Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

2 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

9 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
11 апреля 2016, 10:00 • Авторские колонки

Дмитрий Дробницкий: Всемирный офшор и конец глобального капитализма

Дмитрий Дробницкий: Всемирный офшор и конец глобального капитализма

Глобальный капитализм перестал быть капитализмом как таковым. И даже экономическим строем он перестал быть. Это строго регламентированное иерархическое общество, выстроенное по законам, которые раньше описывали только фантасты в своих антиутопиях.

Российские официальные лица заявили об откровенно антироссийском характере информационного вброса еще до того, как Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) начал публикацию документов офшорных компаний через немецкое издание Suddeutsche Zeitung.

Почти никто уже не сомневается в том, что основные офшорные скандалы еще впереди

Первоначальное развитие событий подтвердило опасения наших чиновников: мировые СМИ в первые дни говорили, прежде всего, о «друзьях Путина». Это словосочетание выносилось в заголовки статей и телевизионные подстрочники.

Но медиа недолго держали в центре внимания российских героев панамского скандала. Не до этого – самый разгар предвыборной гонки в США и очередное обострение дискуссии вокруг реформы Евросоюза.

И вот в отставку уходит премьер-министр Исландии, а его коллега с Туманного Альбиона вынужден оправдываться. У Suddeutsche Zeitung запросили документы власти Германии и Франции. В США группа сенаторов потребовала от министерства юстиции и министерства финансов провести самую тщательную проверку всех сделок, совершенных американскими гражданами и компаниями с использованием офшорных схем.

Возглавила группу Элизабет Уоррен, неформальный лидер демократов в Конгрессе (поговаривают, что эту даму Хиллари побаивается ничуть не меньше, чем своего соперника по праймериз Берни Сандерса).

И это еще цветочки. Как верно заметили некоторые российские и зарубежные эксперты, предано огласке не так уж много фактов – в конце концов, панамская офшорная зона не является самой большой и самой насыщенной анонимными деньгами, а задеты оказались практически все страны мира.

Что же случится, когда будет организован «слив», скажем, из банков или юридических фирм Каймановых островов, этого системообразующего кластера англосаксонской финансовой империи?

Адам Рэмсэй, соредактор британского проекта Open Democracy UK, на страницах издания Foreign Policy с предельной откровенностью написал: «Чтобы понять современную Великобританию, надо прежде всего уяснить, что наша основная экономическая функция в мире  это сеть налоговых гаваней. На офшорных счетах находится примерно 21 триллион долларов, и многие специалисты полагают, что большая часть этих денег находится в банках британских территорий. А ведь ВВП самой Великобритании только три триллиона долларов».

Почти никто уже не сомневается в том, что основные офшорные скандалы еще впереди. Заместитель главного редактора The Wall Street Journal Брет Стивенс в своей колонке совершенно справедливо заметил:

Обнародование этих фактов повлияет на стабильность Запада (фото: imago stock&people/Global Look Press)

Обнародование этих фактов повлияет на стабильность Запада (фото: imago stock&people/Global Look Press)

«Пока что «Панамские бумаги» задели не слишком много американцев, что, вообще говоря, должно свидетельствовать о фундаментальной честности американской системы. Но ничто не говорит о том, что такое положение вещей сохранится вечно».

Стивенс прямо указывает на одну из самых влиятельных семей Америки – Клинтонов – как на воплощение коррупции и «офшорного способа мышления». И если Хиллари придет к власти, то политики и крупный бизнес, как полагает автор статьи, отбросят всякие остатки приличий.

Может быть, «панамское дело» и замышлялось как направленная атака на политическое руководство РФ, но в таком случае все явно пошло не по плану.

И пока одни политики в Европе, Америке и Азии требуют провести самые тщательные расследования всех возможных «офшорных похождений» власть имущих, другие уже бьют в набат – мол, западная демократия, да и вся мировая система, в опасности.

Нет-нет, не потому в опасности, что слишком много денег выведено в офшоры из национальных экономик, а потому, что… обнародование этих фактов может повлиять на стабильность Запада.

Наиболее характерной, на мой взгляд, является публикация на сайте влиятельнейшего мозгового центра «Институт Брукингса», одного из идейных центров клинтонизма. Ее автор, старший научный сотрудник Института Клиффорд Гэдди, предположил, что публикация «Панамских бумаг» – дело рук Владимира Путина.

Автор не только клеймит организаторов утечки за «причинение ущерба законному бизнесу и невинным гражданам», но и утверждает, что Запад не мог подсунуть сам себе эдакую свинью. А вот Путин мог.

