Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
1 апреля 2009, 08:15 • Культура

Гоголь: все включено

Исполняется 200 лет со дня рождения Гоголя

Гоголь: все включено
@ wikimedia.org

Tекст: Ян Шенкман

По нелепой случайности он родился 1 апреля, в День смеха. Некоторые даже думают, что именно в честь Гоголя отмечается этот день. На самом деле Николаю Васильевичу больше подошел бы День всех святых, Вальпургиева ночь или что-то такого плана. Время, когда повседневные заботы отходят на третий план, начинается настоящая жизнь, настоящее волшебство. Это не смешно, это прекрасно и удивительно. Если вдуматься, смешного в Гоголе – только нос.

Он был первым русским хиппи, все признаки налицо. Само имя Гоголь звучит, как хипповское «погоняло». Даже внешне похож. Длинноволосый, очкастый, тщедушный. Лет 20 назад я лично видел на одном хиппаре значок с изображением Николая Васильевича. Под рисунком красовалась подпись: «John Lennon». А птица-тройка — это Пол Маккартни, Ринго Старр и Джордж Харрисон.

Никто не умел «гнать телеги» лучше, чем Николай Васильевич. О «крейзанутом» чиновнике, которому в «дурке» льют воду на темя

Случайных совпадений не бывает. Неслучайно вся волосатая тусовка много лет, еще с середины 70-х, собирается возле памятника Гоголю на одноименном бульваре. В Москве много красивых памятников. Грибоедов, Тимирязев, Жуков, Ленин, в конце концов. Но был выбран именно Гоголь, и это не просто так.

Обратимся к биографии. Гоголь, как известно, вел кочевой образ жизни, был человеком бездомным и бесприютным. Нигде подолгу не задерживался, хорошо ему было только в дороге. Поэтому зря Россия и Украина спорят о том, чей он. Да, русский. Да, украинский. Но с таким же успехом и немецкий, и итальянский, и даже израильский. В Иерусалиме и Назарете он тоже был.

Почти ничего из увиденного не нашло отражения в его книгах. Повесть «Рим» – не в счет, это одна из самых неудачных его вещей. Путешествовал он, как во сне, лениво глядя на мир из окна кареты. В Назарете сидел на скамейке, под которую забилась курица. В Мюнхене пил пиво с каким-то немцем. Вот и все впечатления.

На пароме, который курсирует между островом Мальта и островом Гозо, местный старик, услышав русскую речь, сказал мне: «Много лет назад этим же маршрутом плыл какой-то ваш известный писатель. Всю дорогу его рвало». Я почему-то сразу понял, кто это был…

Если бы у Гоголя имелась с собой гитара, он, наверное, сочинял бы песни. Что-нибудь вроде «Дай мне напиться железнодорожной воды…» или «Like a rolling stone». Но гитары не было, поэтому он писал прозу. Пользуясь хипповским выражением, «гнал телеги». Никто не умел «гнать телеги» лучше, чем Николай Васильевич. О «крейзанутом» чиновнике, которому в «дурке» льют воду на темя. О портрете, приносящем несчастье. Об утопленницах и чертях. Чудесные и страшные хипповские сказки, от которых кружится голова. Так и представляешь себе, как где-нибудь в Челябинске «олдовый чувак», усаживаясь на матрас, начинает «гнать»: «Помню, как-то в Сорочинцах произошла такая история…»

Многие его персонажи – такие же путешественники, как и сам Гоголь. Хлестаков, Чичиков, Иван Федорович Шпонька. Да даже Нос, и тот разъезжает по России в коляске! Куда ни кинь, сплошной trip и travel. Непрерывное движение, но куда? От этой жизни к лучшей, прямиком в иную реальность. Чем быстрее крутятся спицы гоголевских колес, тем вернее читатель проваливается в параллельный мир, где мертвые оживают, где водятся индюки размером с теленка, а 35 тысяч курьеров мечутся по свету, спеша доставить благую весть.

Кстати, про trip. У нынешнего читателя после прочтения пары-тройки гоголевских вещей возникнет закономерный вопрос: «Что курил Николай Васильевич?» Как известно, Гоголь не принимал наркотиков. Зато много и с удовольствием ел. Между тем галлюцинаторное воздействие его прозы очевидно и заразительно. Именно Гоголь придумал украинский и петербургский фольклор. Причем придумал настолько убедительно, что до сих пор Петербург и Западная Украина живут по Гоголю, а не по Матвиенко и Ющенко.

Заодно с пространством он сконструировал и время. Излишне напоминать, что, как всякий хиппи, Гоголь «торчал» на альтернативной истории и исторической реконструкции. Чего стоит один только «Тарас Бульба»! Ученые давно уже доказали, что даже близко ничего похожего не происходило ни с казаками, ни с украинцами, ни с поляками. Умом это понимает каждый. Но сердцу ведь не прикажешь…

Гоголь не зря рифмуется с алкоголем. Действие его прозы похоже на действие спиртосодержащих напитков. Оно утешает и отвлекает. Навевает золотые сны, позволяет забыть невыносимую тяжесть существования среди лжи, хамства и дураков. В этом смысле Гоголь, конечно же, гуманист. Человек, начитавшийся его книг, не выйдет на баррикады и не пожертвует жизнью ради правильных или неправильных идеалов. Скорее уж, уйдет в лес или ляжет на кровать и, глядя в потолок, увидит там в деталях жизнь несравненно более прекрасную и интересную, чем та, которую навязывает ему общество.

Не ждите от этого писателя больше, чем он может вам дать. Но помните: когда станет совсем плохо, на крайний случай всегда есть Гоголь. «Звездочка сверкает вдали; лес несется с темными деревьями и месяцем; сизый туман стелется под ногами; струна звенит в тумане; с одной стороны море, с другой – Италия; вон и русские избы виднеют…» Как говорится, все включено.