Игорь Караулов Игорь Караулов Русская зима – наша культурная доминанта

Зимой тяжело, хочется куда-то сбежать, но я плохо понимаю тех, кто отправляется зимовать в Таиланд или на Бали. Это малодушное бегство от русской судьбы, попытка ее обмануть, а она не прощает обмана. Может быть, мы и миру нужны прежде всего как зимние люди.

0 комментариев
Дмитрий Родионов Дмитрий Родионов Японию готовят к войне с Россией и Китаем

Усиливающуюся реваншистскую риторику Токио поддерживают США, которые также де-факто не признают Курилы российскими, требуя от местных жителей для получения американской визы признать себя японцами. Это два однонаправленных вектора: стремление США добиться отторжения от России Курил с целью создать там свои базы и, собственно, японский реваншизм.

4 комментария
Анна Долгарева Анна Долгарева Русский Север хранит время

Если говорить про культурный код Севера, что приходит в голову в первую очередь? Бродский в ссылке в Архангельскую область, Териберка в фильме «Левиафан» Звягинцева, протопоп Аввакум, деревянное зодчество Кижей, Соловецкий монастырь и лагерь особого назначения.

6 комментариев
21 апреля 2006, 12:00 • Культура

Что происходит на свете? Да просто весна

Tекст: Александр Фолин

Сходит последний снег, все чаще выглядывает солнце, промерзшая за долгие зимние месяцы земля вновь покрывается травой. В такие дни и в кино хочется видеть что-то соответствующее. Фильм Оксаны Бычковой идеально подходит весеннему настроению. Его героев нельзя назвать абсолютно счастливыми людьми, но они только начинают жить, и их сердца еще полны надежд на лучшее. Заразиться этими надеждами – никому не грех.

Простите, если это звучит несколько высокопарно. Просто стоит посмотреть «Питер FM», а потом пару раз прокатиться по эскалатору с целующимися парочками, и готово дело – начинаешь петь, как молодой Никита Михалков. Это, правда, из другого фильма, там был другой город и другое время года, но дело не в песне, а в настроении.

Город на Неве

Она работала диджеем на радио...
Она работала диджеем на радио, Он работал дворником. Она собиралась замуж за бывшего одноклассника. Он собирался уехать в Германию. И оба сомневались, что их планы стоит осуществлять. Она потеряла мобильный телефон, а Он нашел. Она Ему позвонила, и Он обещал вернуть телефон, но встреча не состоялась. А между тем их сомнения все крепли…

Вот такую историю придумали Оксана Бычкова и Нана Гринштейн. Не то чтобы она была очень оригинальной, не то чтобы в ней были какие-то неожиданные повороты, но, как я уже говорил, дело не в деталях, а в настроении.

Настроение же, по большей части, задает город. Вообще сама история, наложенная на питерские улицы, невольно вызывает в памяти «Прогулку» Алексея Учителя. Даже сами создатели не открещиваются от параллелей с ним. Да и было бы глупо отрицать общность двух лент – в конце концов, помимо прочего, Евгений Цыганов сыграл главную роль в них обеих. Однако это разные фильмы. Не хочется повторяться, но дело опять же в настроении. Учитель – опытный режиссер, со сложившимся авторским стилем, довлеющим над фактурой. «Питер FM» делала команда дебютантов, которым все было в диковинку. И это очень чувствуется.

Что же до Питера, то и он несколько отличается от того, каким его обычно изображают. Есть две стандартные крайности: мрачный серый город с жутковатыми подворотнями и «колодцами», бандитская столица, и невероятно помпезный город дворцов и парков, гордость страны. Питер Бычковой – даже не посередине, скорее вообще в другой реальности. Это очень светлый, весенний город маленьких улочек и каналов, город любви – к людям, к себе, к жизни. Он кажется пропитанным этой любовью – настолько, что даже депрессия в нем не может длиться долго. Стоит сесть на парапет или постоять на мосту, глядя на неспешное течение реки, и все пройдет.

Когда мы были молодыми…

Евгений Цыганов
Впрочем, не стоит думать, что случилось чудо, и дебютантка Бычкова сняла гениальное кино. Разумеется, это не так. К сожалению, все, что было сказано выше, – не ее заслуга. Просто весна, дивный город, бодрая музычка (за последнее спасибо Кириллу Пирогову). Фильм же слабенький, ученический, полный дурацких ошибок – сценарных, актерских, режиссерских, операторских. Было даже как-то неудобно слушать, как продюсер на пресс-конференции хвасталась, что «сценарий приняли с первого раза, чего обычно не бывает». Куда смотрели принимающие – непонятно, но сценарий дыряв, как дуршлаг, и весь состоит из условностей, логических и мотивационных.

Актеры – возможно, главная проблема фильма. Им так и не удалось передать те чувства, которые мучают их героев. Милая девушка Маша, которую играет Екатерина Федулова, оставляет впечатление пустышки. Никто не требует театрального проявления эмоций – в конце концов, хороший актер без слов и жестов может сказать все. Федуловой это не удалось, но куда уж ей, если это не удалось и опытному Евгению Цыганову! Он играет так, словно его под пытками заставляли сниматься. Как-то нехотя, через силу. Насколько он был живой в той же «Прогулке», настолько он мертвый в «Питер FM». Из-за этого нет и сопереживания.

Режиссерские просчеты, по большому счету, – в неумении собрать грамотную команду, что, конечно, придет. Ведь все могли подсказать, подправить, если бы было кому. Это просто нелепо – когда на площадке нет практически никого, кто знает, как надо. Отсюда и все проблемы.

Все у них получится

Снимать на голом энтузиазме нельзя. Иначе все благие порывы превращаются в розовые сопли для любительниц женских романов, что продают в ларьках у метро по 20 рублей за книжку. Правда, продюсеры в открытую заявляли, что, в общем, для этой аудитории и снимали. Но это не дает право делать все «на коленке». Заявление о том, что «эту историю может сделать только очень молодой человек», ошибочно. Как показывает практика, наиболее честные фильмы о предчувствии любви выходят у людей зрелых. Даже Линклейтеру на момент съемок «Перед рассветом» было уже 35. Другое дело, что у нас действительно «выбор режиссеров страшно небогатый». С этим не поспоришь.

Финал фильма предполагает хеппи-энд. И хотя он, как и весь фильм, крайне условен и даже маловероятен, очень хочется – честно! – верить, что и в жизни Маши и Максима все будет отлично, и в жизни создателей «Питер FM» тоже. Как в приснопамятном рекламном «Русском проекте», – «все у них получится»… Когда-нибудь потом.