Борис Акимов Борис Акимов Почему мы не хотим работать

День труда – праздник со слезами на глазах, праздник для людей, которые перестали видеть в труде ценность. Почему это случилось и как нам с этим жить дальше?

0 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

7 комментариев
Тимур Шерзад Тимур Шерзад Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

19 комментариев
29 сентября 2010, 18:05 • Культура

Смешная политика

На выставке в Петербурге посмеялись над политиками РФ и США

Смешная политика
@ Денис Нижегородцев/ВЗГЛЯД

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

Главное место на выставке занимают работы американца Кевина Каллахера. На родине его называют «главным карикатуристом ХХ века». Каллахер не стесняется смеяться над лидерами своей страны и всего мира. В его коллекции много забавных Обам, Бушей, Ким Чен Иров, был и Владимир Путин. Но американцы – кураторы выставки решили над ним не шутить, хотя музей политистории был не против.

В Музее политической истории России в Санкт-Петербурге 29 сентября начала работу выставка «Россия США: политическая карикатура вчера и сегодня». Ее инициатором стало Генеральное консульство США в Петербурге, а готовили экспозицию и российские, и американские специалисты.

Карикатуры на 11 сентября решили не выставлять, все-таки у нас тут мечеть буквально за стеной

Как рассказали корреспонденту газеты ВЗГЛЯД организаторы выставки, карикатура уже не первое столетие играет заметную роль в формировании национальной культуры, как России, так и США. Задачей работников музея было, «не противопоставляя, показать общность целей, задач и визуальных решений художников-карикатуристов».

В итоге экспозиционное пространство поделили на две части – на той стороне, что у окна, разместилось отечественное творчество с начала XX века, а в глубине – американское, начиная от карикатур еще XIX века. Отдельной «фишкой» выставки стали работы современного американского карикатуриста Кевина Каллахера, размещенные в центре зала. К слову, Каллахера на родине называют «главным карикатуристом двадцатого столетия».

Куратор выставки Алексей Бойко сразу повел журналистов в центр. Показал Обаму, которого соотечественник-Каллахер не стесняется рисовать в самых разных видах. Показал несколько работ, посвященных экономическому кризису и Афганистану, – в Штатах, вероятно, это темы номер один. Здесь же карикатура на Папу Римского.

#{image=443231}«У Каллахера также довольно много карикатур на исламскую тематику, признался Алексей, напомнив об еще одной «теме номер 1» в Америке – 11 сентября. Но мы решили их не выставлять, чтобы никого не задеть. Все-таки у нас тут и мечеть буквально за стеной».

Впрочем, как выяснилось, не только российские кураторы выставки проявили политкорректность. Организаторы со стороны американцев отчего-то решили не выставлять карикатуру на Владимира Путина, хотя у Каллахера такая имелась. Интересно, что сам музей был не против, но заокеанские партнеры предпочли показать другие работы мастера.

Впрочем, образ Путина на выставке все-таки присутствует. Художник Александр Зудин увидел премьера в образе бравого красноармейца, который спрашивает: «А ты записался в антитеррористическую коалицию?» (карикатура времен «после 11 сентября 2001 года» прим. ред.)

Американская часть выставки (помимо работ Каллахера) показывает, что жанр политической карикатуры был развит в этой стране практически с самого ее основания в конце XVIII века. Местные художники никогда не стеснялись высмеивать пороки своего общества и местных чиновников, начальников, политиков.

Российские карикатуристы отчетливо заявили о себе после войны 1812 года, но расцвет художественного политического юмора связан уже с XX веком. Множество шаржей и карикатур создавались в начале века до революции. Интересно, что не чужд этому ремеслу был и знаменитый художник-авангардист Казимир Малевич, нарисовавший карикатуру на немца во время Первой мировой войны. Дальше был уже расцвет советской карикатуры. Всем известны Кукрыниксы, Дени и другие. Они очень активно рисовали и высмеивали американцев.

«У нас на выставке нет какой-то одной темы, которой посвящены все карикатуры, признался куратор Алексей Бойко. – Но мы старались связать две части экспозиции. Поэтому у нас много советских карикатур, посвященных именно Америке, высмеивающих Дядюшку Сэма, ведь таких в период холодной войны было очень много».

И, наконец, самая современная часть экспозиции включает в себя не только карикатуры на наших современников, но и стол для интерактива – посетителям предложено либо нарисовать карикатуру самим, либо разложить пазлы из частей изображения какого-нибудь политического деятеля.

Корреспондент газеты ВЗГЛЯД взялся за голову известного советского деятеля Николая Ивановича Бухарина и с ходу собрал ее. «Как видите, ничего сложного, улыбнулся куратор Алексей Бойко. – Каждый может справиться».

Также в этом углу выставки организаторы установили два экрана, на которых транслируются самые известные творения современных карикатуристов, которых нет в экспозиции. Из них петербуржцам особенно запоминается сцена удивления Валентины Матвиенко от башни «Охта центра», подсмотренная карикатуристом Виктором Скрылевым.

Выставка в Музее политической истории России в Петербурге продлится до 15 ноября.

..............