1 октября, суббота  |  Последнее обновление — 16:45  |  vz.ru

Сергей Худиев

 
Православный публицист, радиоведущий. Родился в 1969 году, в 1992 принял Святое Крещение и присоединится к Русской Православной Церкви. Постоянный обозреватель радио «Радонеж», радио «Вера», радио «Теос», публикуется на порталах «Православие и мир», «Православие.ру», сотрудничал с журналом «Фома» и «Альфа и Омега». Автор книг «Об уверенности в спасении» (2000), «Христианство: трудные вопросы» (2003) (в соавторстве с Ольгой Брилевой и Михаилом Логачевым), «О вещах простых и ясных» (2011) (в соавторстве с Мариной Журинской), и «Как доказать, что Бог существует. Краткое введение в Апологетику» (2012)

Мнения

Это, безусловно, новая реальность, в которой нам всем предстоит осваиваться. Можно назвать это сдвигом окна Овертона, можно – очередным пробоем дна, можно поворотом стрелки часов Судного дня, суть от этого не изменится.
Обсуждение: 35 комментариев

В отличие от времен холодной войны, когда антироссийская пропаганда работала на объединение западного общества, нынешняя способствует его расколу. Ведь за всеми этими «неудобными» организациями и политиками стоят огромные пласты общества.
Обсуждение: 34 комментария

Свободой самовыражения прикрываются и те, кто делает эротические фотографии подростков, и те, кто эстетизирует гниющую плоть, и те, кто создает копии телесных выделений. В конце концов, мы можем признать это искусством – но кто нам объяснит, почему мы должны уважать такое искусство?
Обсуждение: 38 комментариев

Основную проблему представляет собой социальный аспект абортов. Но он как раз совершенно не связан с вопросом об убийстве человека на эмбриональной стадии. Он связан с социальной неприемлемостью еще не рожденного ребенка.
Обсуждение: 174 комментария

Базой отношения заявителей к докторской степени Мединского стало одно (кроме специфики их политического и идеологического позиционирования) – их твердая уверенность в том, что правильно лишь то, что правильным считают они.
Обсуждение: 24 комментария

Чем ближе 2017-й, тем больше будет усилий по разжиганию розни по линии «красные и белые». Но в сегодняшней России нет ни тех ни других. Нынешних коммунистов большевики повесили бы в первую очередь, а либералы, защитники белогвардейцев, больше похожи на большевиков.
Обсуждение: 143 комментария


Сергей Худиев: Люди не должны избегать споров на религиозные темы

9 марта 2016, 13:00
Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Совершил ли Виктор Краснов преступление, неочевидно. Но есть и еще ряд причин, по которым нам не следует желать его осуждения. Мне как церковному человеку не хотелось бы, чтобы Краснов был наказан.

Как сообщают новостные ленты, 37-летний Виктор Краснов, живущий в Ставрополье, любитель тяжелого рока, с изображением адского сатаны на аватарке «ВКонтакте», попал под суд по статье 148 УК РФ «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

«Интернет как пространство православной миссии должен быть пространством свободы»

Дело в том, что некоторое время назад Краснов в ходе перепалки в Сети позволил себе грубые и неприличные высказывания о Библии. Тут вряд ли можно увидеть что-то необычное. Любой пишущий что-то в социальных сетях христианин наверняка сталкивался с пионерами, являющимися сообщить, что «Библия – еврейские сказки, гы-гы-гы».

Иногда с такими людьми можно говорить по существу: не могли бы вы уточнить, в каком смысле вы употребляете термин «сказки»? Иногда – нет, и все, что можно сделать, – это забанить. В любом случае апелляция к городовому тут дело совершенно излишнее, и более того, по ряду причин вредное.

Соотношение между свободой слова и необходимостью поддерживать гражданский мир, обуздывая подстрекателей и провокаторов, – это вопрос баланса. За подстрекательство и разжигание в Сети можно подвергнуться аресту много где, в том числе, например, в Великобритании и Франции (да-да, именно там, где «Шарли»).

