Александр Щипков Александр Щипков Кому нужен раздор между государством и церковью

Вместо опоры на православие и традиционные конфессии режиссер Владимир Бортко призывает внедрить в стране новую искусственную антирелигиозную идеологию, по принципу радикальных реформ в духе ранней советской власти.

11 комментариев
Архиепископ Савва Архиепископ Савва Беда утраченного русского православного правосознания будет преодолена

Этот год стал годом прорастания общественного присутствия русского православного человека, общественного измерения его жизни именно как русского православного человека, а не только лишь как безэтнического и безрелигиозного гражданина.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Прямка и протыпрямка против здравого смысла

Продолжаются эксперименты с «украiнською мовою». Причем и на государственном уровне, и инициативными блондинками. Рвение максимально отдалить его от русской литературной нормы имеет все шансы войти в учебники – но не лингвистики, а психиатрии.

19 комментариев
13 августа 2015, 09:10 • Авторские колонки

Василий Колташов: Антикризисная политика содержит три элемента

Василий Колташов: Антикризисная политика содержит три элемента

На фоне обострения «войны санкций» как-то теряются из вида экономические проблемы страны. А они остаются, несмотря на отчет чиновников о выполнении антикризисного плана на 60%. У него должно быть три составляющих.

Опасения общества вызывают колебания курса отечественной валюты, падение мировых цен на нефть, а заодно – собственные доходы. Связаны же они у большинства граждан не с экспортом, а с состоянием внутреннего рынка. Именно здесь нужно применять главные антикризисные решения.

Под социальный заказ необходимо организовывать производство

В ноябре прошлого года Всемирный банк повысил рейтинг России в сфере ведения бизнеса с 92-й до 62-й позиции. Однако этот взлет не отразился на поведении инвесторов; отток капиталов не был остановлен ни в 2014 году, ни в 2015 году, когда весной в экономике наступила некоторая стабилизация.

Пришло лето, и созрели совсем иные плоды. Собирать их приходится уже теперь – в августе. Осенью они могут оказаться столь обильны, что даже стопроцентное выполнение антикризисного плана никому уже не согреет сердце, а «война санкций» сама собой отойдет на второй план.

Настало время задуматься о средствах, которые вытянут экономику. Это, естественно, может быть чудо. И на чудо – повышение сырьевых цен до 70, а после – до 100 долларов, многие надеются. Против этих надежд все факты развития второй волны кризиса в мире, особенно в странах БРИКС. Потому важно не ждать, а подготовить собственный ответ на кризис.

Три составляющих должна иметь наша антикризисная политика, три главных составляющих. Во-первых, необходимо вновь начать строить, особенно жилье. Во-вторых, нам нужно обновить транспорт. В-третьих, важно наращивать коллективное потребление за счет развития социального государства.

Средства для обновления политики есть в резервах. Однако их может дать сам рост экономики, который нужно будет планово перезапустить и направлять. Причем все перечисленные меры работают именно на это, меняя как условия функционирования предприятий (экономический климат, городскую среду и общее ощущение перспективы), так и саму ситуацию в национальном хозяйстве – создавая мультипликационный эффект. Причем эффект этот можно и нужно сделать устойчивым.

Еще в начале 2015 года эксперты РЭУ им. Г. В. Плеханова предложили за два года построить и выкупить на казенные средства четыре миллиона квартир. На это требуется восемь триллионов рублей. Затем жилье нужно предоставить напрямую в кредит гражданам на длительный срок без вступительного взноса под 2–3%.

Программа эта может потом поддерживаться без средств из казны. Но если строительство будет идти с использованием отечественных материалов и техники, то эффект будет очень хорошим.

Однако без развития инфраструктуры, включая социальную, все застопорится. Здесь работа разделяется между властями центральными, региональными и муниципальными.

На плечи федеральных властей должна упасть забота о социальном государстве в целом. Его возрождение, выражающееся в развитии (сети и системы) образования, медицины и науки, должно вернуть гражданам гарантии бесплатной качественной поддержки.

Под социальный заказ необходимо организовывать производство. Постоянные сетования о том, что в России умеют только дрова колоть и неспособны сделать хорошее медицинское оборудование, пора опровергнуть на практике. Все это тоже часть антикризисной политики, которая нам нужна.

Новая национальная транспортная политика – это также важный блок. В нем заложены огромные возможности по активизации и развитию производства в стране, облегчению работы предприятий и движения трудящихся. А источник – решение застарелых проблем.

Давно назрело вытеснение иностранных судов с внутренних авиалиний и модернизация водного транспорта. Здесь нужно реконструировать и перезапустить еще советские предприятия, дав им дешевый кредит и рынок.

В сфере железных дорог необходимо запустить прокладку скоростных линий по всей России. Одной ветки Москва – Казань будет недостаточно уже потому, что это не позволит развернуть серийное производство отечественных локомотивов и вагонов. В этом состоит одна из первичных задач.

Уже следом экономика получит выгоду от работы новой скоростной железнодорожной сети. Причем по ней должна осуществляться перевозка как пассажиров, так и грузов.

К этим трем пунктам напрашивается еще один. Удешевление кредита давно выдвигается как антикризисная идея номер один – главная и едва ли единственная. Таковой она не является, и все же без удешевления и облегчения кредитования экономика расти не может.

Однако необходимо провести эту операцию осторожно, и не обособленно от других решений, а в тесной привязке к ним. Как только реальный сектор начнет оживать, снижение цены кредитов ему очень поможет. В слабеющей экономике резкое удешевление кредита может породить всплеск спекуляций, особенно активно может пойти игра против рубля.

Конечно, вряд ли стоит ожидать, что эти идеи быстро будут восприняты. Пока антикризисная политика у нас носит формальный характер: после фиксации проблемных направлений по ним идет финансирование. А когда определенная сумма потрачена, это называется выполнением плана.

Если бы так работали советские заводы, то для выполнения плана по выпуску станков, например, требовалось бы израсходовать какое-то количество материалов, и все – конечный продукт не имел бы значения. Пересмотр такого подхода неизбежен, и когда он состоится, необходимо иметь представление о том, как лечить экономику.