Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

10 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
1 июня 2007, 17:29 • Культура

Yoko Ono и ее тараканы

Йоко Оно обещает привезти в Россию рисунки Леннона

Yoko Ono и ее тараканы
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Михаил Довженко

В ЦУМе отрылась выставка Йоко Оно «Одиссея таракана». В этот раз одна из основоположниц концептуализма решила перевоплотиться в насекомое и прогуляться в таком виде по Нью-Йорку. «Декорациями для прогулки» стал гигантских размеров башмак, мышеловки для людей и огромная окровавленная бита.

А в качестве дидактического материала «для закрепления пройденного» в рамках выставки демонстрируется фильм «Муха», который Оно снимала еще с Ленноном. И в оформлении пространства обильно используются слоганы: «War Is Over» и «Imagine Peace».

Все художники в мире делятся на две группы – на тех, кто создает войну, и тех, кто делает мир. Я отношусь ко второй группе

На официальном открытии своей выставки 74-летняя Йоко Оно появилась в вызывающе короткой блестящей мини-юбке, шляпе и очках, напоминающих о том, кто именно был ее мужем. «Вот что значит удачно выйти замуж», – тут же прокомментировали поведение бабушки концептуализма юные столичные особы. Йоко в свою очередь сообщила, что «Пису – пис!» и далее по смыслу.

– Она приехала в Москву не как художница, а как селебрити, – рассказал газете ВЗГЛЯД комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн. – И с этим были связаны основные трудности по организации ее приезда. Ведь обычно с художниками проще, они смонтировали выставку, и основная работа на этом заканчивается.

В случае с Йоко организаторам пришлось выполнять массу условий, которые раньше перед ними никто не выдвигал. Например, за 15 тыс. евро были наняты охранники, которые могут хоть пару слов связать по-английски. Всего же приезд Оно в Москву стоил около 350 тыс. евро. Мы даже развели по времени ее приезд и другие события биеннале этого года, чтобы она совсем их не затмила собой.

На пресс-конференции, состоявшейся накануне презентации проекта, Йоко просила фотографов не снимать, когда она отвечает на вопросы – это, мол, сильно отвлекает. Фотографы согласились, но молча продолжили делать свое дело.

Основная масса вопросов касалась выставки и Джона Леннона. Основная масса ответов была о мире во всем мире. Ну и о тараканах – потому что, во-первых, им посвящена выставка, а во-вторых, есть мнение, что именно они выживут после ядерной катастрофы. Все аналогии с Грегором Замзой, который тоже, помнится, превращался в насекомое, Йоко отмела окончательно и бесповоротно.

– Когда я создавала эту экспозицию, я не думала о «Превращении» Франца Кафки, – рассказала Йоко Оно газете ВЗГЛЯД, – я думала только о тараканах Нью-Йорка. Их очень много в этом городе. Гораздо больше, чем вы думаете. Поэтому мне было интересно на один день представить себя на месте одного из них. Как-никак они наши соседи.

Вспомнив о Джоне, Йоко тут же сообщила, что совершенно не против привезти в Москву выставку его работ, которая сейчас с успехом гастролирует по миру.

– Джон Леннон когда-то назвал вас «самым известным неизвестным художником в мире». А каким художником вы являетесь сегодня?
– Известность никогда не имела для меня особого значения, – ответила Йоко Оно на очередной вопрос газеты ВЗГЛЯД. – Главное, что все художники в мире делятся на две группы – на тех, кто создает войну, и тех, кто делает мир. Я отношусь ко второй группе. Это молчаливое большинство, которое не кричит о своей известности, а просто работает на благо мира.

Затем под звуки моющихся кофейных чашек (кейтеринг начал собираться домой раньше, чем закончилась пресс-конференция) Йоко сообщила, что, в принципе, ей нравятся все, что она делает в искусстве. Особенно то, что они когда-то сделали вместе с Джоном.

Из этого «когда-то» на выставке показали фильм «Муха» (сюжет – в течение 25 минут по обнаженному женскому телу ползает муха) и «Отрежь кусочек». Второй фильм был продемонстрирован в версиях 1965 и 2003 годов.

И в том и в другом случае каждый желающий отрезал кусочек одежды Йоко Оно. Она в итоге оставалась совершенно обнаженной и демонстрировала таким образом незащищенность тела от насилия в современном мире.

Московской публике Оно тоже предложила интерактив. Правда, без ее собственного участия. На нескольких столах были разложены политические карты мира, и каждый желающий мог поставить где угодно печать «Imagine Peace».

– Мне очень нравится, что чаще всего люди ставят печать в том месте, где они родились, – прокомментировала Йоко этот перформанс.

Как и предусматривается в настоящем интерактиве, большинство печатей тут же растащили в качестве сувениров (вполне в духе перформанса «Отрежь кусочек»). В первую очередь – девушки, которые, видимо, решили, что этот кусочек концептуального искусства им точно поможет выйти замуж за своего Джона Леннона.