25 февраля, суббота  |  Последнее обновление — 02:53  |  vz.ru

Сергей Худиев

 
Православный публицист, радиоведущий. Родился в 1969 году, в 1992 принял Святое Крещение и присоединится к Русской Православной Церкви. Постоянный обозреватель радио «Радонеж», радио «Вера», радио «Теос», публикуется на порталах «Православие и мир», «Православие.ру», сотрудничал с журналом «Фома» и «Альфа и Омега». Автор книг «Об уверенности в спасении» (2000), «Христианство: трудные вопросы» (2003) (в соавторстве с Ольгой Брилевой и Михаилом Логачевым), «О вещах простых и ясных» (2011) (в соавторстве с Мариной Журинской), и «Как доказать, что Бог существует. Краткое введение в Апологетику» (2012)

Мнения

Сомнительно, что русская литература, которую школьники, будем надеяться, читали, оказала укрепляющее и облагораживающее воздействие на их душу. Прямо скажем: она и не должна. Литература не панацея.
Обсуждение: 128 комментариев

Россия очищает и точит свой заржавевший за последние двадцать лет штык – но вовсе не намерена обнажать его первой. Поэтому никто среди нас, кто служил не в штабах, не обижается, что в стране этот день уже приобрел общенародный и почти гражданский контекст.
Обсуждение: 15 комментариев

В наши дни на венчании падают в обморок не невесты, а женихи. И это не только мое наблюдение. Именно поэтому и без того популярный «мужской» праздник – 23 Февраля – необходимо осмыслить в стратегическом масштабе.
Обсуждение: 195 комментариев

Стоит разорвать эту являющуюся нам из прошлого связку – революция и справедливое общество. Не распрощавшись раз и навсегда с идеологией, которая когда-то оказала плохую услугу России, мы обречены возвращаться к ней снова и снова.
Обсуждение: 1290 комментариев

Я за то, чтобы раз в год, или гораздо чаще, говорить «спасибо» тем парням, которые защищают нашу страну. В том числе и за уверенность, что на нас никто никогда не нападет, просто потому, что не рискнет. Но дата какая-то странная.
Обсуждение: 146 комментариев

Мы смеемся над тем, что безумие стало нормой западной политики и приемов западных СМИ. Но помимо презрения и пренебрежения, необходимо работать над созданием противоядия.
Обсуждение: 16 комментариев

Третья годовщина бегства Януковича – хороший повод поговорить о том, что же, собственно, происходит в головах у моих сограждан, которые три года назад напялили на себя кастрюли и выбежали на Майдан.
Обсуждение: 124 комментария

Мир меняется. Эпоха «свободной торговли» заканчивается, солнце ее на долгое время закатывается, как уже не раз было в истории. Но как это происходит и как будут выглядеть изменения в дальнейшем?
Обсуждение: 8 комментариев

Делегацию партии «Альтернатива для Германии» встречали в Госдуме. Немцы общались со спикером Думы Вячеславом Володиным и российскими депутатами. Если кто думает, что это ничего не решающая в Германии партия, то ошибается.
Обсуждение: 7 комментариев

Нас окружает «вселенная Шафаревича». Даже слово «скрепы» заимствовано, видимо, из его работы. И стремление операторов современной официальной антирусофобии скрыть свои истоки постыдно.
Обсуждение: 271 комментарий

Сергей Худиев: Живые люди важнее идеологий

23 декабря 2015, 11:20
Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Представьте, что человек противных вам убеждений – ваш близкий родственник. Или благодетель – например, врач, который спас вам жизнь. То есть «хороший человек, который верит, увы, в отвратную чушь», а не «вражина, которой не должно быть места на нашей земле».

На днях коммунисты вспоминали день рождения Сталина, открыли в Пензе «Сталин-Центр», и это, как и всякое упоминание Сталина, взывало острое разделение и гневные перепалки.

