Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
1 декабря 2005, 17:02 • Культура

Квартет И кролики

Квартет И кролики
@ Анна Копытова

Tекст: Константин Филатов

Кто не знает «Квартет И», тот незнаком с ярким, добрым и совершенно отдельным явлением на столичной театральной сцене. Кто не слышал о спектакле «День Радио», на который капризный столичный театрал уже четыре года нервно спрашивает лишний билетик в день спектакля, – тот просто не хотел о нем слышать. И вот свершилось – на сцене ДК имени Зуева состоялась премьера нового спектакля «Квартета И» с интригующим названием «Быстрее, чем кролики».

Кроликов в спектакле много, особенно в финале – однако тайный смысл названия к концу спектакля явным так и не стал.

Мент на престоле Вседержителя

Сцена из спектакля «Быстрее, чем кролики»
Сцена из спектакля «Быстрее, чем кролики»

С самого начала действа зритель атакован с двух сторон – на огромных экранах, висящих по бокам сцены, пролетает кровавый минутный мультик в стиле российского MTV о разборке кроликов в магазине. После фланговой атаки следует лобовой удар по центру: на полутемной сцене появляются две головы с вытаращенными глазами, так что невольно пригибаешься – не подкрадывается ли из-за кулис кролик-убийца?

Дальше начинается спектакль, и зритель, с нетерпением ожидавший «чего-нибудь нового, но такого же, как они раньше делали», сполна получает свое – динамика спектакля все нарастает, а диалогам, льющимся со сцены, мог бы позавидовать сам Даниил Хармс: «Повар делает котлеты…а кто штаны ребятам шьет? – Уж, конечно, не пилот. – Хорошо, повар делает котлеты, кто-то неизвестный – штаны ребятам, а чем вообще пилот-то занимается?»

Действие время от времени прерывается мультиками, действующих лиц на сцене прибавляется, и каждый из новоприбывших мучительно пытается выяснить, где он и что, собственно, происходит. Ситуация парадоксальная – дом, где все происходит, не имеет ни окон, ни дверей, а людей там все прибывает. И у всех воспоминания обрываются приблизительно в одном и том же месте.

Веселый абсурд временами принимает минорные оттенки – этому способствует музыка братьев Самойловых из «Агаты Кристи», погребальные венки, неожиданно возникающие на сцене, и постоянные предположения, что все действующие лица умерли. Тем не менее угадать, что все-таки случилось, невозможно – Страшный суд, на котором сотрудник ДПС, временно исполняющий обязанности Бога, выносит приговор беспутному бизнесмену Гарику, вызывает веселый интерес, а не благоговейный трепет.

Кстати, нельзя не отметить замечательную находку – после приговора свет в зале гаснет, и на экранах возникают действующие лица, которые в духе программы «Слабое звено» комментируют уход коллеги, а последнее слово предоставляется ему самому.

Оскомина вечного кайфа

Сцена из спектакля «Быстрее, чем кролики»
Сцена из спектакля «Быстрее, чем кролики»

Вот так хвалил бы и хвалил замечательных ребят, которые уже много лет во время спектаклей расстреливают зал крупнокалиберными шутками, собирая в ответ заслуженные овации и цунами смеха. Именно этот позитив и доброжелательность можно назвать визитной карточкой квартетовцев, и тем обидней, что от собственных правил все-таки отступают даже самые достойные.

Спектакль едва переваливает за середину – и тут зритель узнает, что все происходящее не более чем состояние коллективного наркотического трипа. Внутри появляется чувство жуткого разочарования, которое можно выразить одним словом: «Опять…»

Опять наркотический постмодернизм – тема, которая за последние несколько лет уже не просто приелась, а даже успела оскомину набить. «Мы вчера Пелевина с Сорокиным читали-читали, читали-читали…» Да и не только читали – уже шесть лет в московском Театре на Юго-Западе идет спектакль по сорокинскому «Достоевский-trip», годом младше спектакль «Чапаев и пустота» по одноименному роману Виктора Пелевина – тема исследована и переварена столичной публикой от и до. Непонятно, зачем потребовалось обращаться к этой теме «Квартету И», что именно они искали и хотели найти в этом темном колодце – рискну предположить, что здесь не обошлось без маргинального влияния братьев Самойловых.

Как бы там ни было, однако после «трипового» признания спектакль ломается, и всю его вторую часть зритель наблюдает за мучительными попытками автора закончить повествование. Справедливости ради стоит отметить, что актерская игра остается на прежнем уровне, и временами удачные находки заставляют зал встрепенуться, однако общего положения на фронте они уже не спасают.

В припеве финальной песни «Агаты Кристи» про веселый мир звучат слова: «И все получится, и все завертится, сначала весело, потом повесишься». В некоторой степени это отражает ход спектакля, который начинался «за здравие», а закончился практически «за упокой» – осужденный на Страшном суде бизнесмен из наркотического транса не вышел.

Хотя, несмотря на сорокинско-пелевинские традиции жанра, спектакль выгодно отличается тем, что мрачного опустошения в душе не оставляет.

Без паники

Сцена из спектакля «Быстрее, чем кролики»
Сцена из спектакля «Быстрее, чем кролики»

Посмотреть спектакль, безусловно, стоит. Не фанатам «Квартета И» – им понравится в любом случае, поскольку на сцене будут те самые дорогие сердцу актеры с теми самыми непосредственными реакциями. Посмотреть его стоит из-за большого количества удачных и вовремя вставленных фраз («Если бы я легко поддавался панике, то я бы сейчас легко ей поддался»), живой игры актеров и просто из желания увидеть что-нибудь яркое.

Одно можно сказать с уверенностью: и сами участники «Квартета И», и приглашенные актеры до сих пор играют с азартом и удовольствием. Так что на сцене все еще карнавал, а не наводящий скуку официальный утренник. Вот только краски у карнавала немного почернели…

..............