26 февраля, воскресенье  |  Последнее обновление — 20:00  |  vz.ru

Сергей Худиев

 
Православный публицист, радиоведущий. Родился в 1969 году, в 1992 принял Святое Крещение и присоединится к Русской Православной Церкви. Постоянный обозреватель радио «Радонеж», радио «Вера», радио «Теос», публикуется на порталах «Православие и мир», «Православие.ру», сотрудничал с журналом «Фома» и «Альфа и Омега». Автор книг «Об уверенности в спасении» (2000), «Христианство: трудные вопросы» (2003) (в соавторстве с Ольгой Брилевой и Михаилом Логачевым), «О вещах простых и ясных» (2011) (в соавторстве с Мариной Журинской), и «Как доказать, что Бог существует. Краткое введение в Апологетику» (2012)

Мнения

Сомнительно, что русская литература, которую школьники, будем надеяться, читали, оказала укрепляющее и облагораживающее воздействие на их душу. Прямо скажем: она и не должна. Литература не панацея.
Обсуждение: 126 комментариев

Россия очищает и точит свой заржавевший за последние двадцать лет штык – но вовсе не намерена обнажать его первой. Поэтому никто среди нас, кто служил не в штабах, не обижается, что в стране этот день уже приобрел общенародный и почти гражданский контекст.
Обсуждение: 27 комментариев

В наши дни на венчании падают в обморок не невесты, а женихи. И это не только мое наблюдение. Именно поэтому и без того популярный «мужской» праздник – 23 Февраля – необходимо осмыслить в стратегическом масштабе.
Обсуждение: 218 комментариев

Стоит разорвать эту являющуюся нам из прошлого связку – революция и справедливое общество. Не распрощавшись раз и навсегда с идеологией, которая когда-то оказала плохую услугу России, мы обречены возвращаться к ней снова и снова.
Обсуждение: 1704 комментария

Я за то, чтобы раз в год, или гораздо чаще, говорить «спасибо» тем парням, которые защищают нашу страну. В том числе и за уверенность, что на нас никто никогда не нападет, просто потому, что не рискнет. Но дата какая-то странная.
Обсуждение: 160 комментариев

Мы смеемся над тем, что безумие стало нормой западной политики и приемов западных СМИ. Но помимо презрения и пренебрежения, необходимо работать над созданием противоядия.
Обсуждение: 24 комментария

Третья годовщина бегства Януковича – хороший повод поговорить о том, что же, собственно, происходит в головах у моих сограждан, которые три года назад напялили на себя кастрюли и выбежали на Майдан.
Обсуждение: 151 комментарий

Мир меняется. Эпоха «свободной торговли» заканчивается, солнце ее на долгое время закатывается, как уже не раз было в истории. Но как это происходит и как будут выглядеть изменения в дальнейшем?
Обсуждение: 8 комментариев

Делегацию партии «Альтернатива для Германии» встречали в Госдуме. Немцы общались со спикером Думы Вячеславом Володиным и российскими депутатами. Если кто думает, что это ничего не решающая в Германии партия, то ошибается.
Обсуждение: 14 комментариев

Нас окружает «вселенная Шафаревича». Даже слово «скрепы» заимствовано, видимо, из его работы. И стремление операторов современной официальной антирусофобии скрыть свои истоки постыдно.
Обсуждение: 314 комментариев

Сергей Худиев: Люди не должны избегать споров на религиозные темы

9 марта 2016, 13:00
Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Совершил ли Виктор Краснов преступление, неочевидно. Но есть и еще ряд причин, по которым нам не следует желать его осуждения. Мне как церковному человеку не хотелось бы, чтобы Краснов был наказан.

Как сообщают новостные ленты, 37-летний Виктор Краснов, живущий в Ставрополье, любитель тяжелого рока, с изображением адского сатаны на аватарке «ВКонтакте», попал под суд по статье 148 УК РФ «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

«Интернет как пространство православной миссии должен быть пространством свободы»

Дело в том, что некоторое время назад Краснов в ходе перепалки в Сети позволил себе грубые и неприличные высказывания о Библии. Тут вряд ли можно увидеть что-то необычное. Любой пишущий что-то в социальных сетях христианин наверняка сталкивался с пионерами, являющимися сообщить, что «Библия – еврейские сказки, гы-гы-гы».

