Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Ребятушки, милые, как к нам Россия относится?»

«Нетвойнисты» пытаются прежде всего себя самих убедить, что у них есть моральное превосходство. Ведь они за мир во всем мире. И им очень жалко людей, которые страдают от войны. Им жалко всех вокруг. Но правда в том, что им жалко только себя. И моральное превосходство они потеряли в тот самый момент, когда не заметили бабу Любу.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

3 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
23 июня 2015, 10:06 • Авторские колонки

Егор Холмогоров: Поездка в Крым превращается в наш национальный «хадж»

Егор Холмогоров: Поездка в Крым превращается в наш национальный «хадж»

Помните, что Крым – наш, там действуют все законы РФ. Если у вас случится ОЗПП и вы решите какой-то из этих законов нарушить, вы можете за это пострадать. Иногда законы действуют даже слишком.

Организация с названием, напоминающим о заболеваниях, передающихся половым путем, – некая ОЗПП, числящаяся иностранным агентом, опубликовала провокационную памятку для граждан России, отправляющихся в Крым.

Люди покупают небольшой виноградник и делают отличное вино

Мол, поскольку, по версии иностранного агента, Крым – это Украина, то надо на пребывание там получить разрешение украинских властей. Это не первый и не последний случай попыток иностранных государств осуществлять свой суверенитет над частью территории Российской Федерации.

Реакция на это может быть только одна – немедленное закрытие ОЗПП, и пусть прекрасная прокурор Поклонская возбудит против них какое-нибудь дело, например, по статье 280.1 часть 2 УК РФ «Публичные призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации».

Вброс ОЗПП говорит об одном – путешествие в Крым становится среди добрых русских людей все более популярным, превращаясь в наш национальный «хадж». И, разумеется, новички нуждаются в рекомендациях со стороны старожилов, тех, кто ездит в Крым не первый год и не первое десятилетие. Я уже писал в прошлом году нечто вроде краткого путеводителя по Крыму. На этот раз тему можно чуть-чуть углубить и практически заземлить.

Помните, что Крым – наш. А это значит, что там действуют все законы Российской Федерации. Если у вас случится ОЗПП и вы решите какой-то из этих законов нарушить, вы можете за это пострадать.

Иногда законы действуют даже слишком. Год назад Севастополь был вольным городом, где можно было спокойно купить бутылочку массандровского муската ночью и устроиться в компании с какой-нибудь милой барышней на Графской пристани – слушать плеск волн под причалом, болтать ногами в воде, любоваться на огоньки на северном берегу и попивать вино.

Сейчас мест, где этим российским законом пренебрегают, все меньше, так что болтать придется на трезвую голову. Лучше бы Крым, вместо того чтобы истребовать себе статус игорной зоны, добился бы моратория на ночную продажу вина на летние месяцы.

Пляжи в Крыму наконец-то похожи на пляжи, а не на муравейники (Фото: Макс Ветров/РИА Новости)

Пляжи в Крыму наконец-то похожи на пляжи, а не на муравейники (Фото: Макс Ветров/РИА Новости)

Кстати, о вине. Одной из примет Крыма последнего времени является возникновение множества небольших независимых винодельческих предприятий. Люди покупают небольшой виноградник и делают отличное вино. Поэтому не обязательно ориентироваться только на бутылки с лейблами священных монстров – «Массандры», «Инкермана» и «Коктебеля». Рискните попробовать что-то новое.

Помните, что жители Крыма чрезвычайно горды тем фактом, что Крым – наш. Многие из них расскажут о том, как участвовали в самообороне и стояли на блокпостах, все – пожалуются на то, как тяжко было с Украиной. Кое-кто посетует на нынешние трудности, добавив: «но мы не жалуемся».

Поэтому не вздумайте перевести разговор на то, что с Украиной было лучше – на вас посмотрят как на сумасшедшего или провокатора. В некоторых особо нетерпимых местах могут и поколотить. В Севастополе, к примеру, еще под украинской юрисдикцией могли нахамить и даже пригрозить за употребление украинской мовы. С тех пор к ней, право же, не подобрели.

Если вы едете в Крым на автомобиле, то начальной точкой путешествия станет Керчь. Это Пантикапей – столица Боспорского царства, в древности раскинувшегося на обоих берегах Керченского пролива. Здесь правили знаменитые цари, здесь закололся, потерпев поражение, понтийский Митридат – смертельный враг римлян. В его честь названа господствующая над городом гора.

Обязательно посетите руины Пантикапея, посмотрите богатейшую коллекцию Керченского музея-заповедника. Непременно посетите Аджимушкайские каменоломни – крымскую Брестскую крепость. С мая по октябрь 1942 года здесь сражались наши солдаты, страдая от голода, удушья, обвалов и все-таки нанося чувствительные удары врагу.

При автомобильном передвижении по Крыму учитывайте тот факт, что за последний год там стало существенно больше машин. После воссоединения многие крымчане отправились в соседние регионы России и закупили там подержанные иномарки, которые в украинской державе стоили слишком дорого. Это резко увеличило трафик, и Симферополь, к примеру, регулярно превращается в город-пробку.

