Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
20 апреля 2009, 13:46 • Культура

Не наши

В Манеже появились "Хулиганы"

Не наши
@ Артём Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Ян Шенкман

Фотовыставка «Хулиганы 80-х», открытая в московском Манеже, смотрится дико и непривычно. Как артефакт другой цивилизации. Сейчас и лиц-то таких не встретишь, сколько ни ходи по модным клубам и дискотекам. Панки, рокеры, модники, нью-вэйверы, брейкеры… Казалось бы, ничего особенного. Обычная субкультура. Но на каждом лице – радость обретенной свободы. Недолго же они радовались…

Проект, созданный кураторами Ириной Меглинской и Мишей Бастером, включает в себя не только фотографии, но и книгу интервью, а также серию концертов, своеобразный саундтрек эпохи: «Мистер Твистер», «Кроссроудз», «Николай Коперник», «Среднерусская возвышенность», Ник Рок-н-ролл. Все они есть на фото. Те же люди, только моложе на 30 лет.

Никому и в голову не приходило тогда, что на альтернативном движении можно делать пиар и деньги

Интересно, что никто из них так и не стал звездой национального масштаба. Их нет в радиоротации, тем более на ТВ. Крупные рекорд-лейблы не спешат выпускать их диски. Популярность этих людей, как и четверть века назад, ограничивается субкультурной тусовкой. Они недостаточно универсальны, чтобы нравиться всем. Для этого пришлось бы перестать быть собой.

Стремление быть собой – ключевое в психологии 80-х годов. В отличие от 2000-х, которые почти сознательно стремятся избавиться от собственной идентичности, придти к общему знаменателю.

В своем стремлении отличаться, выделяться на общем фоне молодые люди 80-х выглядели наивно и трогательно. Чего только ни придумывали. Нелепые балахоны, выбритые виски, майки с нелепыми и смешными надписями…

Сейчас этим никого не удивишь, все банально, но тогда любой модный аксессуар нес смысловую нагрузку. И даже идеологическую.

Мент на улице, не задумываясь, винтил человека в косухе или джинсах с бахромой. Он твердо знал, что в голове у такого человека сплошное инакомыслие. И, как правило, не ошибался. «Не наш» образ жизни и «не наш» внешний вид автоматически означал «не наш» образ мыслей.

На фотографиях много знакомых лиц. Жанна Агузарова, Сергей Курехин, Сергей Бугаев (мальчик Бананан из «Ассы»), знаменитый байкер Саша Хирург, Андрей Макаревич*, Олег Гаркуша из «Аукцыона», телеведущая Дуня Смирнова… Рядом с ними никому неизвестные тусовщики и бездельники. Они кривляются, оттягиваются, прикалываются.

Качество фотографий любительское. Как в семейном альбоме. Это и есть, по сути, семейный альбом. Не доска почета, не историческая хроника, не портретная галерея. Запечатлены не подвиги и деяния, а моменты счастья. Чистое вещество свободы и молодости.

Впрочем, это и хроника. Чуть ли не на каждом втором фото – независимые художники и модельеры тех лет. Гарик Асса, Александр Петлюра, Мамышев-Монро… Акции, перфомансы, самодеятельные галереи в сквотах. Все это делалось на чистом энтузиазме. Никому и в голову не приходило тогда, что на альтернативном движении можно делать пиар и деньги.

Какой контраст с фотографиями поздних 90-х и 2000-х! Там на лицах прочитывается усталое самодовольство. Иногда – сумма годового дохода. Тут – ничем не замутненная радость. Да и как не радоваться, если занимаешься новым живым делом и ни от кого не зависишь…

Интересно, кем стали все эти люди со смешными кличками, в нелепых одежках, купленных на толкучке или сшитых по фотографиям из американских журналов. Сейчас им должно быть уже за 40, некоторым за 50. Несмотря на общий творческий порыв, по-настоящему талантливых среди них было немного. Их и не бывает много, даже в самые безумные, крышесносительные эпохи. А остальные?

Кто-то спился, кто-то остепенился. Большинство ходит на работу в пиджаках и галстуках самой заурядной расцветки. Делают свое дело и стараются не слишком выделяться на общем фоне.

Это нормально. Катарсис не может длиться вечно. Никто не остается на всю жизнь молодым, энергичным, дурашливым. Плохо другое. То, что и новому поколению, теперешним молодым, эти эмоции недоступны. В их жизни настолько мало удивительного, что многие из них уже в 20 лет выглядят, как юные клерки.

Цинизм и равнодушие считываются по глазам. Наверно, им просто не повезло. Ведь эпоха свободы и радости случается в России не чаще, чем раз в 30 лет. А дальнейшее, как сказано у Шекспира, молчание и попса.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............