Иногда с такими людьми можно говорить по существу: не могли бы вы уточнить, в каком смысле вы употребляете термин «сказки»? Иногда – нет, и все, что можно сделать, – это забанить. В любом случае апелляция к городовому тут дело совершенно излишнее, и более того, по ряду причин вредное.

Соотношение между свободой слова и необходимостью поддерживать гражданский мир, обуздывая подстрекателей и провокаторов, – это вопрос баланса. За подстрекательство и разжигание в Сети можно подвергнуться аресту много где, в том числе, например, в Великобритании и Франции (да-да, именно там, где «Шарли»).

Иногда это необходимо – в частности, именно для сохранения общественной дискуссии, за пределы которой искусственно удаляются люди буйные и невменяемые, а вот люди разумные и готовые говорить по существу остаются обсудить волнующие их вопросы.

Оскорбление религии, как и оскорбление национальности, – это один из эффективных методов провоцирования гражданской смуты, и у государства должны быть юридические механизмы для противодействия этому. Намеренные публичные оскорбления религии (как и расы и национальности) должны пресекаться.

Есть и будут люди, неосновательно требующие преследований за оскорбление религии – там, где это излишне (фото: Евгений Курсков/ТАСС)
Есть и будут люди, неосновательно требующие преследований за оскорбление религии там, где это излишне (фото: Евгений Курсков/ТАСС)

Это довольно обычная практика. Например, как сообщает ВВС, «итальянская полиция уничтожила содержимое пяти интернет-сайтов, заявив, что их авторы занимались богохульством и оскорбляли имя Божье и Деву Марию. На сайтах содержались оскорбительные ругательства и порнографические изображения...

Полицейские заявили, что цензура в отношении пяти сайтов была осуществлена для того, чтобы столь ценная для людей свобода слова не использовалась для унижения человеческого достоинства».

Когда государству следует вмешаться – это вопрос баланса; ошибкой будет как отказ поддерживать мир и обуздывать провокаторов, когда это необходимо, так и сворачивание свободы слова под предлогом защиты мира.

Ситуация с оскорблениями религии тут напоминает ситуацию с оскорблениями национальности – с одной стороны, у нас будут провокаторы и подстрекатели, апеллирующие к свободе слова, с другой – люди, желающие свернуть обсуждение важных для общества проблем под предлогом борьбы с предполагаемым разжиганием и оскорблением.

Точно так же, как есть люди, неосновательно усматривающие повсюду оскорбление по национальному признаку, будут и люди, неосновательно требующие преследований за оскорбление религии там, где это излишне и не нужно. Дело Виктора Краснова выглядит таким нарушением баланса в сторону чрезмерной репрессивности.

Статья УК, напомним, говорит о:

1) публичных действиях (не факт, что перепалка в Сети таковыми является);

2) выражении явного неуважения к обществу (скорее Краснов обращался не к обществу в целом, а к своим собеседникам, им и выражал неуважение – как это, увы, свойственно для сетевых перепалок и в рассматриваемом случае носило, похоже, взаимный характер);

3) действиях, совершенных в целях оскорбления религиозных чувств верующих (то есть речь идет скорее об обдуманном намерении, а не о спонтанном выбросе раздражения).

Совершил ли Краснов преступление, предусмотренное этой статьей, неочевидно. Но есть еще ряд причин, по которым нам не следует желать его осуждения. Мне как церковному человеку не хотелось бы, чтобы Краснов был наказан.

Во-первых, миссия церкви предполагает диалог – мы возвещаем людям Евангелие, когда разговариваем с ними. Для этого диалога люди должны быть свободны говорить то, что они действительно думают, не опасаясь, что это навлечет на них репрессии. Для этого нужна свобода слова.

Да, часто диалог с гыгыкающими пионерами невозможен, но чтобы мы могли проводить определенную грань – вот тут мы будем разговаривать, вот тут просто забаним, в Сети это легко, – эту грань не должно за нас проводить государство. Интернет как пространство православной миссии должен быть пространством свободы – люди не должны избегать разговоров, в том числе споров на религиозные темы.

