Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
9 декабря 2016, 08:50 • Авторские колонки

Петр Акопов: Кто осушил московское «Болото»

Петр Акопов: Кто осушил московское «Болото»
@ Владимир Шпрингель/ВЗГЛЯД

Tекст: Петр Акопов

Пять лет назад началась «Болотная» – неудачная попытка организации некоего подобия «оранжевой революции» в России. Целью волнений было не прямое свержение власти, а срыв избрания Путина президентом.

Дональд Трамп пришел к власти в США под лозунгом «осушим вашингтонское болото» – то есть обещанием укротить власть американского истеблишмента, представляющего собой сросшихся, как сиамские близнецы, политиков и лоббистов бизнеса. Но пять лет назад в Москве тоже было свое «болото», которое высохло безо всякого остатка. Чудом?

Главной проблемой «болотного движения» оказался не Путин, а его величество русский народ

Пять лет назад в Москве закружилась «снежная революция» – так сообщает нам статья в «Википедии». Без нее мы бы уже и не вспомнили этого самоназвания, которое организаторы митингов протестов дали своим акциям. Прижилось другое название – «Болотная», по имени площади рядом с Кремлем, на которой собирались митинги.

Все началось на следующий день после думских выборов. На них «Единая Россия» получила меньше половины голосов, существенно меньше, чем на предыдущих выборах – но столичная оппозиционная публика посчитала, что правящей партии приписали голоса. И организовала акции протеста – первая прошла уже в понедельник, 5 декабря 2011-го, на следующий день после выборов. Но серьезный масштаб события приобрели в субботу, 10 декабря, когда на митинг на Болотной вышло около 100 тысяч человек. Тут были и левые (социалисты, анархисты), и правые (националисты), и яблочники, и нацболы – но устраивала всю движуху либеральная общественность.  «У нас украли голоса!», «Требуем пересмотра итогов выборов», «Даешь честные выборы*» – вот главные лозунги тех дней.

Через две недели новый многолюдный митинг собрался на проспекте Сахарова – и потом митинги продолжались всю зиму, собираясь в среднем раз в две недели. Требования вскоре стали более конкретными – «За честную власть! За Россию без Путина!». Собственно говоря, это и было целью протестовавших, от которых постепенно стали откалываться что левые, что правые, оставляя в одиночестве либеральное ядро «Болота». «Россия без Путина» – главная цель, а думские выборы лишь повод для того, чтобы ее добиться.

О том, что Путин, после истечения двух президентских сроков работавший премьер-министром, снова будет баллотироваться в президенты, стало известно в сентябре 2011-го – за два с половиной месяца до думских выборов. Решение Путина вернуться в Кремль – а никто не сомневался в том, что он выиграет президентские выборы – вызвало страшное недовольство у определенной части российских элит. В первую очередь – у олигархическо-либеральной прослойки, ментально и финансово ориентированной на Запад. Путин им давно уже надоел – и они тешили себя надеждой, что он не вернется в Кремль, а постепенно все больше будет уходить в тень. Эта узкая, но влиятельная прослойка связывала будущее России с курсом на интеграцию в западный мир – то ли потому, что там были зарегистрированы их фирмы, хранились их капиталы и жили их семьи, то ли потому, что считали Россию «блудной дочерью» просвещенной Европы. В любом случае, они были убеждены, что Путин совершенно не подходит на роль руководителя европейской России.

Хотя сам этот слой достаточно узок, да и уже тогда жил на два дома, в столице с его рук кормилось достаточно людей – причем в основном «креативных» профессий. Эта публика и стала основой «болотного восстания».

Задачей-максимум было заставить Путина отказаться от участия в выборах – вот, народ же против, как можно баллотироваться в такой «атмосфере». То, что против лишь маленькая, хотя и шумная часть общества, не имело значения – важно ведь правильно все подать, тем более с самого начала 2011 года бушевала «арабская весна», был свергнут Мубарак и убит Каддафи, а сенатор Маккейн уже грозил Путину тем, что «революция» доберется и до него...

В общем, расчет делался на то, чтобы создать такую «картинку» и «атмосферу», в которой Путину стало бы очень неудобно участвовать в мартовских выборах президента.

Понятно, что подобный расчет мог бы сыграть только в условиях успешного верхушечного заговора – то есть Путин должен был бы столкнуться с «холодом в глазах» у своего окружения и высшей номенклатуры в целом. Когда же этого не произошло (несмотря на некоторое шатание, подавляющая часть «путинского призыва» сохранила верность лидеру), олигархат уж не мог дать задний ход – «болотный» процесс уже набрал обороты, люди втянулись, образовался актив, который чуть ли не делил посты в будущей «России без Путина». Остановить Путина не получилось – 4 марта 2012 года он был избран президентом, получив 63 процента голосов.

Начался второй этап «Болотной» – в ходе которого весь ее смысл для кукловодов был уже в том, чтобы просто замазать Путина кровью – сделать так, чтобы при разгоне митингов были жертвы. Но, прекрасно понимая это, власть все делала крайне корректно и никакой сакральной жертвы не получалось. Последняя попытка была предпринята 6 мая, накануне инаугурации избранного президента – прошел митинг «Россия без Путина», в ходе которого силовиков прямо провоцировали на силовые действия. Но и тут все обошлось...

«Болотная» сошла на нет в том же 2012 году – не потому, что ее «задушил кровавый режим», «устроивший страшные репрессии против несогласных». В такую версию приятно верить самим видным деятелям «Болота», не говоря уже о том, что она хорошо продается на Западе. Но в реальности протест умер просто потому, что люди увидели, что же на самом деле движет верхушкой «Болота».

Нет, не заказ Госдепа – такие, конечно, тоже были, но в целом Штаты действовали тоньше, да и зачем агентурная работа, когда есть целая прослойка «полезных идиотов», готовая за идею (то есть свою убежденность в западном пути России) и рекламу на Западе «биться с тираном». Да, Вашингтон, точнее атлантическая элита, был главным внешним интересантом «Болотной» – еще весной 2011-го вице-президент Байден откровенно «порекомендовал» Путину не выдвигаться в президенты – но не «американские уши» стали главной причиной того, что «протестное движение» не получило широкой народной поддержки.

Все гораздо проще – люди увидели, что актив «Болота» настроен не только антипутински, но и зачастую просто русофобски. То есть, если соскрести тонкий слой антипутинизма, под ним обнаруживалась фундаментальная основа нелюбви к России, презрения к народу, особенно к простому («быдло», «анчоусы» – это ведь все оттуда, с «Болота»).

Кто-то понял это сразу – как множество обычных москвичей, пришедших на первый или второй митинги из-за своего недовольства элитой как таковой или ситуацией в стране в целом, но очень быстро обнаруживших, что их используют как массовку в русофобской постановке, и переставших ходить на митинги. Кто-то понял это спустя несколько месяцев – просто наблюдая, читая и слушая то, что и как говорили «вожди протеста». Кто-то уже осенью 2012 года, когда был избран Координационный совет российской оппозиции, часть которого быстро перессорилась между собой, а другая свалила в эмиграцию (в заранее купленные квартиры).

Так что главной проблемой «болотного движения» оказался не Путин, а его величество русский народ. Никакие усилия власти не могли бы так дискредитировать «лучших людей», как то, что они сами делали и говорили – не о Путине, а о том самом народе, за свободу и права которого они якобы и боролись.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............