Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
27 апреля 2015, 15:22 • Авторские колонки

Александр Разуваев: Не работать в России должно быть просто стыдно

Александр Разуваев: Не работать в России должно быть просто стыдно

За постсоветское время в российском обществе сложилось достаточно пренебрежительное отношение к труду. Труд – это не то, чем стоит гордиться. В лучшем случае – тяжелая повинность работать «на дядю», а в худшем – удел лохов.

Сегодня новостные ленты взорвало предложение: в России может быть возрождено уголовное наказание за тунеядство. Труд должен стать не только конституционным правом, но и обязанностью.

Любая миловидная девушка должна иметь спонсора, а мужчина – украсть у ближнего или государства что-нибудь ненужное, продать краденое и обеспечить себе и своей спутнице безбедную жизнь

Согласно новой инициативе, тунеядцами не будут считаться граждане до 18 лет, инвалиды, родители детей-инвалидов, женщины с детьми в возрасте до 14 лет и ряд других категорий граждан. Соответствующий пакет поправок в ближайшее время может быть внесен в Государственную думу.

Эта идея уже была высмеяна либеральной общественностью, которая традиционно увидела в ней урезания понятных лишь им одним гражданских свобод. Но на самом деле идея неплохая – вопрос в ее реализации, то есть как минимум в адекватной законодательной базе.

В России капиталистическая экономика, а значит, есть люди, которые живут со своих активов, а не с наемного труда. И это, прежде всего, не узкий круг крупных собственников, а относительно большой класс рантье. Их доходы – это, в первую очередь, дивиденды по акциям и проценты по облигациям и депозитам. Естественно, с этих доходов выплачиваются налоги. Они удерживаются как с дивидендов, так и с успешных биржевых спекуляций на фондовом рынке.

В свое время я отмечал, что при нынешнем уровне цен для достойной жизни и безделья нужно примерно два миллиона долларов. Миллион долларов – это неплохая квартира в Москве или в Санкт-Петербурге. Размещение второго миллиона в дивидендных акциях первоклассных компаний или на депозитах в первоклассных банках в реалиях современной российской экономики даст 5–7% годовых или 50–70 тысяч долларов в год. Этой суммы вполне достаточно для достойной жизни (если вы один).

В действительности 2 млн долларов – не такие большие деньги для людей, которым просто повезло в жизни. Это может быть наследство в несколько квартир или крупный пакет акций, доставшийся вашим родственникам при приватизации, которая навсегда в России разделила общество на тех, кто должен работать, и тех, кто может отдыхать.

Есть и другие категории граждан, которые могут не работать на вполне законных основаниях. Например, если мужчина неплохо зарабатывает, его супруга может позволить себе быть домохозяйкой и т.д. Отлаженный быт и крепкий тыл в конкурентной мужской жизни стоит слишком дорого. И закон, соответственно, должен учесть все возможные исключения из правил.

Но вернемся к самой идее. Она, повторюсь, в целом более чем правильная, даже перезрелая. За постсоветское время в российском обществе сложилось достаточно пренебрежительное отношение к труду. Труд – это не то, чем стоит гордиться. В лучшем случае – тяжелая повинность работать «на дядю», а в худшем – удел лохов.

Любая миловидная девушка должна иметь спонсора, а мужчина – украсть у ближнего или государства что-нибудь ненужное, продать краденое и обеспечить себе и своей спутнице безбедную жизнь в теплых широтах, став частью офшорной аристократии.

И эту ситуацию надо менять.

Не работать в России должно быть просто стыдно. При этом для общества должно быть абсолютно ясно, что нельзя ставить знак равенства между состоятельными и состоявшимися людьми. Важен не только размер денег, но и их источник.

Жить за счет активов, если есть такая возможность, – это право каждого. В конце концов, игра на бирже или грамотное инвестирование – это тоже работа, не хуже и не лучше других.

Сейчас не советское время, и ни государство, ни общество никогда не подставит плечо слабому или запутавшемуся в жизни человеку. У людей, которые грамотно воспользовались ситуацией 90-х, сейчас подросли дети. Часто они инфантильны и абсолютно неконкурентны в современном мире.

Я полагаю, что основная проблема российской экономики – это не зависимость от нефти и газа или внешних рынков капитала, а низкая производительность труда. Она у нас ниже, чем, например, в Казахстане.

Общество и правительство должны четко понимать, что без классического принципа капитализма – много работать и быть скромней – никакая модернизация экономики невозможна. А для того чтобы этот принцип стал частью общественной морали, необходимо вернуть уважение к труду и заставить некоторые неорганизованные личности вернуться к трудовой деятельности.

Именно принцип много работать и быть скромней после Второй мировой войны поднял из руин экономики Германии и Японии.

Безделье ведет к деградации не только отдельных личностей, но и целых наций. И ситуация, когда Тюменская губерния за счет экспорта природных ресурсов кормит всю страну, для великой страны и великой нации недопустима.

..............