Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
1 июня 2007, 17:29 • Культура

Yoko Ono и ее тараканы

Йоко Оно обещает привезти в Россию рисунки Леннона

Yoko Ono и ее тараканы
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Михаил Довженко

В ЦУМе отрылась выставка Йоко Оно «Одиссея таракана». В этот раз одна из основоположниц концептуализма решила перевоплотиться в насекомое и прогуляться в таком виде по Нью-Йорку. «Декорациями для прогулки» стал гигантских размеров башмак, мышеловки для людей и огромная окровавленная бита.

А в качестве дидактического материала «для закрепления пройденного» в рамках выставки демонстрируется фильм «Муха», который Оно снимала еще с Ленноном. И в оформлении пространства обильно используются слоганы: «War Is Over» и «Imagine Peace».

Все художники в мире делятся на две группы – на тех, кто создает войну, и тех, кто делает мир. Я отношусь ко второй группе

На официальном открытии своей выставки 74-летняя Йоко Оно появилась в вызывающе короткой блестящей мини-юбке, шляпе и очках, напоминающих о том, кто именно был ее мужем. «Вот что значит удачно выйти замуж», – тут же прокомментировали поведение бабушки концептуализма юные столичные особы. Йоко в свою очередь сообщила, что «Пису – пис!» и далее по смыслу.

– Она приехала в Москву не как художница, а как селебрити, – рассказал газете ВЗГЛЯД комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн. – И с этим были связаны основные трудности по организации ее приезда. Ведь обычно с художниками проще, они смонтировали выставку, и основная работа на этом заканчивается.

В случае с Йоко организаторам пришлось выполнять массу условий, которые раньше перед ними никто не выдвигал. Например, за 15 тыс. евро были наняты охранники, которые могут хоть пару слов связать по-английски. Всего же приезд Оно в Москву стоил около 350 тыс. евро. Мы даже развели по времени ее приезд и другие события биеннале этого года, чтобы она совсем их не затмила собой.

На пресс-конференции, состоявшейся накануне презентации проекта, Йоко просила фотографов не снимать, когда она отвечает на вопросы – это, мол, сильно отвлекает. Фотографы согласились, но молча продолжили делать свое дело.

Основная масса вопросов касалась выставки и Джона Леннона. Основная масса ответов была о мире во всем мире. Ну и о тараканах – потому что, во-первых, им посвящена выставка, а во-вторых, есть мнение, что именно они выживут после ядерной катастрофы. Все аналогии с Грегором Замзой, который тоже, помнится, превращался в насекомое, Йоко отмела окончательно и бесповоротно.

– Когда я создавала эту экспозицию, я не думала о «Превращении» Франца Кафки, – рассказала Йоко Оно газете ВЗГЛЯД, – я думала только о тараканах Нью-Йорка. Их очень много в этом городе. Гораздо больше, чем вы думаете. Поэтому мне было интересно на один день представить себя на месте одного из них. Как-никак они наши соседи.

Вспомнив о Джоне, Йоко тут же сообщила, что совершенно не против привезти в Москву выставку его работ, которая сейчас с успехом гастролирует по миру.

– Джон Леннон когда-то назвал вас «самым известным неизвестным художником в мире». А каким художником вы являетесь сегодня?
– Известность никогда не имела для меня особого значения, – ответила Йоко Оно на очередной вопрос газеты ВЗГЛЯД. – Главное, что все художники в мире делятся на две группы – на тех, кто создает войну, и тех, кто делает мир. Я отношусь ко второй группе. Это молчаливое большинство, которое не кричит о своей известности, а просто работает на благо мира.

Затем под звуки моющихся кофейных чашек (кейтеринг начал собираться домой раньше, чем закончилась пресс-конференция) Йоко сообщила, что, в принципе, ей нравятся все, что она делает в искусстве. Особенно то, что они когда-то сделали вместе с Джоном.

Из этого «когда-то» на выставке показали фильм «Муха» (сюжет – в течение 25 минут по обнаженному женскому телу ползает муха) и «Отрежь кусочек». Второй фильм был продемонстрирован в версиях 1965 и 2003 годов.

И в том и в другом случае каждый желающий отрезал кусочек одежды Йоко Оно. Она в итоге оставалась совершенно обнаженной и демонстрировала таким образом незащищенность тела от насилия в современном мире.

Московской публике Оно тоже предложила интерактив. Правда, без ее собственного участия. На нескольких столах были разложены политические карты мира, и каждый желающий мог поставить где угодно печать «Imagine Peace».

– Мне очень нравится, что чаще всего люди ставят печать в том месте, где они родились, – прокомментировала Йоко этот перформанс.

Как и предусматривается в настоящем интерактиве, большинство печатей тут же растащили в качестве сувениров (вполне в духе перформанса «Отрежь кусочек»). В первую очередь – девушки, которые, видимо, решили, что этот кусочек концептуального искусства им точно поможет выйти замуж за своего Джона Леннона.

..............