Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
23 февраля 2008, 13:30 • Культура

Пленник черного квадрата

Пленник черного квадрата
@ abcgallery.com

Tекст: Олег Рогов

Имя Малевича известно во всём мире. Его влияние на современную живопись и философию огромно. Цены на его картины достигают заоблачных высот.

Эта картина – одна из самых известных и узнаваемых. Этой фразе можно улыбаться, – действительно, трудно не узнать темный квадрат, – но эта работа Малевича неизбежно присутствует в альбомах по авангарду XX века, это полотно изучается историками живописи, о нtм, наконец, слышал, наверняка, едва ли не каждый.

Невероятный коммерческий успех настиг произведения Малевича через много лет после его смерти в 1935 году

Обыденное восприятие этой картины нашло свое отражение в многочисленных анекдотах («не дорисовал шахматную доску», «продам копию «Черного квадрата», дорого»), полотно многими воспринимается как курьез, с оттенком обиды – публику, мол, дурачат, я тоже бы так смог.

Но парадокс авангарда состоит в том, что его главные открытия, в отличие от реализма и модернизма, – это мощные и одноразовые, что ли, акции.

Повторять их невозможно, да и не нужно, потому что работа ведется с первичными элементами живописи.— светом, цветом, фактурой, геометрией, – а не с сюжетом в его привычном понимании.

Вторых Репиных и Дали может быть сколь угодно много, и живопись их может иметь успех, такой же, впрочем, вторичный, как и их работы. Второго Малевича быть не может. Потому что авангард – это всегда открытие, находка, изобретение.

После того как «Черный квадрат» был выставлен в 1915 году (тогда он назывался «Четырехугольник»), картина стала объектом постоянного внимания критики. Ее содержание и смысл определялся по-разному, вот наиболее известные гипотезы.

Картина символизирует разрыв нового искусства с классической школой, недаром она написана поверх многоцветного полотна. Формально она отвечает прежним требованиям к живописи (холст, масло, рама), но фактически ничего общего с традиционным искусством не имеет.

Это антитеза Солнцу (картина создавалась в одно время с оформлением оперы на стихи Алексея Крученых «Победа над Солнцем»).

Это практическое воплощение нового течения в искусстве, которое требует экономичных затрат и является своего рода минимализмом.

Полотно вещает нам о принципиально непознаваемом, поэтому была избрана именно такая тема и именно такое воплощение.

Казимир Малевич, черный квадрат, 1923 год (фото: commons.wikimedia.org)
Казимир Малевич, черный квадрат, 1923 год (фото: commons.wikimedia.org)
«Черный квадрат» говорит нам о бесконечности и вечности.

Это концентрация темных энергий.

Главная картина, провозглашающая беспредметность как основное направление нового искусства.

Предживопись, которая потенциально содержит в себе любые возможности.

Разумеется, само полотно уже содержит в себе возможность сколь угодно широкого спектра трактовок. Важно другое – что именно это полотно вызывает к себе такой интерес, что именно оно стало символом нового искусства.

Соблазнительно было бы выстроить прямую линию творческого развития: от неоимпрессионизма ранних лет через кубизм 10-х годов к беспредметному искусству и супрематизму последних лет.

Однако на деле всё обстоит гораздо сложнее: так, в конце 20-х Малевич вновь возвращается к постимпрессионизму, датируя эти холсты более ранним периодом, а среди полотен 30-х годов есть вполне реалистические работы.

Столь же неоднозначно и положение художника в обществе. С одной стороны – вполне успешный живописец и педагог. В 1917 году он председатель Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, в 1919–1922 годах Малевич преподает в художественной школе, устроенной по новому революционному образцу, позже он руководит мастерскими, преподает рисунок в высшей школе, заведует экспериментальными художественными лабораториями, принимает участие в оформлении интерьера Большого театра.

С другой – в его жизни то и дело происходят крайне неприятные и опасные события: Малевич дважды арестовывается на непродолжительные сроки (несколько недель), его персональная выставка в 1930 году подвергается резкой критике.

Малевич, безусловно, лидер классического авангарда. Его картины дали пищу для размышления художникам и критикам на много десятилетий. Удивительно другое – невероятный коммерческий успех, который настиг произведения Малевича через много лет после его смерти в 1935 году.

Стоимость его работ исчисляется миллионами долларов. Коммерческая судьба полотен Малевича – это какая-то совсем иная жизнь картин, мало соотносящаяся с основным вектором его творчества, в отличие, скажем, от Дали или Пикассо.

Но именно картины Малевича становятся объектом культурных жестов, от весьма агрессивных до гротесково-ироничных. Издеваясь над «брендом», которым в какой-то степени стало творчество Малевича, Александр Косолапов пишет картину «Мальборо-Малевич», на которой узнаваемым для всех курильщиков шрифтом выведена фамилия живописца вместо названия сигарет. Цветовая гамма картины и геометрия элементов соответствует классической сигаретной пачке.

А в январе 1997 году художник Александр Бреннер нарисовал зеленой краской знак доллара на одной из картин Малевича, хранящейся в амстердамской музее.

Это радикальная акция, как бы к ней ни относиться, тоже своего рода поминки по искренности русского авангарда, ставшего объектом купли-продажи и выгодного вложения средств.

Своим творчеством, «Черным квадратом» в первую очередь, Малевич открыл очень широкие двери, если можно так выразиться. Живопись после него стала принципиально другой. Кто-то не может ему этого простить, кто-то считает это его высшей заслугой.

..............