Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
19 апреля 2016, 17:50 • Авторские колонки

Алексей Вязовский: У России есть неплохая дубинка

Алексей Вязовский: У России есть неплохая дубинка

Рано или поздно по иску ЮКОСа или Украины ценные бумаги из российского ЗВР могут быть арестованы. Или заблокированы в результате новых санкций (например, при отключении России от системы SWIFT). Что же все-таки делать?

На днях председатель арбитражного третейского суда Москвы Алексей Кравцов признался: «по иску ЮКОСа может быть арестована часть средств Фонда национального благосостояния». Это первое подобное признание со стороны чиновников, но, судя по всему, не последнее.

Не все российские активы вложены в американские ценные бумаги

Дела в западных судах идут все хуже и хуже, арестованы активы и имущество российских государственных предприятий (в основном ФГУПов) в Бельгии, Австрии и Франции (общее количество арестованных только парижским судом активов оценивается более чем в 120, а их сумма – в один млрд евро).

Но больше всего отечественные юристы опасаются США. Именно в этой стране по большей части находятся авуары Центрального банка и Минфина.

Согласно данным на 8 апреля, золотовалютные резервы страны составляют 387 млрд долларов. В них входят Резервный фонд (около 50 млрд долларов) и Фонд национального благосостояния (еще порядка 71 млрд долларов).

По иску ЮКОСа может быть арестована часть средств Фонда национального благосостояния (фото: CHROMORANGE/Bilderbox/Global Look Press)

По иску ЮКОСа может быть арестована часть средств Фонда национального благосостояния (фото: CHROMORANGE/Bilderbox/Global Look Press)

Конечно, не все активы вложены в американские ценные бумаги, но их доля в структуре резервов преобладает. По данным минфина США, на конец февраля Россия владела казначейскими облигациями на 87 млрд долларов.

Какая часть из них учтена по графе ФНБ – неизвестно. Нет также точных сведений о том, кто является российским агентом, осуществляющим доверительное хранение этих бумаг на территории США.

Скорее всего, депозитарием служит кто-то из крупнейших американских банков – Morgan Stanley, Goldman Sachs или J.P. Morgan. Да, да, те самые банки, что обвиняются в огромных махинациях на финансовых рынках. Кое-кто из этой троицы уже признал вину и выплатил миллионные штрафы за обман контрагентов.  

Нельзя сказать, что финансовые власти России не учитывают риски ареста и потерь иностранных активов и ничего не делают. Во-первых, Центральный банк последние два года резко нарастил объем монетарного золота в своих резервах.

Доля желтого металла в ЗВР увеличилась за последние десять лет с 2,7 до 15,1% (1,436 тонны, или 57 млрд долларов). И наибольший вклад произошел за последние два года, когда отношения между Западом и Россией дошли до взаимных санкций. Все эти слитки и монеты хранятся на территории страны, и за них мы можем быть спокойны.

Во-вторых, появлялись слухи, что часть американских ценных бумаг может быть спрятана за номинальными владельцами бельгийского происхождения (Бельгия с ее небольшой экономикой в позапрошлом году неожиданно вышла на третье место по объему принадлежащих ей казначейских облигаций США – вслед за Китаем и Японией. В середине 2013 года бельгийские резиденты держали госбумаги США на 168 млрд долларов, в марте 2014 года этот показатель достиг 381 млрд долларов).

Однако это пока все защитные меры пассивного характера. Нанимать штатовских юристов (одна только компания White & Case, представляющая Россию в судах, уже получила за свои услуги 8 млн), прятать истинных владельцев облигаций (панамский скандал демонстрирует полную прозрачность современной финансовой системы) – это все путь к потере государственных резервов.

Рано или поздно по иску ЮКОСа или Украины, которая также в Европейском суде по правам человека пытается отсудить у России 50 млрд долларов за «аннексию» Крыма, ценные бумаги из ЗВР могут быть арестованы. Или заблокированы в результате новых санкций (например, при отключении России от системы SWIFT). Что же все-таки делать?

Как ни странно, пример активной защиты своих интересов России показывает... Саудовская Аравия! На днях американские конгрессмены подготовили законопроект, который позволяет арестовывать банковские счета и другие активы Саудовской Аравии в США. Отношения между союзниками обострились после того, как Белый дом захотел рассекретить часть доклада о событиях пятнадцатилетней давности, в котором, как полагают многие аналитики, будет указано на участие саудовских граждан в финансировании подготовки терактов 11 сентября.

В ответ саудиты пригрозили устроить распродажу американских ценных бумаг на 750 млрд долларов и обрушить рынок казначейских облигаций, что в свою очередь может повлечь коллапс всей финансовой системы. И как же отреагировал Белый дом? Президент США тут же сдал назад, пообещал наложить вето на законопроект Конгресса, после чего отправился с дружественным визитом к королю Саудовской Аравии.

Как мы видим, США очень остро реагируют на угрозу своей финансовой системе. И понятно, почему. Общие вложения нерезидентов в государственные облигации США составляют около 6 трлн долларов. Из этой суммы 4,082 трлн принадлежат правительствам или Центробанкам иностранных государств.

Это самый низкий показатель за последние два года, который продолжает падать. Пока система «круговой поруки» (США – крупнейший мировой должник, а их кредиторами выступают едва ли не все страны мира) еще продолжает действовать, так как на банкротстве Штатов потеряют все.

Однако любое резкое обострение внешнеполитической ситуации, в том числе в отношениях между США и Россией, может столкнуть этот огромный снежный ком дутых финансовых обязательств с горы вниз. И у России есть неплохая дубинка, которой можно спихнуть этот ком.

..............