Иногда это необходимо – в частности, именно для сохранения общественной дискуссии, за пределы которой искусственно удаляются люди буйные и невменяемые, а вот люди разумные и готовые говорить по существу остаются обсудить волнующие их вопросы.

Оскорбление религии, как и оскорбление национальности, – это один из эффективных методов провоцирования гражданской смуты, и у государства должны быть юридические механизмы для противодействия этому. Намеренные публичные оскорбления религии (как и расы и национальности) должны пресекаться.

Есть и будут люди, неосновательно требующие преследований за оскорбление религии – там, где это излишне (фото: Евгений Курсков/ТАСС)
Есть и будут люди, неосновательно требующие преследований за оскорбление религии там, где это излишне (фото: Евгений Курсков/ТАСС)

Это довольно обычная практика. Например, как сообщает ВВС, «итальянская полиция уничтожила содержимое пяти интернет-сайтов, заявив, что их авторы занимались богохульством и оскорбляли имя Божье и Деву Марию. На сайтах содержались оскорбительные ругательства и порнографические изображения...

Полицейские заявили, что цензура в отношении пяти сайтов была осуществлена для того, чтобы столь ценная для людей свобода слова не использовалась для унижения человеческого достоинства».

Когда государству следует вмешаться – это вопрос баланса; ошибкой будет как отказ поддерживать мир и обуздывать провокаторов, когда это необходимо, так и сворачивание свободы слова под предлогом защиты мира.

Ситуация с оскорблениями религии тут напоминает ситуацию с оскорблениями национальности – с одной стороны, у нас будут провокаторы и подстрекатели, апеллирующие к свободе слова, с другой – люди, желающие свернуть обсуждение важных для общества проблем под предлогом борьбы с предполагаемым разжиганием и оскорблением.

Точно так же, как есть люди, неосновательно усматривающие повсюду оскорбление по национальному признаку, будут и люди, неосновательно требующие преследований за оскорбление религии там, где это излишне и не нужно. Дело Виктора Краснова выглядит таким нарушением баланса в сторону чрезмерной репрессивности.

Статья УК, напомним, говорит о:

1) публичных действиях (не факт, что перепалка в Сети таковыми является);

2) выражении явного неуважения к обществу (скорее Краснов обращался не к обществу в целом, а к своим собеседникам, им и выражал неуважение – как это, увы, свойственно для сетевых перепалок и в рассматриваемом случае носило, похоже, взаимный характер);

3) действиях, совершенных в целях оскорбления религиозных чувств верующих (то есть речь идет скорее об обдуманном намерении, а не о спонтанном выбросе раздражения).

Совершил ли Краснов преступление, предусмотренное этой статьей, неочевидно. Но есть еще ряд причин, по которым нам не следует желать его осуждения. Мне как церковному человеку не хотелось бы, чтобы Краснов был наказан.

Во-первых, миссия церкви предполагает диалог – мы возвещаем людям Евангелие, когда разговариваем с ними. Для этого диалога люди должны быть свободны говорить то, что они действительно думают, не опасаясь, что это навлечет на них репрессии. Для этого нужна свобода слова.

Да, часто диалог с гыгыкающими пионерами невозможен, но чтобы мы могли проводить определенную грань – вот тут мы будем разговаривать, вот тут просто забаним, в Сети это легко, – эту грань не должно за нас проводить государство. Интернет как пространство православной миссии должен быть пространством свободы – люди не должны избегать разговоров, в том числе споров на религиозные темы.

Во-вторых, сворачивание свободы слова очень скоро ударит по церкви – какие-то высказывания православных христиан тоже могут быть сочтены оскорбительными.

