространился быстро и создал особую ауру

Музей находится на некотором удалении от метро: чтобы добраться без личного авто, нужно несколько остановок проехать на маршрутке. Но в четверг проблемы найти «Эрарту» не возникло ни у кого: у музея выходила половина пассажиров всех автобусов, чтобы влиться в толпу, ожидавшую открытия непосредственно перед зданием. Пришли сюда, без преувеличения, сотни людей. Пожалуй, это массовое скопление ценителей искусства и стало главным впечатлением от всего мероприятия.

Люди в толпе активно обсуждали сами себя, сравнивая столпотворение то с очередью в мавзолей, то с очередью за колбасой в советские времена.

До 19.00 внутрь никого не пускали. В это время на улице, чтобы хоть как-то согреть собравшихся, играл динамичную музыку ансамбль скрипача-виртуоза Алексея Айги.

Наконец, началось. К парадному входу подошли ведущие церемонии и попросили людей расступиться, чтобы на специально застеленную ковровую дорожку могли шагнуть художники. Впрочем, в атмосфере творческого беспорядка и царившей в этот вечер импровизации немногим творцам удалось дойти до дорожки, а те, кому удалось, шли совсем не по списку. Ведущие смекнули это и стали зачитывать фамилии подряд, не дожидаясь, пока выйдет каждый из художников. А потом и у зрителей терпение лопнуло. Они как-то спонтанно пошли внутрь, и ведущим осталось только с улыбкой констатировать, что гости уже зашли, ну и ладно.

Нескончаемый людской поток полился в музей, стал расходиться налево, направо и вверх. Искусствоведы мгновенно забили все лестничные проходы. Журналистам приходилось фотографировать картины через несколько голов, впрочем, само искусство того стоило.

Официально «Эрартой» называется «музей и галереи современного искусства». Довольно большое пятиэтажное здание организаторы поделили на две части. В одной музей с постоянно действующей экспозицией, с работами мастеров, творивших начиная с 50-х годов прошлого века и до наших дней. Во второй части – коммерческие галереи, временные выставки, здесь картины можно не только посмотреть, но и купить.

один из перфомансов: мужчина и молодая девушка в костюмах-комбинезонах медленно вставали, обнимались и садились, потом снова вставали… (Фото: Денис Нижегородцев/ВЗГЛЯД)

Один из перформансов: мужчина и молодая девушка в костюмах-комбинезонах медленно вставали, обнимались и садились, потом снова вставали… (Фото: Денис Нижегородцев/ВЗГЛЯД)

Почему «Эрарта»? Как объяснил на церемонии открытия директор музея Михаил Овчинников, это симбиоз двух слов – эры и арта. То есть налицо наступление «эры современного искусства, начинающейся сегодня в Петербурге», добавил он.

Кстати, по словам организаторов, «Эрарта» это крупнейший на сегодня негосударственный музей современного искусства в России. На пяти этажах, на площади более 800 тыс. квадратных метров здесь выставлены около 2 тыс. произведений разных художников живопись, графика, скульптуры, инсталляции, арт-объекты.

Но самое большое внимание у посетителей в четверг привлекли, пожалуй, всевозможные перформансы. Так, к примеру, единственный лифт, на который с завистью смотрели люди, стоявшие в длинной очереди на всех пяти лестничных пролетах и лестницах здания, вмещал в себя человека за столом в костюме официанта. Зайти к нему могли от силы один-два человека. Для перевозки пассажиров он сегодня был не предназначен.

Другой перформанс был организован под картиной «Адам и Ева. Вид на жительство». Его субъект принимал здесь ванну. В другом зале внимание зрителей привлекли взрослый мужчина и молодая девушка в обтягивающих блестящих костюмах-комбинезонах, которые медленно вставали, обнимались и садились, потом снова вставали... Пройдя еще несколько залов, можно было наткнуться на туриста, выглядывающего из палатки и приготовившего уже дрова для розжига костра посреди экспозиции. На пятом этаже здания организаторы провели футбольный матч между художниками. Для этого в помещении расстелили ковер травяное покрытие, расставили на фоне картин современных художников ворота... Еще один перформанс – раздача посетителям малосольных огурцов. К сожалению, достались они немногим, но запах распространился быстро и создал особую ауру для просмотра картин современных художников.

Из художественных работ многим запомнилась желтая рубашка кисти певца Сергея Шнурова и коллекция слонов Николая Копейкина – он нарисовал несколько сцен из жизни слоновника, а посетители с удовольствием рядом с ними фотографировались. Из арт-объектов особенно впечатлил «След червя» Сергея Карева. Это длинная цепь железных обручей и перемычек, для которой выделили примерно половину зала две соседние стены. Такая фантастическая тварь в духе «Дюны».

Одними из самых интересных проектов первой выставки стали также  жившие картины. В зале с кинопроектором транслировалась изо-анимация. То есть бралась картина какого-нибудь современного художника из коллекции музея и оживлялась с помощью компьютерной и анимационной графики. Обычно аниматоры показывали, что было до того, как художник нарисовал то, что нарисовал. А готовая картина становилась стоп-кадром – заключительным эпизодом ролика, посвященного жизни героев полотна.

..............