Может быть, вы не знаете, но столица Республики Крым – не Севастополь (это вообще другой субъект Федерации), не Ялта, а именно Симферополь. Обычно этот город проскакивают на всех парах, торопясь на южный берег полуострова. Это большая ошибка.

Нужно обязательно уделить несколько часов Симферополю – побродить по его центру, где сохранились прекрасные особняки в стиле модерн, например, «Дом с драконами», дойти до здания Верховного совета, которое первым заняли вежливые люди, побывать на городище Неаполь Скифский, где когда-то был дворец и гробница скифских царей. В Свято-Троицком соборе покоятся мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого) (18771961) – великого русского хирурга в годы Великой Отечественной, работавшего в военных госпиталях, не снимая рясы и креста, и мученика за веру, трижды подвергавшегося арестам и угрозе расстрела. Святитель, исцеливший тысячи людей при жизни, почитается целителем и после кончины.

В Симферополе есть «Центральный музей Тавриды», в собрании которого представлена вся богатейшая история полуострова, начиная с неандертальцев и заканчивая украинскими губернаторами. Представлены скифское, греческое, римское, готское, византийское наследие.

Многие экспонаты этого музея пострадали в результате ограбления, когда Голландия по требованию Украины противозаконно воспрепятствовала их возвращению с выставки. Места, где были выставлены эти экспонаты, помечены специальными табличками, а на сайте музея есть посвященная им презентация. Впрочем, самый богатый раздел коллекции музея – Золотая кладовая – не пострадал.

Под надзором сотрудника и охранника вам покажут фантастической красоты вещи, особенно готские пряжки в виде орла. Но сфотографировать, к сожалению, не дадут. Зато сколько угодно можно фотографировать в лапидарии – дворике, где собраны надгробные плиты, каменные бабы, реконструированные огромные сосуды и прочие богатства крымской земли, про которую Максимилиан Волошин писал:

Каких последов в этой почве нет

Для археолога и нумизмата –

От римских блях и эллинских монет

До пуговицы русского солдата.

Кстати сказать, Рим – наш. На картах Римской империи, помещаемых в западной научной литературе, Таврика всегда очерчивается имперской границей. Здесь размещались сильные подразделения легионов, наблюдавшие за передвижением степных народов и за безопасностью мореплавания от пиратов.

Главной римской базой была крепость Харакс, находящаяся в двух шагах от Ласточкиного гнезда. Территория крепости разделена между маяком на мысе Ай-Тодор и санаторием «Днепр», и туда и туда можно пройти и побродить среди неплохо сохранившихся римских стен и множества черепков. Парк Харакс на территории санатория – один из лучших парков Крыма с живительным целебным воздухом. Там обязательно надо побывать и подышать.

Основная организационная проблема в Крыму – это финансовая блокада, введенная США и Евросоюзом и поддерживаемая крупнейшими российскими банками, боящимися санкций. Обналичить карточку Visa практически невозможно. С «Мастеркардом» все работает через раз.

Остается российская система «Про100», карточку которой теперь, видимо, придется иметь каждому уважающему себя крымнашисту. Но лучше, конечно, иметь запас наличности, тем более что риски краж и ограблений в Крыму пренебрежимо малы.

Рукопожатным людям, обсуждающим, можно ли делать селфи с Бородаем, вообще не стоит ездить в Крым и делать селфи с Медведь-горой (Аю-Дагом). Братья Навального не так поймут. А вот остальные вполне могут отправиться в Гурзуф и повторить фото Виктора Цоя с Аю-Дагом и скалами Адалары. Гурзуф – древняя столица крымских курортов и мне лично нравится больше Ялты. К тому же, это одна из столиц русской культуры.

Здесь жил у Раевских Пушкин, которому посвящен прекрасный музей. Здесь и дача Чехова. Здесь стоит памятник Шаляпину и художнику Коровину. Знаменитое стихотворение Иосифа Бродского «Октябрь, море поутру...» написано именно в Гурзуфе, а не в Коктебеле, как часто ошибочно подписывают. Там передана именно гурзуфская атмосфера межсезонья. Впрочем, Коктебель – великий город русской культуры, и там тоже обязательно надо побывать.

Украинские телеканалы любят давать нарезку с веб-камер на крымских пляжах, чтобы убедить своих зрителей в том, что Крым пустует, курортный сезон провален и крымчане, видимо, скоро умрут с голоду.

Эти нарезки можно использовать как лайфхак, выбрав по ним пляжи с красивым видом, на которых сравнительно немного народа и где можно отдохнуть в тишине и без давки.

Чудовищная теснота на крымских пляжах в украинский период создавалась в основном приезжими с Западной Украины, привозившими с собой сало и картошку, ничего не покупавшими, зато оставлявшими обильный мусор. Теперь с этим полегче, и пляжи наконец-то похожи на пляжи, а не на муравейники.

..............