Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.
0 комментариев«Усадьба. Джаз»: не джаз, но успех
Фестиваль «Усадьба. Джаз» в подмосковном Архангельском становится с каждым годом все популярнее. Нынешний пикник в усадьбе, четвертый по счету, опять бьет все рекорды. Надо ли говорить, что пробки на подъезде немалые, очереди в кассы длинные, а все аллеи красивейшего Архангельского заполнены не менее красивой интеллигентной публикой?
Джаза на пикнике немного, зато праздник получается на загляденье. Такой публики нет в джазовых клубах – там скучно и пахнет музейной пылью. Привлечь широкую приличную публику к джазу эвент-агентство «Арт-Мания» решило куда более логичным путем – к мейнстрим-джазу «для старых и толстых» изрядно подмешан модный ска, элегантный лаунж и неизбежный джаз-рок. Пять сцен фестиваля собрали широкую гамму околоджазовой музыки – как и в Европе, мейнстрим сильно уступает свои позиции всякого рода эклектике, миксам и эйсид-джазу.
Лаунж, свинг и джем-сейшн
Когда Коэн исполнил пулеметной скорости арпеджио, которое мы привыкли слушать у Джо Сатриани или Стива Вая на соло-гитаре, но никак не на контрабасе, – публика зашлась в признательной овации минут на пять
Пять сцен ориентированы на разную аудиторию. Крошечная «Лаунж-кафе» – для легкого электронного джаза и танцевальных миксов. Здесь стоят белоснежные шатры, жарят стейки, призывно рекламируется дорогущая иномарка-купе, склоны Москвы-реки усыпаны арт-композициями из апельсинов, играется фоновая музыка. Стоит отметить зажигательные миксы Moscow Groove Institute и этноблюзовые вариации интеллигентного Alissid Jazz, играющих для счастливых лиц с апельсинами в руках.
Отдельная свинговая и буги-вуги площадка «Каприз» рассчитана, понятное дело, на танцы. И танцы там не прекращаются ни на минуту. «Сначала топчем окурок левой ногой…» – при мне именно такими словами один молодой человек обучал премудростям буги-вуги свою стеснительную подружку. Под Swing Couture образовался энергично пляшущий круг диаметром в метров сто. Свежий воздух и релакс…
Нововведение 2007 года – сцена жежешников. Джазовые коллективы, состоящие из пользователей Livejournal.com из России и даже Словакии не поражают оригинальностью или хотя бы техничностью игры. Но зато компенсируют это отсутствием пафоса и самым живым общением со зрителями. На опен-эйре зачастую это важнее сугубо технических моментов. Благо, что погода оба дня стоит великолепная – солнце, тепло. Шашлыки на каждом углу и море разливанное пива – это уже праздник.
Большая сцена – большие музыканты
А самая большая сцена «Партер» – это почти «Нашествие», только с легким налетом джаза |
Но самые интересные музыкальные события происходят на двух самых больших сценах – «Партере» и элитном «Аристократе». Элитность заключается в репертуаре (высококачественный мейнстрим) и в обязательности выкупа столиков с высокими ценами на блюда. Взамен выкупившие эти самые столики в парадном дворе Усадьбы получают звездопад отечественных джазменов – от биг-бенда Олега Лундстрема до Давида Голощекина и Алексея Кузнецова. Голощекин работает не только с привычной трубой, но и добрую половину концерта импровизирует на электроскрипке, стильно и со вкусом. Вокальная группа A’Capella ExpreSSS, как всегда, хороша своим а капелльным лаконизмом и эмоциональностью.
А самая большая сцена «Партер» – это почти «Нашествие», только с легким налетом джаза. На пресс-конференции перед фестивалем устроители объясняли, что очень трудно подобрать коллективы, которые смогут держать большое поле в состоянии интереса к своей непростой музыке. Если Нино Катамадзе уже стала своеобразным символом «Усадьбы. Джаз» и ей действительно удается сделать счастливыми почти всех – настолько вольные блюзово-джазовые напевы Нино органичны и мелодичны, то остальные гости меняются каждый год.
