Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
13 октября 2009, 17:58 • Культура

Код Джордано

«Одиночество простых чисел»: Любовь изгоев

Код Джордано
@ penclubitalia.org

Tекст: Кирилл Решетников

За последние годы в Италии появились две юные литературные мегазвезды, причем оба писателя, впечатливших мир головокружительным взлетом, пришли в большую прозу из науки. Выпустив в 2004 году первый итальянский роман в жанре фэнтези, 24-летняя римлянка Личия Тройси совершила недюжинный коммерческий прорыв. А в 2008-м вышел роман «Одиночество простых чисел», написанный 26-летним туринцем Паоло Джордано, − презентация двух детских травм и двух хромых судеб.

До того, как стать писателем, Личия Тройси занималась астрофизикой. Джордано – тоже физик, специалист по элементарным частицам. На этом, если не считать молодости и беспрецедентного успеха, сходство между земляками и заканчивается. В «Одиночестве простых чисел» Джордано, как и всякий нежанровый писатель, претендует на уловление элементарных частиц души. Впрочем, жанр его книги на самом деле поддается определению – он, в сущности, написал сентиментальный роман. Но умудрился избежать штампов, которыми так испорчен современный извод этого жанра.

В легкой взвеси, получаемой итальянским физиком, нет ни грамма пошлости

Девочка Аличе не зря ненавидела лыжи, которыми ее заставлял заниматься отец – выехав по ошибке на закрытую лыжню, она повредила берцовую кость и навсегда осталась хромой. А у невероятно одаренного мальчика Маттиа, уже в раннем детстве подававшего признаки математической гениальности, была умственно отсталая сестра-близнец, которую он однажды оставил посидеть в парке, чтобы не идти с ней на день рождения к однокласснику – и больше никогда не увидел; Маттиа уверен, что она утонула в реке.

Два человека с искалеченным «я», две неизбывные детские травмы, две хромые судьбы – у обоих впредь будет все не как у всех. Каждый спонтанно изобретает себе физическую кару – Маттиа, мучаясь своей виной, режет руки острыми предметами, Аличе доводит себя до истощения, регулярно выбрасывая предлагаемую еду.

Дебют принес Джордано главную итальянскую литературную премию «Strega» и обеспечил европейскую славу (фото: prochtenie.ru)
Дебют принес Джордано главную итальянскую литературную премию «Strega» и обеспечил европейскую славу (фото: prochtenie.ru)

. Маттиа, гений-интроверт, живет числами и отвлеченными научными наблюдениями. Он вырабатывает специальную бесшумную походку, максимально изолирует себя от окружающих и общается лишь со славным парнем-гомосексуалистом, своим восхищенным поклонником. Аличе – белая ворона в жестокой девчоночьей среде, подросток-изгой с прилагающимся букетом комплексов.

Разумеется, к моменту кульминации это будет уже история любви, но очень странная. У двух ненормальных ничего не сложится, или, вернее, сложится, но как-то не по-людски.

На уровне сюжета или, по крайней мере, завязки все это напоминает известный текст Хармса про то, как «хорошие люди не умеют поставить себя на твердую ногу», а также древнюю пародию Александра Иванова на Людмилу Петрушевскую, где все персонажи отличались явными признаками тяжелых болезней.

И тем не менее ситуация, которую описывает Джордано, не выглядит грубо сконструированной; в жизни, в конце концов, бывает еще и не то. Нужно быть очень предвзятым читателем, чтобы счесть этот роман всего лишь действенной слезовыжималкой. Может быть, такая функция у него и есть, но в какой-то момент мы начинаем иметь дело с чем-то совсем иным. С каким-то особым оптическим прибором, показывающим те самые элементарные частицы. А также и не самые элементарные.

Джордано – писатель с почти безупречной техникой. Которая, как и у любого настоящего писателя, почти неощутима и не видна. Что он умеет – так это заставить сопереживать герою, а ведь именно в этом и заключается залог успеха, особенно если речь идет о сентиментальном романе.

«Одиночество», впрочем, еще и роман воспитания. Джордано замечательно описывает травлю хромоножки зловредными одноклассницами и повышенный самоконтроль погруженного в себя нового Лобачевского. Уверенно нащупывает психологические конфигурации и правильно расставляет скупые точные метафоры, а на главной метафоре строит интерпретацию всего происходящего.

Необычная близость одиноких людей подобна близости интересующих Маттиа простых чисел, которые делятся только сами на себя и на единицу и при этом распределяются попарно, но всегда оказываются отделены друг от друга третьим числом, как, например, 11 и 13.

Собственно, Джордано – антипод популярного поляка Януша Вишневского, тоже, кстати, ученого (только молекулярного биолога), от чьего сентиментализма уже решительно некуда деваться. «Одиночество простых чисел» − полная противоположность прославившему Вишневского «Одиночеству в сети». Джордано уходит от типизации и занимается единичными случаями, дозирует эротическую составляющую, получая тем самым доступ к более глубокому уровню переживаний, избегает слишком аляповатых мелодраматических ходов, чтобы присмотреться к царящей вокруг неясности и асимметрии. В легкой взвеси, получаемой итальянским физиком, нет ни грамма пошлости.

Однако зря в аннотациях с такой уверенностью утверждают, что эта книга, покорив Италию, покорит также и Россию. Теория вероятности здесь бессильна, а практика показывает, что такие гипотезы имеет смысл высказывать лишь с большой осторожностью.