«Представьте, что человек противных вам убеждений – ваш близкий родственник. Или благодетель – например, врач, который спас вам жизнь»

Комментарии в Сети выдают проблему, относящуюся не столько к давно умершему диктатору, сколько к нынешнему состоянию нравов. Проблему идеологической нетерпимости. 

Нетерпимость – это убеждение, что люди чуждых мне идеологических воззрений должны рассматриваться как враги и негодяи, с которыми недопустимо никакое позитивное взаимодействие. Нельзя выражать этим людям какую-либо симпатию, нельзя участвовать с ними в каком-либо общем деле, нельзя быть замеченным вообще в каких-либо «порочащих связях» с идейными чужаками. Напротив, нужно постоянно выражать яростное неприятие и клеймить позором. Если вы пропустите сеанс клеймления, вас могут заподозрить в симпатиях к врагу – а что может быть ужаснее?

Нетерпимость означает, что идеология (сталинистская, демократическая, националистическая, какая угодно) важнее живых людей. Что люди утрачивают свой человеческий статус, когда они оказываются идеологическими противниками. Обычные требования морали и цивилизованного общежития на них больше не распространяются. Человеческое сочувствие, уважение, личная привязанность по отношению к ним запрещена.

Со своей стороны, терпимость не означает, что вы соглашаетесь с взглядами других людей – вы можете находить эти взгляды ложными, чудовищными и вредоносными. Вас может глубоко печалить, что кто-то их придерживается. Но вы проводите различение между отвержением идей и отвержением людей.

Живые люди важнее идеологий. Человек, который имеет неприемлемые для вас политические убеждения, остается вашим соседом, и вы можете что-то делать вместе – убирать двор, жарить шашлыки, позволять своим детям играть в одной песочнице. Взгляды его могут быть вам глубоко неприятны – и вы можете со всем основанием полагать их совершенно ложными – при этом вы можете тепло относиться к нему как к человеку.

Ну представьте, что человек противных вам убеждений – ваш близкий родственник. Или благодетель – например, врач, который спас вам жизнь. То есть «хороший человек, который верит, увы, в отвратную чушь», а не «вражина, которой не должно быть места на нашей земле».

Людям почему-то кажется, что добрососедское отношение к идеологическим чужакам означает согласие с их воззрениями, какую-то уступку. На самом деле все наоборот – нетерпимость только закаляет и усиливает взгляды, против которых она теоретически направлена.

Возвышенные рассуждения на тему «уроды, придурки, совки, быдло, продукт отрицательного отбора, генетические рабы, ватники, Победа ваша дело пустое, и (кстати) Сталин ваш кровавый тиран», которые легко видеть в интернете, только помогают сталинизму.

Можно легко пояснить почему. Люди не склонны подробно анализировать – «вот этот тезис уважаемого оппонента верен, этот верен лишь отчасти, а вот с этим я никак не могу согласиться». Люди склонны реагировать эмоционально – и принимать или отвергать весь предложенный им набор. Люди склонны враждебно реагировать на проявления презрения. Если вы будете произносить зажигательные речи на тему «Признайте же наконец, о несчастные тупые генетически неполноценные быдланы, что Волга впадает в Каспийское море!», граждане будут склонны верить, что Волга впадает в Атлантический океан.

Если вы будете развивать повествование о том, что «русскому человеку нужен кнут» и, кстати, Сталин кровавый тиран – люди будут склонны верить, что Сталин был чуткий и отзывчивый. Люди обычно следуют эмоциям. Если эмоции, которые вы пробуждаете в людях, негативны, люди будут отвергать ваши тезисы – даже если конкретно эти тезисы верны.

Для того, чтобы в чем-то убедить человека – в том числе отвратить его от каких-то ложных и пагубных убеждений – нужно достигнуть определенного уровня доверия. И того, что называется эмпатией – способности чувствовать мысли и эмоции другого. То есть «при всем резком несогласии я понимаю, как он пришел к таким выводам и почему он эмоционально реагирует именно так». Это очень важная в человеческом взаимодействии способность влезать в чужую шкуру и смотреть на мир чужими глазами.

