Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
17 марта 2014, 20:28 • Авторские колонки

Юрий Гиренко: На полпути к Руине

Юрий Гиренко: На полпути к Руине

Все так хорошо начиналось – и так плохо заканчивается. Очередной опыт украинской независимости неумолимо ведет к тому, что Украину, скорее всего, опять придется спасать России. Больше некому.

Откуда вышли, куда пришли

Начиналось и впрямь хорошо. Когда разваливался СССР, Украина получила максимальное число бонусов. Хорошо освоенная территория с развитой инфраструктурой. Мягкий климат. Разнообразная и вполне передовая экономика – машиностроение, металлургия, уголь, ВПК... Европа рядом. Море рядом. Многочисленное население – трудолюбивое и образованное. Почти все славяне – никакой тебе Чечни. При этом – ноль долгов! Все, что успел задолжать Советский Союз, взяла на себя Россия. Прямо-таки «хожу и жмурюсь»...

Руина – это период в истории Украины после смерти Богдана Хмельницкого, когда происходила «война всех против всех», Украину делили Россия, Польша и Турция, и богатая земля пришла в полный упадок

России пришлось труднее. Помимо советских долгов и разрыва хозяйственных связей, она тащила груз вечных проблем – огромная территория, хорошо, если наполовину освоенная; суровый климат; ревность вчерашних врагов... Правда, в России есть нефть и газ, что помогло как-то продержаться. Но зависимость от углеводородов – это и уязвимое место, поскольку цены на нефть и газ скачут иногда совсем непредсказуемо. К тому же главным бенефициарием здесь была крупная компрадорская буржуазия, чье влияние на развитие страны трудно назвать благотворным.

Прошло два с лишним десятилетия. И что мы видим?

В обеих странах полно проблем – с коммунальным хозяйством, социальными вопросами, депрессивными территориями, коррупцией.

«Обреченная» Россия располагает не только природными ресурсами, но работающей промышленностью. Экономика хоть и неровно, но растет. Внешние долги закрыты. Уровень жизни повысился. Глава государства пользуется поддержкой подавляющего большинства граждан. Само государство крепко стоит на ногах. Влияние России в мире уже никто не может игнорировать.

«Перспективная» Украина в долгах как в шелках. Экономика падает. Государству не хватает 35 миллиардов долларов, чтобы не рухнуть немедленно в полный дефолт. Политическая система практически не работает. В стране случился государственный переворот и не осталось ни одного лидера, располагающего сколько-нибудь значительным уровнем доверия. Вместо выборов – Майдан. Государство фактически под внешним управлением...

Как же так случилось?

Россия – не Украина

В 90-х годах в обеих бывших советских республиках происходило примерно одно и то же: либерализация, приватизация, бандитизм, олигархат, упадок государственности, массовая нищета, нежные удушающие объятия Международного валютного фонда... Россия пыталась спастись нефтью и газом, Украина – национальной идеей. Причем идея была предельно простой: «Украина – не Россия».

Воплощение идеи привело к тому, что страна разделилась на три неравные части. Пассионарные и бедные западные области, где много лет культивировались антирусские настроения, захватили инициативу. Интеллигентский русскоязычный Киев с энтузиазмом схватился за украинство и европейство. И те, и другие всячески третировали «отсталые» регионы юга и востока. А юго-восток работал, выживал, оставался главным донором государственного бюджета – и терпел, пока совсем не допекли.

«Государственное строительство» на Украине свелось к полному блокированию идей федерализации страны и настойчивому вытеснению русского языка. Это в стране, где даже по официальным данным русских почти половина, а фактически русским языком предпочитают пользоваться 83% жителей! Последняя цифра – данные американского (!) исследования, так что «руку Москвы» тут не найдешь.

Что в итоге? Реализация мифологемы «Украина не Россия» сделало бывшую союзную республику протекторатом западных держав, в котором самым влиятельным политиком стал посол США. И политическое существование которого определялось разборками олигархических кланов, идя от майдана к майдану.

А вот в России на рубеже веков вектор развития изменился. Встряска 1998 года привела к радикальному изменению настроений как в обществе, так и в элите. Былые надежды на вхождение в семью «современных народов» на основе «общечеловеческих ценностей» рухнули. Президентом выбрали Владимира Путина. Началось постепенное вытеснение из власти компрадоров. Политика стала национально ориентированной. Сепаратизм придушили. Чеченскую войну закончили... И страна стала развиваться.

Не будем идеализировать – путинская Россия еще далеко не выздоровела. Но она есть. А вот Украина... Украины как государства практически не стало. Украина как страна на пороге новой Руины. (Руина – это период в истории Украины после смерти Богдана Хмельницкого, когда происходила «война всех против всех», Украину делили Россия, Польша и Турция, богатая земля пришла в полный упадок.) Большинство обычных людей еще пытаются продолжать обычную жизнь, но гроза рядом.

Украинствующие и майданствующие политики тоже это понимают – и пытаются перевести стрелки, дабы сплотить «народ» против «русской агрессии». Но трудно сплачивать против того, чего нет. Это же не имитация войны в заокеанской Албании...

Так что делать дальше?

Русская весна

Вопрос «Что делать Украине?» уже не стоит – нет такого субъекта международных отношений. Есть киевская хунта; есть получившие на откуп целые регионы олигархи; есть бесчинствующий «Правый сектор*»; есть бурлящие регионы юга и востока. Есть Крым, который отказался оставаться частью Украины. А субъекта – нет.

Что делать с Украиной России? Не обращать внимания не получится: если горит соседний дом, его надо тушить, чтобы свой не загорелся. Огромная «черная дыра» у самых границ протяженностью в тысячи километров  это поопаснее «пиратской республики Ичкерия» будет.

Ответ, пожалуй, один: «собирание земель». Россия, как показывает истерика американских и европейских политиков, сосредоточилась. Принудить ее что-то сделать вопреки российским интересам больше нельзя. Рациональных аргументов у западных деятелей нет. Визг американской послицы в ООН: «Вы не победители, вы побежденные!» – не только выдает реальный подход «цивилизованного мира» к нашей стране и всему постсоветскому пространству – он показывает бессилие.

Стало быть, у России есть все причины и возможности стоять на своем. И защищать Украину от полного краха. Больше этого сделать некому.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

ВЫ СОГЛАСНЫ С АВТОРОМ?

3360 голосов
111 голосов

..............