Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
8 апреля 2015, 13:15 • Авторские колонки

Иерей Димитрий Фетисов: Иуда предал Христа из патриотических побуждений

Иерей Димитрий Фетисов: Иуда предал Христа из патриотических побуждений

В последнюю неделю перед Пасхой, когда церковь вспоминает страдания Христа, на заднем фоне неизбежно маячит зловещая фигура Иуды Искариота: психология и мотивация его действий остаются загадкой для многих.

Для людей верующих, почитающих Библию Откровением Божиим, область этой загадки значительно сужена, ведь из Евангелий явственно видно (см. Ев. от Иоанна 12:6), что Иуда был злодеем, а вовсе не героем или жертвой непреодолимых обстоятельств, как это иногда пытаются представить, в той или иной степени, некоторые современные художественные произведения.

Иуда жаждал и ждал такого же Мессию, какого до сих пор ожидают современные иудеи – величайшего политического лидера

Но все же в чем состояло его злодейство? Только ли в банальном сребролюбии? Какова была внутренняя мотивация предателя?

На эту проблему обращает внимание еще в IV веке св. Иоанн Златоуст, рассуждая том, что апостол-предатель не просто был последователем Господа, но даже совершал чудеса Его именем, изгоняя бесов и исцеляя от болезней.

Будущий апостол-отступник присутствует при чуде насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек и, как повествует об этом церковное предание, прогибается под тяжестью одной из двенадцати корзин с остатками этого хлеба, чудесно сотворенного Христом из «ничего».

Наконец, Иуда неоднократно видит, как Христос воскрешает мертвых, в том числе уже начавшего разлагаться Лазаря Четверодневного (Иоанна 11:43). Одним словом, не один год странствуя со Спасителем, воочию наблюдая чудеса и саму неизреченную красоту Его личности, он не мог быть неверующим. Только вера его была неправильной и в корне противоречила тому, о чем говорил Господь.

Судя по всему, Иуда жаждал и ждал такого же Мессию, какого до сих пор ожидают современные иудеи – величайшего политического лидера, который свергнет ненавистное римское иго, возвысит еврейский народ до необычайных высот и установит Царство Божие здесь – на земле.

Тайная вечеря (Картина: Карл Блох)

Тайная вечеря (картина: Карл Блох)

Видя чудеса и популярность Господа, Иуда, вероятно, удивляется, почему Мессия столь кроток и не желает использовать свою сверхъестественную силу и власть для, в общем-то, благих политических, социально-экономических и военных целей, направленных на процветание еврейского народа, да и всего человечества.

Он слышит странные для него слова Господа о том, что Царство Его «не от мира сего», дивится учению о прощении врагов и прочим вещам, никак не укладывающимся в его приземленной и корыстной голове.

Возможно, предательством своего необыкновенного Учителя Иуда Искариот решает «сдетонировать» ситуацию, поместив Иисуса Христа в такие условия, при которых Он будет просто вынужден применить Свою божественную власть и наказать Своих завистливых обидчиков и хулителей. Ну а там недалек путь и до установления реального царствования мессии, в котором ему, Иуде, перепадет должность премьер-министра или, на худой конец, министра финансов…

В пользу этой версии свидетельствуют два факта. Во-первых – цена предательства. Тридцать сребреников – не такие уж большие деньги. В те времена на них можно разве что купить раба или небольшой клочок земли, но вовсе не обеспечить себе безбедную старость.

А во-вторых – его бесславная, по-своему бесстрашная (имеется в виду швыряние денег под ноги первосвященников) кончина, которая свидетельствует о том, что он не ожидал такой драматичной развязки: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Матфея 27:35).

Пример предательства Иуды, вспоминаемый церковью накануне Светлого Христова Воскресения, показывает нам, что вовсе не всякая религиозность спасительна, а предать Господа и саму суть Его учения можно, руководствуясь вполне благими ультрапатриотическими, либеральными, пацифистскими или иными идеями, в которых Ему отводится роль скорее средства, но не цели.

Поэтому любая религиозно-философская система, в которой Христос является лишь подручным средством, штрихом, дополняющим общую картину, но не целью – ошибочна в корне, и тот, кто исповедует такой подход – совершает с точки зрения Евангелия поцелуй Иуды, какими бы высокими идеями и задачами он ни прикрывался.

Эта трагическая история также учит нас и тому, что даже близость к величайшей святыне, не сопряженная с должным устроением сердечным (искренней жаждой истины и главным условием богопознания – чистотой сердечной), может быть для нас бессмысленной так же, как бессмысленно наливание воды в худое ведро.

Беда Иуды и всех нас еще и в том, что мы не всегда понимаем, что такое настоящее покаяние и где грань между горделивым самоедством, могущим довести даже до самоубийства, и покаянной надеждой на милосердие Божие, которое имели грешный, но благоразумный разбойник и смалодушничавший в определенный момент Петр.

..............