Любые попытки в чем-то убеждать людей начинаются с осознания того, что человек не тождественен своим взглядам – ведь именно его взгляды вы и пытаетесь изменить. Общественно-политическая риторика, которая должна в чем-то убедить людей – оппонентов или колеблющихся, должна и обращаться к ним как к людям, с уважением и пониманием.

Пока у нас слишком много риторики, которая направлена на демонстрацию преданности своим – через подчеркнутую нетерпимость к идейным чужакам. Эта риторика – даже если она выглядит отчаянно демократической – остается риторикой гражданских войн и идеологических диктатур. Она ищет способ подавить или уничтожить, но не убедить. Ради нашего общего будущего нам стоит уходить от нее.

Вы согласны с автором?

570 голосов137 голосов


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


Другие мнения

Татьяна Шабаева: Литература не панацея

Сомнительно, что русская литература, которую школьники, будем надеяться, читали, оказала укрепляющее и облагораживающее воздействие на их душу. Прямо скажем: она и не должна. Литература не панацея. Подробности...

Андрей Колесник: Калининградский укрепрайон выдержал самую тяжелую осаду

Россия очищает и точит свой заржавевший за последние двадцать лет штык – но вовсе не намерена обнажать его первой. Поэтому никто среди нас, кто служил не в штабах, не обижается, что в стране этот день уже приобрел общенародный и почти гражданский контекст. Подробности...

Иерей Димитрий Фетисов: Про настоящих мужчин

В наши дни на венчании падают в обморок не невесты, а женихи. И это не только мое наблюдение. Именно поэтому и без того популярный «мужской» праздник - 23 февраля - необходимо осмыслить в стратегическом масштабе. Подробности...
Обсуждение: 82 комментария

Андрей Бабицкий: Контрреволюция как основа общественного согласия

Стоит разорвать эту являющуюся нам из прошлого связку – революция и справедливое общество. Не распрощавшись раз и навсегда с идеологией, которая когда-то оказала плохую услугу России, мы обречены возвращаться к ней снова и снова. Подробности...
Обсуждение: 566 комментариев

Дмитрий Михайлин: А почему, собственно, 23 февраля?

Я за то, чтобы раз в год, или гораздо чаще, говорить «спасибо» тем парням, которые защищают нашу страну. В том числе и за уверенность, что на нас никто никогда не нападет, просто потому, что не рискнет. Но дата какая-то странная. Подробности...
Обсуждение: 113 комментариев

Михаил Ковалев: У Украины внезапно появился эксклюзивный экспортный товар

Мы смеемся над тем, что безумие стало нормой западной политики и приемов западных СМИ. Но помимо презрения и пренебрежения, необходимо работать над созданием противоядия. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Василий Стоякин: Ничего не поняли и ничему не научились

Третья годовщина бегства Януковича – хороший повод поговорить о том, что же, собственно, происходит в головах у моих сограждан, которые три года назад напялили на себя кастрюли и выбежали на Майдан. Подробности...
Обсуждение: 71 комментарий

Василий Колташов: Первые шаги в атаке на «свободную торговлю»

Мир меняется. Эпоха «свободной торговли» заканчивается, солнце ее на долгое время закатывается, как уже не раз было в истории. Но как это происходит и как будут выглядеть изменения в дальнейшем? Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Антон Хащенко: Германия этой дружбы желала

Делегацию партии «Альтернатива для Германии» встречали в Госдуме. Немцы общались со спикером Думы Вячеславом Володиным и российскими депутатами. Если кто думает, что это ничего не решающая в Германии партия, то ошибается. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Егор Холмогоров: Три жизни Игоря Шафаревича

Нас окружает «вселенная Шафаревича». Даже слово «скрепы» заимствовано, видимо, из его работы. И стремление операторов современной официальной антирусофобии скрыть свои истоки постыдно. Подробности...
Обсуждение: 235 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............