Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
16 июня 2005, 21:33 • Культура

Кино-конструкты

Кино-конструкты
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Елена Носкова

Знаменитые долгие периоды Гришковца, воспроизведенные человеком-оркестром на открытии, задали фестивалю определенный тон. Гришковец говорил о черно-белых городах, журавлях, одиноких ковбоях и фарах их автомобилей, говорил, знакомо поеживаясь от собственной небывалой искренности, вопрошал, есть ли любовь в этом цветном кино, и та ли это любовь? Ну да, та ли это любовь, те ли это слова, та ли это слеза, те ли это глаза…

Завершая сеанс гипноза утверждением, что время бывает двух видов – цветным и непростым, Гришковец призвал полюбить наше время и наше кино, потому что другого у нас не будет. Здесь все вздрогнули и проснулись. Потому что если другого не будет, то, что мы вообще тут делаем?

Борьба Кинотавра

Никита Михалков разделил премию за лучшую мужскую роль в фильме
Никита Михалков разделил премию за лучшую мужскую роль в фильме "Статский советник" с Константином Хабенским (фото ИТАР-ТАСС).

360 копий «Статского советника», 310 – «Ночного дозора», 254 – «Боя с тенью» - примерно так, не статистически, а в региональном прокате и в телевизионном эфире существуют молодцеватые образцы отечественной кинопродукции, именуемые блокбастерами. Остальные из 67 фильмов, снятых в прошлом году и почти 20 – в текущем, тоже хотели бы отпечататься не только в производственном смысле, но и на чьей-то сетчатке. Именно борьбе за право картин быть увиденными и намерен отдавать свои силы обновленный «Кинотавр».

Концепция доступности, свободной циркуляции идей, проектов и уже существующих фильмов бодрит. Ее аналогом в Европе может быть назван Роттердамский фестиваль, где наблюдается концентрированная ротация молодого, дебютного кино, а рыночная активность – на стадии сценариев и проектов. До сих пор поклонники мистических метафор сравнивали российское кино с привидением, намекая на неясность его очертаний для зрителя, никак не встречающегося с ним на экране.

Российское кино дразнили фикцией, справедливо сомневаясь в реальности того, что эфемерно, живет мотыльком один фестивальный день, и далее – ни гу-гу. Сегодня фильмы перестают жить тайной жизнью. Развивающаяся мускулатура «Кинотавра», похоже, обеспечит им эту возможность.

Нужен мэйнстрим

Режиссер фильма
Режиссер фильма "Бедные родственники" Павел Лунгин удостоился главного приза "Кинотавра" (фото ИТАР-ТАСС).

Тем не менее, фильмов, дающих представление о сложности жизненного устройства и попытавшихся этой сложности подражать собственным искусным устроением, в конкурсе было от силы 5 из 16: «Бедные родственники» Павла Лунгина, «Первые на луне» Алексея Федорченко, «4» Ильи Хржановского, «Требуется няня» Ларисы Садиловой и «Удаленный доступ» Светланы Проскуриной.

Главный приз закономерно отправился к Лунгину. Закономерность нехитра – Лунгин привез на конкурс единственную смешную комедию, чей смех рождается в утробе, милосердно не затрагивая голову. Профессионалы поняли, что кинематографу нужен так называемый «мейнстрим» - качественный общепит для глаз, умеющий развлекать профессионально и с видимым удовольствием от процесса.

«Человеконенавистничеством» и «цинизмом» клеймят «Бедных родственников» немногочисленные критики картины, буквально повторяя грубые выпады против фильма «4», получившего приз за режиссуру. В «4» писатель Владимир Сорокин и режиссер Илья Хржановский учредили мир, где норма не определена, а звук и изображение настолько густы, что застревает всякая критическая ложка, занесенная вычерпать из фильма его смыслы.

И тогда критики начинают придираться к «цинически показанным» пьяным деревенским старухам, к виду персонажей и пространств, про которые удобнее всего сказать, что это «наша родина», и – наврать.

При всей неприглядности начертанной Лунгиным картины, ее содержание имеет такое же отношение к «родине» и живой в ней жизни, как и фильм «4», и не дает повода считать ее бастионом реализма. В этом ощущается уже какой-то приятный сдвиг в понимании того, что кино – конструкция, его видовое свойство – искусственность, сделанность, и что жизнь следует производить самим, а не ходить за ней в синематограф. Отсюда недалеко и до следующего шага – перестать видеть в кино трибуну для говорения об общественно насущном и важном, предоставив это занятие собственной гражданской совести и профессионалам. Зато признать его главное право - развлекать, быть забавой.

Бессону не пожелаешь

Председатель Попечительского совета фестиваля Олег Янковский с супругой на XVI открытом российском кинофестивале
Председатель Попечительского совета фестиваля Олег Янковский с супругой на XVI открытом российском кинофестивале "Кинотавр" (фото ИТАР-ТАСС).

Ни распределение наград, ни сами фильмы в этом году не были в фокусе внимания. Все десять июньских дней участники и гости фестиваля были вовлечены в амбициозный инженерный проект, результатом которого должна стать фестивальная конструкция следующего поколения.

И она будет достойна называться стройкой века, если на фестивальных ассамблеях удастся выработать конвенции, регулирующие взаимоотношения различных цеховых институций, и сам язык описания того, что случается в нашем кино.

Если этого конвенционального перехода так и не случится, то перед нами маячит неприятная перспектива. Мы так долго жили без отечественного кино, так тосковали по нему и уповали, что 15 лет паузы стали бесценным опытом и надлежащим образом скажутся на качестве и осмысленности долгожданного кинопродукта, что и в голову не приходило, что годы эти могут пройти даром, будто и не было их.

Что возрождения отечественного кино следует, скорее опасаться, чем праздновать его, потому что возрождается, похоже, та самая советская среднестатистическая серость, которой и Голливуду с Бессоном не пожелаешь.

Именно над ней, исполненной гуманистического пафоса, и ничего, кроме этого пафоса не содержащей, будут реять гордые блокбастеры. А порядочный мейнстрим так и останется утопическим прожектом.