Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

15 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

6 комментариев
19 февраля 2008, 09:14 • Культура

Божий дар и триптих Бэкона

Божий дар и триптих Бэкона
@ Reuters

Tекст: Ксения Щербино

На самом деле, может, и не стоит паниковать. В конце концов, в условиях пошатывающейся мировой экономики, когда Кондолиза Райс равняет американцев с дураками и пьяницами (повальное обушествление, что ли?), а доллар летит в трамтарары даже в России, далеко не всякий олигарх решится потратить целое состояние на некое «искусство».

Ликвидность даже самых раскрученных мастеров сегодняшнего дня, вроде Дэмиена Херста, и даже самых известных мастеров прошлого в условиях современного рынка недоказуема.

С другой стороны, если картины покупаются и в таких условиях, значит еще не все потеряно. Особенно если по таким ценам, как триптих Фрэнсиса Бэкона (51,6 млн долларов).

Поиски себя в современном искусстве

Триптих Бэкона, за который по иронии судьбы соревновались три покупателя, был продан за 51,6 млн долларов

Обычно аукционы Christie’s и Sotheby’s наступают друг другу на пятки, но на этот раз Sotheby’s решили перенести свой аукцион современного искусства на конец февраля.

Видимо, в надежде расположить к себе фортуну, потому что проведенный 7 февраля Christie’s аукцион современного искусства показал, что всемирная слава без драгоценной патины баснословных прибылей не гарантирует.

Было продано всего 69% лотов (37 из 54), и, даже по словам самих представителей аукционного дома, старавшихся давать как можно более сдержанные комментарии сложившейся ситуации, такого провала не было с июня 2003 года.

Для сравнения: в прошлом феврале на аналогичных торгах 98% лотов нашли своего покупателя. В целом аукцион принес более 140 млн долларов, лишь ненамного больше, чем нижняя планка общего эстимейта.

В определенной степени можно говорить о том, что современные художники заняты поисками самоидентификации даже в большей степени, чем их коллеги за все столетия до того. То ли общий прессинг глобализации, то ли очередной экономический передел мира, то ли культурная политика поддержки малых народностей.

По крайней мере, это первая мысль, которая приходит в голову, когда пролистываешь описания лотов на сайте Christie’s.

Конечно, можно говорить об отдельных прорывах. Например, триптих Бэкона, за который по иронии судьбы соревновались три покупателя, был продан за 51,6 млн долларов.

Это на 1 млн меньше, чем было заплачено за картину Бэкона «Study for Innocent X» («Этюд Иннокентия Х» из серии картин Бэкона по мотивам картины Диего Веласкеса «Портрет папы Иннокентия Х»), которая была продана в мае 2007 года за 52,7 млн долларов на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке, и лишь ненамного превышает нижнюю планку эстимейта в 50 млн долларов.

Картина посвящена любовнику Бэкона Джорджу Дайеру, покончившему с собой в 1971 году, и мрачновата даже для Бэкона, который в общем, в отличие от Джаспера Джонса, никогда не считался жизнерадостным художником.

Черно-белые любовники Герхарда Рихтера «Zwei Liebespaare» («Две пары любовников») были проданы за 14,2 млн долларов, тоже, в общем, ненамного выше изначального эстимейта, который можно было узнать по специальному запросу, но за рекордно высокую для этого известного современного художника сумму.

Рекорд был установлен и за произведение Лучо Фонтана – одна из его одноименных «пространственных концепций» «Concetto spaziale» алого цвета была продана за 13,2 млн долларов, и за работу британской художницы Бриджит Райли «Static 2», приз Венецианского биеннале в 1968 году, проданную почти за 2,9 млн долларов.

Полный провал ждал работы Рудольфа Стингеля ценой от 150 тыс. до 1,3 млн долларов. Потрясающим прозрением для рынка оказалось то, что работы признанных мастеров вроде Энди Уорхола (автопортрет 1966 года) и Дэмиена Херста (из его бабочковой серии 1997 года) так и не нашли покупателей.

Правда, другая картина Уорхола – портрет Джуди Гарланд – принесла 4,2 млн долларов.

Лошади и шляпки модернистов

Аукцион Sotheby’s, как считает аукционный аналитик The New York Times Карен Вогел, оказался самым удачным за всю аукционную декаду.

