Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
14 января 2015, 10:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Другой народ у нас для вас есть

Михаил Бударагин: Другой народ у нас для вас есть

Не стоит обсуждать нашумевший фильм Звягинцева, который вряд ли покажут в прокате по всей стране и который сделан не для нас, а для них. А вот о народе-с, который пьет-с и плебс-с, поговорить стоит. Достали уже, честно.

Написано о Звягинцеве уже столько, что повторяться я не буду.

В магазинах есть еда, на улицах чистят снег, а в доме у Т. есть свет. Его туда провел жалкий, грязный, пьяный, косой и кривой народишко-с

Лучше всех, на мой вкус, сказали Дмитрий Быков* (о том, что режиссер не в состоянии прописать ни одного характера, и это, конечно, полный провал) и Максим Александров (о том, что нужно поменьше выпендриваться), так что адресую читателя к двум этим текстам.

Это не означает, впрочем, что «Левиафан» должен быть запрещен, не имеет права на существование, обязан обойтись без премий и т.д.: мало ли, в самом деле, студенческих поделок выходят в прокат и тепло принимаются различными жюри.

Кино живет по своим законам, в том числе и корпоративным, и не всякому дано снять «Три тополя на Плющихе», так что ничего страшного. Никого не нужно побивать камнями, запрещать, изгонять и клеймить: художник самовыразился, ну и молодец. Не стоит «Левиафан» одной рязановской Шурочки, которую «сослали в бухгалтерию», но это ведь не каждый умеет быть Рязановым.

Проблема состоит в том, что «Левиафан» эксплуатирует очень модную и крайне вредную концепцию «плохого народа», которую, во-первых, так удобно продать на Запад (и получить за это соответствующие призы), а, во-вторых, отнести на внутренний рынок, чтобы самому выглядеть на фоне дурного народца-то эталоном вкуса и такта.

С этим, увы, почти никто не спорит: да, мол, мы тут ватники-лапотники, а то вот эстеты, они-то сейчас расскажут нам всю правду с высоты своего эстетического чувства.

И Звягинцев, эпигон Андрея Тарковского, и горячие поклонники Звягинцева, не дотягивающие даже до эпигонства, так всех заморочили, что, пожалуй, стоит рассказать о том, какой иной народ у нас все-таки есть. Не одни же герои глубинки, правда? Есть же люди, которые считают себя лучше всего этого плебса-с.

Стоит рассказать о том, какой иной народ у нас все-таки есть (фото: Руслан Шамуков/ТАСС)

Стоит рассказать о том, какой иной народ у нас все-таки есть (фото: Руслан Шамуков/ТАСС)

Вот девушка по имени Т. Ей понравится это кино, потому что в кино она мало что понимает, а тут народишко-с показан, фи прямо и фи.

Она живет в Москве и учится в модном вузе, занимаясь там исследованиями каких-то культурологических проблем, возвращается на каникулы к родителям в провинциальный город, чтобы отъесться там и немного пострадать в «Твиттере» о том, что, во-первых, наела она уже много, а, во-вторых, в провинции-то воняет-с.

Вернувшись в столицу, она будет снова ныть. Это вообще получается у нее лучше всего. Чистое, тупое, жвачное страдание, поводом для которого может стать все что угодно: жаркая погода, прохладная погода, сессия, отсутствие сессии, отношения, отсутствие отношений и т.д.

В общем, Т., ничего не производя, занята нытьем.

Вся пиар-группа поддержки «Левиафана» (а группа там внушительная, записалась даже Ксения Собчак, хотя и без нее от рукопожима было не протолкнуться) нашу героиню ласково треплет по щеке, рассуждая за глаза о ее «тараканах», и, конечно, не считает ее плебсом-с, быдлом-с, народишком-с.

Она же не едет утром на завод, чтобы разделывать там пахнущую рыбу. Она не стоит у прилавка. Она не продает, черт подери, пылесосы. Она ноет и занимается якобы интеллектуальным трудом.

Продуктов этого труда не видно: вся доморощенная культурология модного вуза сводится к пересказу (по десятому кругу) трех-четырех идей французских философов 60-70-х и томному закатыванию глаз о том, как тяжело все-таки дается учеба.

В свободное от нытья и написания реферата время Т., скорее всего, пойдет на какую-нибудь Болотную, потому что кругом произвол, народишко-то голосует все за Путина да за Путина (а не за Мишеля Фуко, представьте себе, вот же быдло-с), куда деваться, не понятно, а тусовка требует презирать реальность.

«Левиафан», впрочем, не жрет Т. и не жрет, родители кормят, соцсети, где можно ныть, работают и даже не заблокированы, в магазинах есть еда, а на улицах чистят снег.

А в доме у Т. есть свет. Его туда провел жалкий, грязный, пьяный, косой и кривой народишко-с. Он построил гидроэлектростанции, осушил реки, замостил улицы, умудрился сделать канализацию, газопровод и как-то справиться с ТБО, а также периодически лезет на крышу и что-то там чинит, на этой крыше, мерзкий, спившийся, грязный народишко-с, от которого всех поклонников Звягинцева так тошнит...

Впрочем, автор этой колонки тоже не сантехник, не строитель, не электрик или буровик.

Да, я не ем куру в поезде, не слушаю шансон, не фотографируюсь для «Одноклассников» на фоне ковра. Я умею иронизировать и знаю, как именно делаются в «Твиттере» мемы. Даже поныть могу для разнообразия.

И я прекрасно понимаю, насколько беспомощны и лживы те, кто выучился за всю свою жизнь лишь одной науке – презирать и высмеивать окружающих, которые чем-то отличаются от вычитанных представлений о «свободно мыслящем человеке».

А еще я видел, как те, кто иронично и отстраненно писал о «лугандонах» и «быдле с Донбасса», ломался и срывался в дикий, радостный, полный торжества визг о «жареных тушках колорадов». Это было зрелище не менее поучительное, чем чтение «Твиттера» Т.

Говорят, что нужно держать нейтралитет и оставаться в стороне, наблюдая за происходящим как за милым цирком. К сожалению, весь цирк лежит под руинами Донбасса, и нет никаких иных слов, кроме тех, что сказала когда-то Ахматова, у которой был длинный список претензий и к власти, и к простым смертным. Но – «я там была с моим народом, где мой народ, к несчастью, был».

Осталось только поверить в то, что жалкая, бессмысленная, безмозглая и смешная в своей самоуверенности Т. – тоже пока еще мой народ.

И эта его часть, та, что хвалит на все лады дурную поделку Звягинцева, оказалась на самом дне, ниже уже не пробить. Куда там якобы пьющей провинции.

Делать нечего, придется жалеть и любить даже этих.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............