Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
26 сентября 2014, 16:30 • Авторские колонки

Василий Колташов: Как обидели средний класс

Василий Колташов: Как обидели средний класс

Представители столичного среднего класса вдруг озаботились вопросами мира и войны, хотя ранее их волновали лишь потребительские темы, коррупция, колебания цен и личных доходов. Но постойте! Как же это произошло?

Сентябрьский «Марш мира» в Москве вновь вызвал к жизни споры о том, насколько сильна в России «майданная» либеральная оппозиция. Шествие 10 тысяч человек, большая часть из которых понимала мир на Украине как капитуляцию Новороссии и возврат Крыма, поразило не только политологов.

Воспоминания о 1990-х годах остаются кошмаром для большей части нашего общества, а средний класс с потрясениями пока лично не знаком

Миллионы россиян увидели, что в столице есть масса людей, не желающая замечать страдания народа Украины. Эти люди закрывают глаза на обрушение гривны, на рост безработицы, на разгром индустрии и стремительное обнищание масс – на все, что последовало за «европеизацией» Украины по рецептам МВФ и США.

Марш «миротворцев» давно прошел, но наблюдатели еще спорят о количестве его участников. Между тем гораздо важнее понять, отчего при доступности информации о проблемах Украины есть немалое число россиян, готовых украсить себя желто-голубыми бантами и лентами.

Ответ на этот вопрос почти не связан с Украиной. Зато все становится понятным, если перечесть обиды среднего класса, особенно и прежде всего столичного. Представители именно этой группы общества вдруг озаботились вопросами мира и войны, хотя ранее их волновали лишь потребительские темы, коррупция, колебания цен и личных доходов.

1

Только слепой не видит, что столичный средний класс обижен. Причем обижены не столько москвичи, к которым обожает апеллировать Алексей Навальный и которые всегда были согреты заботой мэрии. Обижены московские россияне – люди, вынужденные снимать жилье в столице, много работать и покрывать большие расходы.

Они обижены на экономическую ситуацию, которая портится и уничтожает шансы на личный успех. Мечты о карьере рассыпаются, а расходы растут, но это далеко не все. Ослабление рубля в 20132014 годах соединилось с ухудшением дел на рынке труда: заработная плата не растет, а идет вниз – все больше вакансий выставляется с пониженной ставкой.

Предложения новой работы стали хуже. Официальная статистика этот факт может и не разглядеть, зато столичный представитель средних слоев это уже почуял. А ведь на него еще и давят дорогие кредиты. Кто-то взял их для покупки еще не построенного жилья (а вдруг оно еще и застряло в процессе?), кто-то – ради покупки престижного автомобиля.

Чем лично вы готовы пожертвовать ради успеха России в противостоянии с Западом?






Результаты
481 комментарий

Есть еще кафе и рестораны, магазины модной одежды и гаджетов. Нужно иметь буржуазный вид, нужно казаться успешным, а это выходит все сложнее, все дороже. При стольких проблемах бомбы и снаряды, сыплющиеся на дома жителей Новороссии, многим кажутся пустяками. Они отмахиваются от фотографий с погибшими.

2

Денег столичным средним слоям недостает больше, чем прежде. И если федеральные власти сделали возможным доступ к медицине всех россиян (наконец есть работающий общероссийский медицинский полис), то московские чиновники отказывают в детских садах многим зарегистрированным по месту пребывания людям. Молодые семьи работают изо всех сил, чтобы покрыть все статьи – платный садик или няню, съемную квартиру и счета, кредиты и многое иное.

Выезжая за границу, представители среднего класса видят, что тряпки стоят там значительно дешевле. А из либеральной прессы они узнают, что в Европе живется неплохо, разговоры же о кризисе – это «злобная кремлевская пропаганда». Разве Майдан не стоял за Европу?