Общая сумма, вырученная за этот аукцион, составила 230 млн долларов – лучший результат для лондонского отделения импрессионистов, при этом пять лотов было продано больше чем за 9 млн долларов, 52 лота – больше чем за 1 млн долларов.

По сообщению той же Карен Вогел, в зале присутствовал Михаил Каменский, директор российского отделения Sotheby’s. От лица одного из своих клиентов (предположительно, русского происхождения) он вышел победителем в схватке за «Weidende Pferde III» («Пасущиеся лошади III») Франца Марка (24,3 млн долларов) – самый дорогой лот торгов того вечера.

Присутствовала на торгах и Алина Дэйви, представитель Sotheby’s в Лондоне, купившая сразу несколько работ (например, пейзаж Поля Синьяка за 6,2 млн долларов, деревенскую сцену Писсарро за 4,5 млн и рисунок Климта за 451 млн долларов), тоже в течение вечера переговаривалась по телефону с неким таинственным клиентом.

Столь же тяжелая ночь выпала и Каролин Лэнг, представляющей Sotheby’s в Женеве. Считается, что и у нее есть ряд влиятельных и обеспеченных клиентов из России, предпочитающих оставаться неизвестными.

Так, один из них заплатил 18,6 млн долларов за «Schokko» («Schokko mit Tellerhut»), фон Явленского, цветной портрет маленькой немецкой девочки, выполненный в 1910-м.

Цена более чем вдвое превысила предыдущий аукционный рекорд тех ж Sotheby’s 2003 года в Нью-Йорке для этого прекрасного и, увы, малопопулярного среди широких масс художника.

Кстати, то, что картины не столь раскрученных немца Франца Марка и русского Алексея фон Явленского стали самыми дорогими лотами вечера, обогнав самого Пикассо, – уже показатель того, что ориентиры на массовость на арт-рынке сменились.

В целом из проданных лотов особо хочется отметить «La Loge» («Ложа») Ренуара (14,6 млн долларов), портрет Доры Маар кисти Пикассо (14,6 млн долларов), «Zirkus mit Dromedaren» Макса Пехштейна (3,8 млн долларов).

Торги Christie’s, посвященные тем же импрессионистам, не могут похвастать столь же высокими результатами.

В целом аукцион принес 207,3 млн долларов – не максимальная сумма выручки (максимум принесли торги в июле прошлого года – 241 млн долларов). К тому же непроданными остались более 20% работ, правда, при этом 29 лотов проданы дороже 3 млн долларов и установлено 7 рекордов цен.

Однако невозможно не назвать великолепные работы Эгона Шиле, выставленные Neue Gallery – той самой, что некоторое время назад (в лице магната Рональда Лаудера, наследника косметической империи Лаудеров, о котором мы писали два года назад) заплатила баснословные деньги за «золотую леди» Климта (135 млн долларов).

Эти 8 работ: «Muter und Kind» («Мать и дитя») (проданная дороже всех – за 5,7 млн, хотя по изначальной оценке другие работы должны были принести больше) – метафора рождения и смерти, вдохновленная все тем же Климтом, «Liegende Frau mit roter Hose und stehender weiblicher Akt» ( со столь любимыми Шиле эротично-красными носками); «Stehender Mann», своего рода автопортрет художника; «Selbstbildnis, Kopf» («Автопортрет. Голова») – еще один автопортрет; портрет Эриха Ледерера и рисунок углем «Madchenakt mit pelzbesetztem» – девочки в шубе. В целом картины принесли 24,3 млн долларов против ожидаемых 14,8 млн.

Самым дорогим лотом на этих торгах стала картина Пикассо «Femme au chapeau» («Женщина в шляпе») – 11,2 млн долларов при ожидаемых 5–7 млн. И на третьем месте тоже оказался Пикассо – картина «Homme assis au fusil» («Мужчина с ружьем») была продана за 11 млн долларов.

Лидирующие позиции в списке самых дорогих лотов заняли «L’Ouled Nail» («Танцовщица из племени улед-наиль») Киса ван Донгена (11 млн долларов, рекордная сумма, вырученная за этого художника), «Violon et journal» («Скрипка и журнал») Хуана Гриса (7,7 млн долларов), а также картины Матисса, Синьяка, Кандинского и фон Явленского.

Важным моментом стало и то, что в топ-10 вошла картина Карла Шмидта-Ротлуфа, проданная за 5,9 млн долларов, – для второстепенного художника немецкого экспрессионизма неожиданный результат.

..............