Открывшая большую сцену замечательная ска-панковая духовая группа «Пакава Ить» стала жертвой звукорежиссеров. Половину инструментов не слышно, привычный драйв растворяется как утренний туман. Феликс Лахути и Funky Land разочаровали публику однообразием, а Андрей Макаревич* с «Оркестром креольского танго» настолько контрастировал своей усталостью и безразличием со всей обстановкой опен-эйра, что даже неудобно стало за маэстро.
А вот другой известный рок-музыкант Сергей Мазаев сумел буквально очаровать переполненное поле. Аккомпанировал ему VIP Zone Orchestra братьев Ивановых, и даже пел он не один, а на пару с американкой Шендой Рул. Однако магический низкий тембр Мазаева и хитовый репертуар от песен «Морального кодекса» до нетленки Unbreake My Heart завел публику не на шутку. Братья Ивановы вдарили такой непривычно для них зажигательной смеси латино, фанка и даже бибопа, что пляски стали жизненной необходимостью для всех, в руках которых не было пивного бокала.
Куда более спокойно прошло выступление «Квартала» с Татьяной Литвиненко. Старые песни еще вызывают отклик у публики, но новые – уже клонят ко сну. Еще более предсказуемо смотрится эстонская певица София Рубина – здесь оставалось загибать пальцы, кого еще она спародирует.
Хедлайнеры приехали издалека
- Черешневый джаз Dizzy Gillespie
- Игорь Бутман: «Джаз во время беременности…»
- Джаз в большом городе
- Гарри Бертон: «Я объясняю смысл джаза»
- Джаз № 9
Но, как ни крути, главным событием фестиваля стали выступления иностранных артистов. Иностранцы впервые появились на этом фестивале. Первые два года свои ограничения выдвигал табачный спонсор со словом «Русский» в названии бренда, в прошлом году банально не хватило средств. И вот на четвертый год жизни «Усадьба. Джаз» блеснула фирменными джазменами, и какими!
Суперсобытием фестиваля стало выступление израильского гения контрабаса Авишаи Коэна. Он выступал в «Аристократе», и его увидели немногие. Но те, кто увидел, вряд ли способны теперь забыть феерического басиста – он играет диапазон от авангарда до «как бы привычного» блюза. Но в любой момент готов сорваться в безудержную импровизацию самого зажигательного характера и тут же вернуться в спокойное академичное русло. Когда Коэн исполнил пулеметной скорости арпеджио, которое мы привыкли слушать у Джо Сатриани или Стива Вая на соло-гитаре, но никак не на контрабасе, – публика зашлась в признательной овации минут на пять. Трио Avishai Cohen – это исключительно чуткие друг к другу виртуозы, и, хотя безусловно заметно влияние великого Чика Кореа, с которым Коэн успел поработать, музыканты вышли далеко за рамки привычного блюза и мейнстрима. Право же, стоило пригласить такого кудесника контрабаса на большую сцену, но сам факт приезда Коэна делает честь фестивалю «Усадьба. Джаз».
Французский ансамбль с говорящим названием Live Is Not A Picnic оказался тоже израильского происхождения. Между латино-джазом и цыганщиной звучат анекдоты на идиш, мелодекламация сменяется взрывными криками Давида Бюрштайна – словом, программа на любителя. Стильный итальянский трубач Паоло Фрезу выступил изящно и почти легкомысленно.
Большая часть публики приехала на Маркуса Миллера, и получила фейерверк фанковых шуток в джазовой оболочке. Энергичный Маркус Миллер успел поиграть не только на басу, но и на клавишах и даже на бас-саксофоне. В каждой композиции он успевает перебрать полунамеками дюжину узнаваемых джазовых стандартов, дать «техники» и еще пошутить. Он работал с Майлзом Дэвисом, и это до сих пор слышно. Но тот аттракцион с бас-гитарой, которая рассыпает слэпы в каждом такте и успевает выдавать при этом совершенно непредсказуемые аккорды, – придумал такую музыку все-таки сам Маркус Миллер. Он был первым, и этим все сказано. Три биса неподражаемого Миллера, и над Архангельским расцветает праздничный фейерверк.
Трудно себе даже представить, что может ждать нас в следующем году. Но «Усадьба. Джаз» привозом Маркуса Миллера и Авишаи Коэна поставила себе такую планку, которую надо перепрыгивать. Никто за язык не тянул – организаторы сами поставили себе цель войти в десятку лучших джазовых фестивалей Европы. Надо выполнять.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом