Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

6 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
2 сентября 2007, 09:56 • Культура

Судовой журнал эдинбургского пассажира

Голая Машель Пфайфер и гей Де Ниро

Судовой журнал эдинбургского пассажира
@ Reuters

Tекст: Владислав Поляковский

Нынешний Эдинбургский кинофестиваль критиков радует. Гвоздем программы стала «Звездная пыль», почти одновременно появившаяся в русском прокате. Такого сильного актерского состав в фэнтези-фильме мы, кажется, не видели еще никогда: Мишель Пфайфер, Роберт Де Ниро, Сиена Миллер, Клэр Дэйнс, прославившийся «Казановой» молодой Чарли Кокс и даже патриарх Питер О’Тул в эпизодической роли.

Подобная команда, сделавшая бы честь и «Властелину колец» с «Гарри Поттером» за компанию, свое, конечно, отрабатывает по полной. Чего только стоит скидывающая с себя одежду перед зеркалом только что омолодившаяся Мишель Пфайфер или Де Ниро, играющий капитана пиратов – гея.

Начинается фильм традиционно для своего жанра со сцены мастурбации, впрочем, весьма и весьма смешной

Кстати, это, кажется, первый раз, когда авторы выводят персонажа нетрадиционной ориентации в ряд главных героев фэнтези. Так или иначе, работа получилась шикарная, но вряд ли тянущая по масштабу соревноваться с упомянутыми конкурентами. Впрочем, она на это и не претендует.

Хотя «Звездной пылью» Эдинбург отнюдь не исчерпывается. Отметивший в прошлом году свое 60-летие фестиваль, так сказать, вступил в своего рода новый эон. С этого года руководителем фестиваля стала известный кинокритик Хана Макгилл, которая тут же приняла ответственное решение: со следующего года перенести фестиваль с августа на июнь в целях удобства для всего киномира. Нововведение спорное, хотя и довольно выгодное для Эдинбурга, и так вне всякой меры перегруженного фестивальными событиями.

Первый блин у Макгилл, кажется, удался на славу: критики в один голос признают нынешнюю программу чуть ли не самом сильной за последние несколько лет. Это уже не говоря о приглашенных звездах: актеры Крис Купер, Саманта Мортон, писатели Ирвин Уэлш и Майк Уайт, а ведь еще была Стокард Шэннинг, и Джулия Дельпи… Но красивые женщины и талантливые актеры в Шотландии не новость. Вернемся к фильмам.

Рядом со «Звездной пылью» уютно примостился на постаменте зрительских симпатий «В поисках полночного поцелуя» – поистине открытие этого года. Снятый почти бесплатно традиционный, казалось бы, штатовский инди оказался настолько ювелирной работой, что зрители с критиками готовы с него пылинки сдувать. Начинается фильм традиционно для своего жанра со сцены мастурбации, впрочем, весьма и весьма смешной.

Как обычно, довольно важное место на фестивале занимает музыка. Более всего это заметно по дебютной работе Антона Корбийна – «Контролю». История Йана Кертиса, фронтмена группы «Джой Дивижн», полна необычных режиссерских ходов и находок – полна настолько, что сама история, учитывая ее так и просящуюся на глаза «селебрити-часть», как-то оказывается на втором плане. Как раз в этом фильме играет Саманта Мортон, ну и Сэм Райли, конечно.

Но больше всего, оставляя позади даже звездную «Звездную пыль», порадовал критиков, да и жюри фестиваля «Рататуй». Слово, вызывающее в России смутные ассоциации не то с чем-то неприличным, не то с полуфабрикатами из супермаркета, теперь цветет и пахнет. Вот именно. Что пахнет – новый анимационный фильм в духе «Тачек» крутится вокруг мышонка, который захотел стать поваром. Жалко, никто еще не додумался, как через кино передавать запахи: вся картина просто ломится от обилия всевозможной еды, еще больше, чем от шуток.

«Пиксар», вероятно, вообще люди увлекающиеся: были гонки, теперь еда, ну прямо все для мужчин. Остается надеяться, что «Рататуй» не так сильно разочарует по результатам проката, как машинки из предыдущего творения, – хотя сейчас все идет к тому, что отнюдь не разочарует. А мышонок поваром все-таки стал. Как в анекдоте про чукчу – генерального секретаря.

Видимо, «Рататуй» отдельно пришелся по вкусу новому директору фестиваля, которая даже назвала его одним из немногих высококачественных работ в этом году. Макгилл однозначно собирается менять саму структуру фестиваля, пытаясь сделать его крупнее, масштабнее и – как бы это сказать – поголливудистее, что ли. Понятно, что традиционная публика Эдинбургфеста, считающая его крупным европейским кинофестивалем, подобному повороту не обрадуется.

С одной стороны, фестиваль действительно европейский, и голливудскость ему не к лицу. С другой – за историю существования он все-таки не встал в один ряд с Венецией, Каннами и Берлином. Таким образом, в Европе проходят все крупнейшие кинофестивали мира (помним, что «Оскар» – это не фестиваль, а премия), и Эдинбург в их компании как-то уже и не смотрится. Конечно, в столице Шотландии и так проходит чересчур много всего, но та политика, которую избрала Макгилл, вполне может сделать кинофестиваль одним из самых прибыльных, а не только престижных событий Эдинбурга.

Это вообще некий поворотный момент в концепции фестивалей. Как правило, есть что-то одно, основное: прибыль или престиж, за которым, как ведомый, следует другое. Так у зрителя создается иллюзия, что присутствует и то, и то.

Однако на самом деле многие более или менее крупные фестивали все чаще решаются на, как это по-нашему, «передел концепции». То есть просто престиж иногда не соответствует уровню необходимой прибыли, и им приходится жертвовать. Обратная ситуация случается реже, но и такое бывает.

Ну и плюс есть незыблемое.

Есть устоявшиеся занимаемые ниши. Именно согласно этим нишам «Оскар» давали «Титанику», а венецианский фестиваль выигрывали картины из Китая. У кого-то спецэффекты, у кого-то мультикультурные коммуникации, у кого-то проблемы сексуальных меньшинств и наркомания и т.д. Каждая институция в мире кино четко привязана к собственному флангу кинематографа, который она, соответственно, по мере сил и возможностей легитимизирует.

Но теперь все медленно, но уже заметно меняется. Может быть, все изменилось, когда «Оскар» получила «Горбатая гора». Может быть, было еще что-то не менее важное. Но уже заметно: различные институции постепенно меняют спектр своей деятельности и тихонько тырят жанры друг у друга.