В украинской драме представитель столичных средних слоев видит борьбу своих братьев-служащих за достойное потребление, за высокие пенсии и большой доход. Они уверены, что Россия мешает праведному делу. США и ЕС же кажутся им фантомами или безвинными жертвами пропаганды Кремля, а на деле – доброжелателями украинского народа.

Пустой болтовней выглядят в глазах людей с такими представлениями рассуждения «чужих» аналитиков о соперничестве в мире и Евразии, о кризисе Евросоюза как проекта интеграции, о раздавленной Брюсселем европейской демократии и социальном государстве.

3

Положение столичного среднего класса становится более сложным, чем во время подъема 2001–2008 годов и в период стабилизации 2010–2012 годов. Однако идейно, если быть точным, он вовсе не однороден.

Большая часть людей со средними заработками в столице (неважно, имеют они прописку или нет) симпатизирует вовсе не либералам из оппозиции, а скорее тем, кого они предлагают унять «ради мира во всем мире» или отдельно взятой Европе. Потому «Марш мира» вызвал не только энтузиазм прозападных деятелей, но и злобу множества людей. Немалая часть их тоже обижена и принадлежит к средним слоям. Вот только виновных она видит в другом месте, а либеральных «братьев по классу» обвиняет в бездумной готовности слить страну.

Воспоминания о 1990-х годах остаются кошмаром для большей части нашего общества. Ничто не оставило столько горечи и не принесло столько страданий со времен Второй мировой войны, как эта эпоха. Однако теперь угроза возврата в нее очевидна. Продемонстрирована она на украинском кризисе. Причем если эпоха радикальных рыночных реформ породила средний класс в виде мелких торговцев, то новый кризис уже никак не связанный с распадом СССР обойдется без них. Напротив, эта прослойка быстро вычищается на Украине спадом в экономике, который далеко еще не достиг дна.

Российский же средний класс с потрясениями пока лично не знаком. Однако обе его группы неудовлетворены. Либеральная группа (многочисленная в столице) винит во всем «кровавый режим» и восхищается «чистотой и демократией Майдана». Другая – враждебна либерализму и уже успела извлечь уроки из украинских событий.

Она опасается триумфа сил «европеизации» и развала. Она предпочитает свою «азиатскую дикость», лишь бы холодильник не опустел, было чем оплатить квартиру и заправить автомобиль. И хотя отечественные средние слои не слишком обширны, остальная масса народа настроена так же. И в отличие от креативно-либерального «миротворца» из столицы она мыслит рационально.

4

Но постойте! Как обидели средний класс? Как же это произошло? Почему после успокоения столичной политики к концу 2012 года ныне наблюдается новый подъем либерального движения? Да, оно очистило себя (не без помощи властей) от левых участников движения белых лент, оно стало идейно более однородным. Однако вовсе не это дало импульс части средних слоев Москвы выйти на «Марш мира».

Конечно, дело вовсе не в Украине или Бараке Обаме. Дело в экономике. Именно она, ослабевая все больше, придает сил либеральной оппозиции. Вместе с тем именно желание видеть государство социальным, более справедливым активизирует противников «партии Майдана» в России.

Фактически перед Россией есть два пути. Новые либеральные меры, радикальное применение которых и породило украинскую катастрофу, или регулирование экономики с опорой на рост уровня жизни людей. И выбор здесь – это очень серьезное политическое решение.

***

Что же касается Украины, то не только отечественные средние слои, но все общество эмоционально уже участвует в гражданской войне. А война эта не украинская. Она больше. Причем марши «за мир» тоже являются ее актами, разжигают ненависть, а вовсе не успокаивают.

Обида же среднего класса – это фактор перемен и одновременно фактор обострения отношений внутри слоя «главных потребителей». Но как бы ни были обеспокоены ныне отечественные средние слои, они разбивают старое представление о якобы присущем им единстве.

Исправить дело мог бы новый подъем в экономике, но в том-то и дело, его еще нужно добиться, завоевать, создать и обеспечить.

..............