Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

10 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

4 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
1 декабря 2005, 17:02 • Культура

Квартет И кролики

Квартет И кролики
@ Анна Копытова

Tекст: Константин Филатов

Кто не знает «Квартет И», тот незнаком с ярким, добрым и совершенно отдельным явлением на столичной театральной сцене. Кто не слышал о спектакле «День Радио», на который капризный столичный театрал уже четыре года нервно спрашивает лишний билетик в день спектакля, – тот просто не хотел о нем слышать. И вот свершилось – на сцене ДК имени Зуева состоялась премьера нового спектакля «Квартета И» с интригующим названием «Быстрее, чем кролики».

Кроликов в спектакле много, особенно в финале – однако тайный смысл названия к концу спектакля явным так и не стал.

Мент на престоле Вседержителя

Сцена из спектакля «Быстрее, чем кролики»
Сцена из спектакля «Быстрее, чем кролики»

С самого начала действа зритель атакован с двух сторон – на огромных экранах, висящих по бокам сцены, пролетает кровавый минутный мультик в стиле российского MTV о разборке кроликов в магазине. После фланговой атаки следует лобовой удар по центру: на полутемной сцене появляются две головы с вытаращенными глазами, так что невольно пригибаешься – не подкрадывается ли из-за кулис кролик-убийца?

Дальше начинается спектакль, и зритель, с нетерпением ожидавший «чего-нибудь нового, но такого же, как они раньше делали», сполна получает свое – динамика спектакля все нарастает, а диалогам, льющимся со сцены, мог бы позавидовать сам Даниил Хармс: «Повар делает котлеты…а кто штаны ребятам шьет? – Уж, конечно, не пилот. – Хорошо, повар делает котлеты, кто-то неизвестный – штаны ребятам, а чем вообще пилот-то занимается?»

Действие время от времени прерывается мультиками, действующих лиц на сцене прибавляется, и каждый из новоприбывших мучительно пытается выяснить, где он и что, собственно, происходит. Ситуация парадоксальная – дом, где все происходит, не имеет ни окон, ни дверей, а людей там все прибывает. И у всех воспоминания обрываются приблизительно в одном и том же месте.

Веселый абсурд временами принимает минорные оттенки – этому способствует музыка братьев Самойловых из «Агаты Кристи», погребальные венки, неожиданно возникающие на сцене, и постоянные предположения, что все действующие лица умерли. Тем не менее угадать, что все-таки случилось, невозможно – Страшный суд, на котором сотрудник ДПС, временно исполняющий обязанности Бога, выносит приговор беспутному бизнесмену Гарику, вызывает веселый интерес, а не благоговейный трепет.

Кстати, нельзя не отметить замечательную находку – после приговора свет в зале гаснет, и на экранах возникают действующие лица, которые в духе программы «Слабое звено» комментируют уход коллеги, а последнее слово предоставляется ему самому.

Оскомина вечного кайфа

Сцена из спектакля «Быстрее, чем кролики»
Сцена из спектакля «Быстрее, чем кролики»

Вот так хвалил бы и хвалил замечательных ребят, которые уже много лет во время спектаклей расстреливают зал крупнокалиберными шутками, собирая в ответ заслуженные овации и цунами смеха. Именно этот позитив и доброжелательность можно назвать визитной карточкой квартетовцев, и тем обидней, что от собственных правил все-таки отступают даже самые достойные.

Спектакль едва переваливает за середину – и тут зритель узнает, что все происходящее не более чем состояние коллективного наркотического трипа. Внутри появляется чувство жуткого разочарования, которое можно выразить одним словом: «Опять…»

Опять наркотический постмодернизм – тема, которая за последние несколько лет уже не просто приелась, а даже успела оскомину набить. «Мы вчера Пелевина с Сорокиным читали-читали, читали-читали…» Да и не только читали – уже шесть лет в московском Театре на Юго-Западе идет спектакль по сорокинскому «Достоевский-trip», годом младше спектакль «Чапаев и пустота» по одноименному роману Виктора Пелевина – тема исследована и переварена столичной публикой от и до. Непонятно, зачем потребовалось обращаться к этой теме «Квартету И», что именно они искали и хотели найти в этом темном колодце – рискну предположить, что здесь не обошлось без маргинального влияния братьев Самойловых.

Как бы там ни было, однако после «трипового» признания спектакль ломается, и всю его вторую часть зритель наблюдает за мучительными попытками автора закончить повествование. Справедливости ради стоит отметить, что актерская игра остается на прежнем уровне, и временами удачные находки заставляют зал встрепенуться, однако общего положения на фронте они уже не спасают.

В припеве финальной песни «Агаты Кристи» про веселый мир звучат слова: «И все получится, и все завертится, сначала весело, потом повесишься». В некоторой степени это отражает ход спектакля, который начинался «за здравие», а закончился практически «за упокой» – осужденный на Страшном суде бизнесмен из наркотического транса не вышел.

Хотя, несмотря на сорокинско-пелевинские традиции жанра, спектакль выгодно отличается тем, что мрачного опустошения в душе не оставляет.

Без паники

Сцена из спектакля «Быстрее, чем кролики»
Сцена из спектакля «Быстрее, чем кролики»

Посмотреть спектакль, безусловно, стоит. Не фанатам «Квартета И» – им понравится в любом случае, поскольку на сцене будут те самые дорогие сердцу актеры с теми самыми непосредственными реакциями. Посмотреть его стоит из-за большого количества удачных и вовремя вставленных фраз («Если бы я легко поддавался панике, то я бы сейчас легко ей поддался»), живой игры актеров и просто из желания увидеть что-нибудь яркое.

Одно можно сказать с уверенностью: и сами участники «Квартета И», и приглашенные актеры до сих пор играют с азартом и удовольствием. Так что на сцене все еще карнавал, а не наводящий скуку официальный утренник. Вот только краски у карнавала немного почернели…