Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
15 августа 2016, 15:30 • Авторские колонки

Дмитрий Дробницкий: Голосуй или проиграешь

Дмитрий Дробницкий: Голосуй или проиграешь

«Выбирай или проиграешь» – так называлась кампания по привлечению молодежи на выборы, развернутая телеканалом MTV в 1992 году. Давно этот слоган не использовался в политике. И вот снова Клинтон, и снова лозунг в ходу.

Честно говоря, я давно ждал, когда же наконец этот лозунг прозвучит. И вот на днях в издании The New York Times появилась колонка, которая называлась «Выбирай или проиграешь». Автор, либеральная журналистка Гэйл Коллинз, призвала всех, кому не нравится Трамп, не «изображать пафосные моральные шаги», вроде голосования за третью партию, а прийти (обязательно прийти!) и проголосовать за Хиллари Клинтон.

Оригинальность слогана «Choose or Lose» состоит в том, что он играет на разрыве шаблона

Это должны сделать все демократы (что понятно), а также все республиканцы, которые отказались поддерживать Большого Дональда, равно как и зеленые с либертарианцами. Голосование за третьи партии, по мнению Коллинз, равносильно неучастию в выборах, а неучастие в выборах может привести Дональда Трампа к победе.

В качестве примера Коллинз приводит гонку 2000 года, когда перевес Джорджа Буша-младшего в штате Флорида составил несколько сотен голосов, а зеленые пришли на участки и отдали 97 488 голосов своему любимцу Ральфу Нейдеру.

«Тогда все зеленые были абсолютно убеждены в том, – пишет автор, – что они демонстрируют свое презрение как к Бушу, так и к несовершенному кандидату Алу Гору. А вот Нейдер в их глазах был человеком принципов».

«Самому Нейдеру нисколечко не было стыдно!» – возмущается Гэйл Коллинз. Мол, из-за таких, как Нейдер, пришел к власти Буш и завел Америку в иракский тупик.

Это представляется журналистке «убойным» аргументом, способным убедить избирателей отдать свой голос за Хиллари – того политика, который в бытность сенатором проголосовал за ввод войск в Ирак.

Но поскольку статья написана в эмоциональном, пропагандистском ключе, об этом обстоятельстве автор «забыла». Как «забыла» и то, что выборы проходили до 11 сентября, и Буш даже критиковал администрацию Билла Клинтона за излишнее расходование ресурсов за рубежом и за большую вовлеченность Америки в «строительство наций» (прежде всего, государств, образовавшихся после распада Югославии).

Как будто бы каждый избиратель должен был знать, что спустя три года вооруженные силы США свергнут правительство Саддама Хусейна…

Гэйл, разумеется, имеет полное право высказывать свое мнение, но в полемическом запале она как-то упустила из виду, что демократия – это не только выбор меньшего из двух зол, но и выражение политической позиции.

Помимо зеленых, на орехи от Коллинз досталось и либертарианцам. Рейтинг у их лидера Гэри Джонсона в этом политическом сезоне довольно высок. Может так случиться, что он даже наберет 9-10% общенациональных голосов… Но за него, если верить автору колонки, голосовать не надо, поскольку это бесполезно. Коллинз пишет: «Это вообще не кандидат в президенты. Либертарианец никогда, повторяю, никогда не будет избран!»

В целом можно понять, почему зеленые, выбирая из двух зол меньшее, могут отдать свой голос Хиллари (все-таки левацкая экологическая тематика в ее речах присутствует), но почему либертарианцы, эти ультраправые адепты свободного предпринимательства и права на оружие, должны голосовать за демократа, совсем не ясно.

Уже очень давно этот слоган не использовался в политике. И вот снова Клинтон, и снова лозунг в ходу (фото: кадр канала MTV)

Уже очень давно этот слоган не использовался в политике. И вот снова Клинтон, и снова лозунг в ходу (фото: кадр канала MTV)

В пылу предвыборной битвы, которая приобретает все более жесткий и грязный характер, явно не до логики.

Когда у нас двадцать лет назад по всей стране раздавалось «Голосуй или проиграешь!», тоже в общем-то о логике никто особенно не беспокоился.

Любопытно, что этот надолго запомнившийся всем предвыборный слоган был, как и многое в нашей политике, заимствован в США. В русскоязычной Википедии я с удивлением прочел, что это был слоган Билла Клинтона. Это неверно. «Выбирай или проиграешь» – так называлась кампания, развернутая телеканалом MTV по привлечению молодежи на выборы.

Ведущие, известные исполнители и просто селебрити в оригинальной форме (в том числе в песнях) разъясняли молодым гражданам США, как важно участие в выборах всех уровней, как пройти регистрацию в качестве избирателя и как найти свой участок для голосования. По-английски кампания называлась «Choose or Lose». Кстати, и «Выбирай сердцем!» («Let Your Heart Choose») – тоже заимствовано из MTV-1992.

