Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

6 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
26 июня 2013, 11:32 • Авторские колонки

Владимир Мамонтов: Про жаворонка

Владимир Мамонтов: Про жаворонка

Иногда надо как-то отъехать. Отцепиться. Забуриться, а то с ума сойдешь, покажется тебе Фейсбук ареной подлинной жизни, а это не так.

Некоторые сразу в Биарриц, посмотреть, как и что. Где Аксенов жил. Или там в Канкаль. Да и я, грешен, был там недавно. Там хорошо. Но был я в минувшую субботу, накануне Троицы, и в селе Пощупово под Рязанью. В Иоанно-Богословском монастыре. Что же я увидел там? А вот я перечислю, а вы уж сами смотрите, думайте, как жить, чему верить, за что бороться.

Теперь про жуков. Жуки имеются типа бронзовки. И какие-то еще пятнистые. Они жужжат

Видел я там мокрых, как воробьи, мужиков, стоящих в очередь за горячим травяным чаем. Они только что окунулись в купель со святой водой, температура которой стремится к нулю. Нормальные такие мужики. По-моему, даже пьющие, поскольку такая складка, от уголка глаза через щеку, она свидетельствует. Но они стояли просветленные. Гриш, чаю? Чаю, чего ж еще?

Рядом с ними их женщины. И тоже волосы мокрые, тоже из купели. Там теперь раздельная купель. Мужики справа, бабы слева. А позади, с отдельным входом – братия монастыря; мужской это монастырь, превращенный в советские годы в МТС, но оклемавшийся, отреставрированный и даже гордо возвысившийся. И раньше, в эпоху МТС у снесенной часовни купались по очереди, а теперь порядок, очереди нету даже.

Что я должен сказать о женщинах, они же бабы, кроме того, что и они были невысохшие воробьихи? На лицах тоже свидетельства разных счастий и несчастий, а у одной, наверное, пожара, но они не намеревались бросить своих мужиков, это точно. Рядом на качелях качались их малые бесхитростные дети, а старшие, уже исхитрившиеся, просили у них пятьдесят рублей на сладости. Отпившись чаем, они садились в свои машины – кто в КИА, кто в «Лады», а кто и в «Тойоты», и уезжали, жалея, что солнце поскупилось нынче вылезти, а оно, кстати, вечером-то и вылезло, для дотерпевших, когда в монастырский храм, уложенный душистым сеном и обставленный безвременно зарубленными березками, стали собираться с округи верующие.

Что еще вам рассказать? Ел я черный монастырский хлеб. Вкусен ли он? Если сравнивать с дорогим супермаркетом, то скромен. Никто в него семян тыквенных не толкал: плотная рожь, когда-то спасшая холодноватую для земледелия страну. Я его ел уже дома, отрезавши толсто, с монастырским же творогом, нежно пахнущим правдой хлева, и со сметаной – томленой, плотной, бескомпромиссной. А потом запил монастырским квасом на сухарях, поскольку квасной патриот, а я точно таков и есть, не может иначе завершить такое духоподъемное путешествие.

Теперь я буду не я, если не расскажу про землянику. Она тут прячется в травах лугов, а травы буйно цветут. И дети, а они, хоть и городские, а отвыкают от иксбоксов враз, находят ее зоркими глазками, рвут – и предлагают есть. Причем они, уже обучившиеся местным правилам, очень потешаются, когда городские хотят отделить листочки и плодоножку от мелкой ягоды: ну, это ж не клубника привозная! Ешьте с листочками! И правда – с листочками вкуснее. И практичнее. Как корюшку с хвостом.

Каждый день дети, которые незадорого живут с бабушкой в монастырской гостинице, видят кобылу Машу, которая везет под уклон четыреста литров молока. Вдоль монастырской стены, буквально в тоннеле из нависающих с обеих сторон деревьев, идет кусок крутой грунтовой дороги, и Маша, трепетно перебирая копытами, тихонько свозит вниз молоко. Она очень устает так стараться, и ее сразу отпускают пастись в нижние луга, где уже пасется ее жеребенок. Впрочем, это в прошлом году он был жеребенок: тонконог и подчеркнуто льнул к матери, а в этом году он конь и больше сам по себе. Потрется разок о мать: то ли любит, то ли комары заели, да и чешет то наискосок, то поперек.

Маша пасется рядом с коровьим стадом. Про коров ничего не скажу, коровы как коровы, только титьки у них просто огроменные, дед, а дед, ты видел? Молока дивно много, но они не мычат страстно, а ждут вечерней монастырской дойки. Чтоб досуха. Чтоб четыреста литров Маше аккуратно везти – не меньше. Охраняют коров собаки, полупородные, но умные: они собирают коров, разбредшихся по всем лугам, а лугов, красиво перемежаемых полями и куртинами, тут – до горизонта.

Теперь про жуков. Жуки имеются типа бронзовки. И какие-то еще пятнистые. Они жужжат, как положено, немолчно, лягушки квакают, кукушка в роще беспрестанно кукует. А в дубовой той роще, в землянках прежде обретались первые христиане, которым тут пожелал прижиться сам Иоанн Богослов. Есть такая легенда. Так ли? И святые отцы не настаивают, но роща таинственная есть. Сыра земля наличествует, и село Пощупово прежде именовалось Богослово. А Пощупово – это село потом стало, когда разбойники маленько монахов отодвинули. И был среди разбойников самый главный, Пощуп или Пощупов, профессиональная фамильная этимология, навроде Кузнецов или Колесов. Она и перебила божественное название. Ну, что там, ладно, дело прошлое. Из истории не выкинешь, тиран был, конечно, но село богатело. И на монастырь Пощуп, говорят, щедро жертвовал. Отмаливал грехи.

Рядом Ока. Говорят, не река, а распустеха. Весной разольется – ни вброд, ни мостом. А нам понравилась. Мы ж городские, нам в ней не тонуть, земляники поели, да и домой. Просто над ней небо свинцовое, а она серым неприбранным зеркалом лежит, босая как Айседора Дункан. И Есенин выходит во двор, а двор-то где-то в Брюсовом переулке, зевает, продирает зенки, да как сказанет:

Люблю твои пороки,
И пьянство, и разбой,
И утром на востоке
Терять себя звездой.

И всю тебя, как знаю,
Хочу измять и взять,
И горько проклинаю
За то, что ты мне мать.

Ну, это ладно, всему свое время, разберемся еще в этой неподсудной Госдуме инцестуальной коллизии. А пока дети читают не эти рисковые стихи шелапута Сергея Есенина, а «Маланья – голова баранья» Николая Лескова. Тоже, скажу вам, неоднозначное чтение, про смерть, про любовь, про нас с вами, мещан и обывателей, что божьего человека с живой душой используют – да и затопчут, не чихнут. Но это я одобряю пока что больше. Не читали сказки сей? Рекомендую, очень креативно.

Почитавши нравоучительного, показали мне детишки жаворонка. Он сидел на проводе. И я бы сроду не догадался, что это жаворонок. Но, оказывается, в полдень эта пичуга, несмотря на новые думские уложения или там загадку местопребывания Сноудена, взлетает в небо, висит там на месте, трепыхая крыльями, и поет. Дети считают, что он похож на колибри, поскольку видели глобалистскую колибри по спутниковому телику, а нашего жаворонка ни по какому не показывают. Но он есть вот тут, в волшебных местах под Рязанью. «В Рязани грибы с глазами, их едят, а они глядят!» – радостно сообщили мне дети, отчитавшись по землянике и жаворонку.

Знаю, знаю, в юные годы читал эпиграфом у любимого биаррицкого писателя Василия Павловича Аксенова.