Например, в 2014 году следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возбуждено уголовное дело в отношении 19-летнего жителя города Котласа в связи с тем, что он «с персонального компьютера разместил на стене одного из сообществ на сайте «ВКонтакте» комментарий, в котором содержатся унизительные характеристики и отрицательные эмоциональные оценки ряда религиозных групп и социальной группы «Атеисты».

В-третьих, явно чрезмерные преследования за оскорбления веры компрометируют саму идею защиты почитаемых религиозных святынь. Лучший способ подорвать любую идею – это довести ее до абсурда.

Перепалка в социальной сети – это явление не того масштаба, чтобы требовать вмешательства государства. Будем надеяться, что до осуждения дело не дойдет.

Вы согласны с автором?

410 голосов21 голос


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


Другие мнения

Вероника Крашенинникова: Башара Асада сдавать нельзя

Террористы, воюющие в Сирии, будут задействованы в других местах – в Иране, в России, в Китае. Эти группировки и их покровители в Вашингтоне рассматривают Сирию как полигон для боевой подготовки. И так было задумано с самого начала. Подробности...

Эдуард Лимонов: Прогресс нужно остановить

Япония окружена радиоактивными водами с атомного реактора станции «Фукусима», вот еще едкой щелочи добавили, и Япония уже плавает в жутком растворе. Чтобы не потерять прибыль, японцам врут. Подробности...

Владислав Исаев: Этого не стоит забывать и в свете нынешних санкционных войн

В трудах о Первой мировой англосаксы делают упор на экономические трудности, вынудившие Германию в итоге сдаться. И в качестве главной причины этих трудностей указывают влияние морской блокады. Идея понятна. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Елена Кондратьева-Сальгеро: Не знать, не ведать, не гадать

Самое неоднозначное свидетельство о по-настоящему страшном выборе в жизни я получила лет десять назад, уже будучи многодетной матерью. Я до сих пор не знаю, как к этому свидетельствy относиться, поэтому оставлю это здесь. Подробности...
Обсуждение: 137 комментариев

Ирина Алкснис: Может быть, дело во внутренних проблемах Запада?

В отличие от времен холодной войны, когда антироссийская пропаганда работала на объединение западного общества, нынешняя способствует его расколу. Ведь за всеми этими «неудобными» организациями и политиками стоят огромные пласты общества. Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

Кристина Потупчик: Педофильское лобби на федеральном канале

Смеялась над педофильским лобби, пока не убедилась, что оно существует. Но не в лице фотографа Стерджеса, на которого удобно нападать липовым защитникам духовности. Настоящее педофильское лобби – на федеральном ТВ и в прайм-тайм. Подробности...
Обсуждение: 135 комментариев

Дмитрий Ольшанский: Я живу здесь

И я бы не исключал, что если дело, не дай Бог, дойдет до очередной – какой уже там по счету в нашей истории? – обороны Севастополя, то защищать его останутся все больше мракобесы, гомофобы, сталинисты и клерикалы. Подробности...
Обсуждение: 113 комментариев

Татьяна Шабаева: Искусство как свет и радиация

Свободой самовыражения прикрываются и те, кто делает эротические фотографии подростков, и те, кто эстетизирует гниющую плоть, и те, кто создает копии телесных выделений. В конце концов, мы можем признать это искусством – но кто нам объяснит, почему мы должны уважать такое искусство? Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

Елена Шаройкина: Кому бы вы доверили играть с вами в Бога?

Сценарий планетарной катастрофы из-за неконтролируемого распространения генных мутаций, описанный в дилогии Сергея Тармашева «Наследие», становится более реалистичным. Исследования в области редактирования генов активно финансируются. Подробности...
Обсуждение: 86 комментариев

Егор Холмогоров: Социально не одобряемое убийство

Основную проблему представляет собой социальный аспект абортов. Но он как раз совершенно не связан с вопросом об убийстве человека на эмбриональной стадии. Он связан с социальной неприемлемостью еще не рожденного ребенка. Подробности...
Обсуждение: 157 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............