Явка на выборы тогда была довольно высокой. Доля проголосовавших от общего числа граждан США, достигших совершеннолетия, была самой высокой с 1972 года.

Сложно сказать, так ли уж помогли «уроки» поп-звезд, или на активность избирателей повлияло наличие в гонке полноценного третьего кандидата Росса Перо, но за свою кампанию «Голосуй или проиграешь» телеканал MTV получил премию Пибоди, которая ежегодно вручается за выдающийся вклад в радио и телевидение.

И хотя Билл Клинтон никакого отношения к кампании не имел, он, возможно, победил благодаря ей, поскольку молодежь в основном голосовала за него (и за Росса Перо), а не за Буша-старшего.

Оригинальность слогана «Choose or Lose» состоит в том, что он играет на разрыве шаблона. В США есть поговорка «You Choose. You Lose», означающая что-то вроде: это твое дело, сам выбрал – сам расплачивайся, никто тебя не неволил. Иногда она даже используется для обозначения цугцванга – что-то вроде «Куда ни кинь, всюду клин».

Пиарщики MTV смогли перепрограммировать поговорку, чем и добились желаемого результата.

Но уже очень давно этот слоган не использовался в политике. И вот снова Клинтон, и снова лозунг в ходу.

Почему, понять несложно. Как и в России в 1996 году, нужно убедить избирателя в том, что они находятся в ситуации «или-или», так что они могут выбрать только одного из двух. Уж очень велики страхи штаба Хиллари, что голоса неопределившихся избирателей и сторонников Берни Сандерса утекут либертарианцам и зеленым.

О том, что они могут отойти к Дональду Трампу, боятся даже говорить.

После двух недель галопирующих рейтингов Хиллари приходит отрезвление и понимание того, что ситуация отнюдь не такая радужная для демократического кандидата, как это было представлено в СМИ. Как стало ясно из расследования, проведенного журналистом издания Politico Габриэлем Дебенедетти, в самом штабе Клинтон не слишком доверяют тем высоким рейтингам, которые приписываются экс-госсекретарю.

Том Найдс, бывший помощник Хиллари в Госдепартаменте США, а ныне – член ее предвыборной команды, сказал в беседе с Дебенедетти: «Разумеется, лучше иметь такие цифры (рейтинги), чем не иметь. Но эти данные абсолютно дутые. Кампания должна вестись так, как если бы мы были в ситуации абсолютно равной борьбы».

Кроме того, руководство демократов очень боится самоуспокоенности местных партийных ячеек и низкой явки избирателей. Последняя весьма возможна ввиду больших антирейтингов обоих кандидатов. Голосование за третьи партии в данном случае эквивалентно низкой явке.

Ядерный электорат Трампа отмобилизован и заряжен на борьбу. Он уже продемонстрировал, что готов на многое ради своего кандидата. Дело в том, что выборы в США проводятся по вторникам, а это как-никак рабочий день. Согласно данным большинства социологических агентств, главной причиной неявки на выборы является именно занятость на работе. Так вот. Опросы участников предвыборных мероприятий Трампа показали, что люди брали отгулы ради того, чтобы послушать Большого Дональда. Скорее всего, они сделают то же самое в день выборов.

Не утихает скандал с электронной перепиской Хиллари. Теперь в нем произошел новый поворот. Группа республиканских конгрессменов через суд вытребовала у Госдепартамента 44 сообщения, из которых следует, что Клинтон продолжала заниматься делами своего фонда, находясь в должности госсекретаря. А это было напрямую запрещено специальным соглашением, подписанным ею перед занятием поста.

Даже либеральный телеканал CNN вынужден был признать, что данная информация выставляет Хиллари не в самом лучшем свете.

Джулиан Ассанж также грозится подбросить очередную порцию компромата на кандидата от Демократической партии. В октябре, поближе к выборам.

В общем, несмотря на победные реляции, в лагере Клинтон тревожно. Поэтому и идут в ход все средства. Поэтому и звучит призыв «Голосуй, а то проиграешь!», который в данном случае расшифровывается так: есть только одна кандидатура, за которую придется проголосовать. Может быть, и не хочется, неприятно, но придется.

Насколько действенным окажется этот призыв, покажет время. Но если Хиллари удастся победить с помощью подобного рода уговоров, это будет первый случай в американской истории, когда никакого «медового месяца» между гражданами и новым президентом не будет. Въехав в Белый дом, Клинтон сразу окажется под пристальными и недоверчивыми взглядами избирателей, конгрессменов и прессы.

Каждый ее шаг, каждое ее высказывание будут подвергаться сомнению. Не президентство, а ад. Неизвестно даже, что хуже – проиграть выборы или стать таким главой государства. Но, как говорится в старом варианте американской поговорки, сама выбрала, сама расхлебывай!

..............