Во-вторых, сворачивание свободы слова очень скоро ударит по церкви – какие-то высказывания православных христиан тоже могут быть сочтены оскорбительными.

Например, в 2014 году следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возбуждено уголовное дело в отношении 19-летнего жителя города Котласа в связи с тем, что он «с персонального компьютера разместил на стене одного из сообществ на сайте «ВКонтакте» комментарий, в котором содержатся унизительные характеристики и отрицательные эмоциональные оценки ряда религиозных групп и социальной группы «Атеисты».

В-третьих, явно чрезмерные преследования за оскорбления веры компрометируют саму идею защиты почитаемых религиозных святынь. Лучший способ подорвать любую идею – это довести ее до абсурда.

Перепалка в социальной сети – это явление не того масштаба, чтобы требовать вмешательства государства. Будем надеяться, что до осуждения дело не дойдет.

Вы согласны с автором?

410 голосов21 голос


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


Другие мнения

Татьяна Шабаева: Литература не панацея

Сомнительно, что русская литература, которую школьники, будем надеяться, читали, оказала укрепляющее и облагораживающее воздействие на их душу. Прямо скажем: она и не должна. Литература не панацея. Подробности...

Андрей Колесник: Калининградский укрепрайон выдержал самую тяжелую осаду

Россия очищает и точит свой заржавевший за последние двадцать лет штык – но вовсе не намерена обнажать его первой. Поэтому никто среди нас, кто служил не в штабах, не обижается, что в стране этот день уже приобрел общенародный и почти гражданский контекст. Подробности...

Иерей Димитрий Фетисов: Про настоящих мужчин

В наши дни на венчании падают в обморок не невесты, а женихи. И это не только мое наблюдение. Именно поэтому и без того популярный «мужской» праздник - 23 февраля - необходимо осмыслить в стратегическом масштабе. Подробности...
Обсуждение: 82 комментария

Андрей Бабицкий: Контрреволюция как основа общественного согласия

Стоит разорвать эту являющуюся нам из прошлого связку – революция и справедливое общество. Не распрощавшись раз и навсегда с идеологией, которая когда-то оказала плохую услугу России, мы обречены возвращаться к ней снова и снова. Подробности...
Обсуждение: 566 комментариев

Дмитрий Михайлин: А почему, собственно, 23 февраля?

Я за то, чтобы раз в год, или гораздо чаще, говорить «спасибо» тем парням, которые защищают нашу страну. В том числе и за уверенность, что на нас никто никогда не нападет, просто потому, что не рискнет. Но дата какая-то странная. Подробности...
Обсуждение: 113 комментариев

Михаил Ковалев: У Украины внезапно появился эксклюзивный экспортный товар

Мы смеемся над тем, что безумие стало нормой западной политики и приемов западных СМИ. Но помимо презрения и пренебрежения, необходимо работать над созданием противоядия. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Василий Стоякин: Ничего не поняли и ничему не научились

Третья годовщина бегства Януковича – хороший повод поговорить о том, что же, собственно, происходит в головах у моих сограждан, которые три года назад напялили на себя кастрюли и выбежали на Майдан. Подробности...
Обсуждение: 71 комментарий

Василий Колташов: Первые шаги в атаке на «свободную торговлю»

Мир меняется. Эпоха «свободной торговли» заканчивается, солнце ее на долгое время закатывается, как уже не раз было в истории. Но как это происходит и как будут выглядеть изменения в дальнейшем? Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Антон Хащенко: Германия этой дружбы желала

Делегацию партии «Альтернатива для Германии» встречали в Госдуме. Немцы общались со спикером Думы Вячеславом Володиным и российскими депутатами. Если кто думает, что это ничего не решающая в Германии партия, то ошибается. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Егор Холмогоров: Три жизни Игоря Шафаревича

Нас окружает «вселенная Шафаревича». Даже слово «скрепы» заимствовано, видимо, из его работы. И стремление операторов современной официальной антирусофобии скрыть свои истоки постыдно. Подробности...
Обсуждение: 235 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............