Этот «шедевр» стоит процитировать: «Если «мы» (то есть США или Запад) опубликовали эти документы, то мотивом, очевидно, было доставить неприятности Путину. Однако то, что Путина можно победить в информационной войне, является не более чем фантазией. Если мотив был именно таким, то результат жалок.

Никакого реального урона Путину нанести не удалось, а вот сопутствующий ущерб союзникам США нанесен, и весьма существенный. Если же это сделали русские, то… при смешных издержках они (1) показали коррумпированных политиков практически везде, в том числе в ряде «образцово-показательных» западных демократий, и (2) спровоцировали дестабилизацию в некоторых западных странах…

Вся эта история с «Панамскими бумагами» для Путина  как с гуся вода. А вот на стабильность Запада она оказала самое негативное воздействие».

Вот так. «Стабильность Запада» – ни больше, ни меньше.

Может быть, Гэдди преувеличивает? Подумаешь, пару отставок и несколько громких заявлений! Возможно, это всего лишь попытка зацепить российскую власть не так, так эдак?

Однако вспомним, что речь идет о суммах в два десятка триллиона долларов. Это больше американского госдолга. И больше ВВП всего Евросоюза. Это почти четыре бюджета Соединенных Штатов. На эти деньги можно 23 года содержать НАТО. А корпорации «Боинг» потребуется 200 лет, чтобы заработать подобную сумму.

Иными словами, офшорная экономика является самой большой экономикой мира. А уже следом идут США, Китай и Евросоюз. Вот что, по мнению «Института Брукингса», поставлено на карту.

Так называемая глобализация мировой экономики, уверенно шагающая по планете последние четверть века, не могла не породить этого монстра. На мировых рынках правят бал транснациональные корпорации, которые изобретают новые изделия в одном месте, производят в другом, а реализуют в третьем.

Главная задача – минимизация издержек. Но налоги – тоже издержки, так что вполне логично, что часть прибыли таких компаний и их акционеров оседает в налоговых гаванях.

США (а это главный мотор глобализации) очень долго пренебрегали национальными экономическими интересами в угоду интересам глобальных элит. Да, американские граждане составляют добрую половину этих элит, но работают они при этом не на Америку. Уж совершенно точно – не на ее потребителя или товаропроизводителя.

Согласно исследованиям Университета Гриффина, проведенным в 2012 году, Соединенные Штаты занимают второе место в мире (после Кении!) по степени благоприятствования созданию подставных компаний с сомнительными или даже криминальными капиталами.

Все сделано для того, чтобы элита (не 1%, а, как теперь говорят, 0,1% от 1%) чувствовала себя минимально обремененной всякими «пустяками» вроде создания рабочих мест или налогового климата в нормальных, не офшорных зонах.

И вся эта система (офшорные гавани – только ее часть) долгое время пропагандировалась как «светлое будущее» всего человечества. Глобальный капитализм перестал быть капитализмом как таковым. И даже экономическим строем он перестал быть. Это строго регламентированное иерархическое общество, выстроенное по законам, которые раньше описывали только фантасты в своих антиутопиях.

Немудрено, что против «первой экономики мира» люди в конце концов стали бунтовать. Движение «Оккупируй Уолл-Стрит», «чайный бунт» американских правых, подъем партий-евроскептиков, да и избирательные кампании Дональда Трампа и Берни Сандерса в США – это все протест против того офшорно-глобалистского ада, в который погружается мир.

«Панамское расследование», скорее всего, действительно было инициировано Джорджем Соросом, как об этом пишет пресса. Он вполне мог полагать, что дело ограничится обсуждением «друзей Путина», ведь раньше никто всерьез не осмеливался замахиваться на глобальный капитализм как на систему.

Журналист Кен Сильверстайн еще в 2014 году писал о панамской компании Mossack Fonseca в издании Vice, но тогда его сенсационные разоблачения не вызвали и сотой доли того шума, который поднялся сейчас.

А сейчас плод созрел. Против глобального капитализма выступили миллионы и миллионы избирателей в Америке и Европе. Это не значит, что завтра на Западе начнут строить «счастливое социалистическое завтра» или верх возьмут изоляционистские тенденции.

Мир не перестанет торговать. Международная кооперация продолжится. Но транснациональные (они же офшорные) интересы должны будут уступить место национальным. «Первая экономика мира» перестанет существовать уже при нашей жизни. Вот только произойдет это в ходе катастрофического кризиса или, так сказать, планового демонтажа – большой вопрос.

И во многом этот вопрос решается на нынешних президентских выборах в США.

..............