Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
8 марта 2008, 17:26 • Культура

Морриконе не нашел понимания

Морриконе не нашел понимания в Москве

Морриконе не нашел понимания
@ enniomorricone.com

Tекст: Гуру Кен

Быть кинокомпозитором – тяжкий крест. Известность, большие деньги, возможность много писать и все слышать исполненным тут же, работа с лучшими кинорежиссерами мира – ничто. Если внутри звучат симфонии, хочется признания серьезной филармонической публики и список классиков кажется неполным без твоей фамилии – Морриконе.

Успеть

Нет, публика не оценила. Она ждала «Профессионала» или на худой конец «Лолиту». Что явно не входило в планы маэстро

Эннио Морриконе три года назад уже приезжал в Россию с оркестром. И тогда от него тоже ждали любимых мелодий – пронзительного «Профессионала», вопля койота из «Хороший, плохой, злой», брутального культового «Убить Билла», сакраментального «Однажды в Америке»…

И зря ждали. Маэстро огорошил огромный зал симфоническими миниатюрами, в которых едва угадывались немногие знакомые мелодии.

И вот новый приезд. И маэстро в ноябре исполнится уже 80 лет. И он хочет успеть. Он явно хочет приучить публику к мысли, что Эннио Морриконе – композитор симфонический, серьезный, основательный.

Он привез в Москву Большой симфонический римский оркестр. Вдоль задней стены в три ряда уселся хор Гостелерадио – сотня застывших фигур в строгом черно-белом. Огромная сцена Кремлевского дворца съездов едва поместила всех музыкантов и певцов.

Сам Эннио на пресс-конференции перед концертом заявил, что не хочет видеть в зале фиолетового цвета и цифр, связанных с порядковым номером своего выступления.

До нынешнего приезда маэстро выступал с оркестром 16 раз. И числа 17 не было в Кремле (впрочем, странно было бы видеть какие-либо цифры в чопорном, особо охраняемом учреждении).

В отличие от числа своих концертов, количества своих киноработ Морриконе вообще не помнит: «Те, кто это считает, сходятся только в том, что их больше четырех сотен».

Зал, конечно, полон. Кроме самых дорогих билетов. На 12-й ряд партера, скажем, билеты стоили 8 тыс. рублей, а у перекупщиков цена доходила до 80 тысяч!

В результате первые ряды оказались полупустыми, и маэстро в роговых очках наверняка видел проплешины в бархатных рядах партера. На улице же осталось много поклонников Морриконе, которые безуспешно выпрашивали их у прохожих.

По главной улице с оркестром

Концепция осталась неизменной – маэстро не стал играть своих симфонических произведений, но переработал киномелодии в полноценные пьесы для оркестра и хора.

Скажем, если в фильме звучало три темы от Морриконе, то в концертном исполнении получалась трехчастная пьеса. Однако на маэстро пришла публика вовсе не из близлежащего Большого зала консерватории.

Поэтому ему упорно и самозабвенно хлопали прямо между частями пьес. Маэстро терпел. Он не оборачивался, но по его напряженной спине чувствовалось, насколько он страдает от глобального непонимания.

Он делал паузы и стоически ожидал, пока аплодисменты стихнут.

Между прочим, неискушенная публика была не столь уж неправа. Щедрость Морриконе на яркие мелодии столь велика, что части пьес никак порой не желают сливаться в единое целое. Они самодостаточные, эти части. И уж точно совершенно киношные – даже без видеоряда.

Кадры «Однажды в Америке» прокручиваются в голове. И даже к тем фильмам, которые вряд ли кто-нибудь видел, – например, сериал «Обрученные» – все равно напрашивается вполне киноманский ассоциативный ряд.

Но сначала Морриконе сделал комплимент российской публике, который она едва ли оценила.

Он вспомнил про свою музыку к последнему фильму триумфатора Канн Михаила Калатозова «Красная палатка» (1971) про экспедицию Нобиле к Северному полюсу.

Этот фильм по ряду причин почти совсем неизвестен широкой публике, несмотря на то что в нем снимались не только Клаудиа Кардинале и Шон Коннери, но и Никита Михалков, Юрий Соломин, Донатас Банионис и множество других звезд. Кстати, в те годы Морриконе стеснялся своей фамилии в титрах – его фамилия хотела быть рядом с Верди и Пуччини.

А для кино он подписывался как Ennio De Concini…

Нет, публика не оценила. Она ждала «Профессионала» или на худой конец «Лолиту». Что явно не входило в планы маэстро.

И надо признать, что единственный раз, когда зал приветствовал начало пьесы аплодисментами узнавания, оказался тот самый «Хороший, плохой, злой».

Блистательная стилизация воя койота мгновенна узнаваема. И второй подарок Морриконе для Москвы – исполнение музыки к фильму Хотиненко «72 метра» – увы, тоже оказался неопознанным. По крайней мере, если судить по аплодисментам.

Большой римский оркестр очень чуток к палочке Морриконе. И переходы от форте к тишайшему пиано играет поистине виртуозно. Претензии могут возникнуть разве что к ударным – уж слишком жестковаты.

Вообще-то Морриконе довольно часто прибегает к использованию электрогитар, перкуссии и других элементов эстрадного оркестра, не брезгуя даже ударной установкой.

Но на кремлевской сцене, где звук симфонического оркестра «снимается» многочисленными подвесными микрофонами, сухой жесткий звук ударных попадает в слишком большое количество микрофонов без специальной обработки. Справиться с этой проблемой римскому оркестру не удалось.

Среди других произведений Морриконе выбрал музыку из фильмов «Битва за Алжир», «Дело гражданина вне всяких подозрений», «Рабочий класс идет в рай», «Ватель», «За пригоршню динамита». И на бис прозвучала тема из фильма «Миссия».

Морриконе бодр и сосредоточен. Между пьесами уходит за кулисы и затем вновь возвращается к дирижерскому пюпитру уверенной и жизнерадостной подходкой счастливого и вовсе не старого человека. Маэстро полон энергии.

Морриконе – яркий пример того, что лучше делать свое дело пусть не в самом престижном сегменте, но лучше всех. У него это получается.

Он бодрой походкой уже вошел в историю.