Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

10 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

4 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
30 июня 2012, 14:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Како веруеши?

Михаил Бударагин: Како веруеши?

Говорят, чувства верующих страшно оскорблены, срочно требуется какое-нибудь возмездие, но попробуем хоть на минуту задуматься о главном: а во что вообще веруют наши верующие? Почему-то практика показывает, что не в Христа.

Одно из главных словосочетаний последних нескольких месяцев – «оскорбление чувств верующих». Верующие (обычно те, кто называет себя православными) то и дело оскорбляются и требуют, что твои мусульмане в самых радикальных их проявлениях, кого-нибудь распять, наказать, посадить или просто высечь на площади. Ничуть не претендуя на чувства этих самых верующих, позволим себе немного разобраться в том, что именно за веру они исповедуют. Осторожно отметим также, что Конституция РФ никоим образом не препятствует любому вероисповеданию: будь ты хоть даос, хоть поклонник вогульских шаманских практик – пожалуйста, все, что душе угодно.

Если задуматься, истина в верованиях наших оскорбленных, наверное, есть, но вот зачем при этом прикрываться Христом?

Оскорбленные верующие считают себя православными, и РПЦ прямо или косвенно поддерживает их в этом заблуждении.

На самом же деле собственно к христианству эта религия имеет весьма косвенное отношение. Прежде всего, потому что верующие во что-то полагают возможным сотрудничество церкви и государства, чему прямо противился Иисус Христос, говоривший о том, что кесарю нужно отдавать кесарево, а Богу лучше оставить Богово (Мф.22:15-22).

Христос, нищий проповедник из Галилеи, вообще крайне удивился бы не только царскому облачению иерархов церкви, их автомобилям и охране (вообще-то, верующего охраняет Господь, а не люди в черном – такие уж азы), но и, например, превращению храмов в какие-то клубы по интересам.

Когда олимпийская сборная России с карикатурно огромным чебурашкой благословляется в храме Христа Спасителя, это выглядит вопиюще кощунственно. Олимпиада всем людям в радость, но, во-первых, кажется, в Священном Писании ничего не сказано о профессиональных спортсменах, а во-вторых, Олимпиада исторически была посвящена богам Олимпа, то есть с точки зрения христианства – демонам. Сейчас уже, конечно, никто не поклоняется Аполлону и Дионису, но мы же говорим о символизме пребывания человека в храме Божьем. Чебурашка там причащается, надо понимать?

С языческими ритуалами у нынешних верующих тоже масса проблем. Масленица, например, или Новый Год с Дедом Морозом. Найдите-ка в Писании хоть слово об этих замечательных праздниках, второй из которых плавно переходит в Рождество Христово.

«Ну, это – наши традиции», – ответят нам верующие и окажутся совершенно правы. Действительно, традиции. Проблема, однако, состоит в том, что традиции – древние, укорененные в народной памяти, священные – это же и есть язычество. Мы, мол, испокон веку молимся своим перунам, и отвяжитесь, так еще деды наши делали и прадеды.

Собственно же христианство с явившимся на землю сыном Божьим есть ниспровержение традиций, есть радикальное обновление миропорядка, всего мироустройства и заодно – человека. Христос призывал мытарей, воинов и блудниц как раз отказаться от традиций, забыть об этих веках перемалывания самих себя в жерновах общины, рода и государства и выйти за начертанные кем-то границы. И узреть новое небо и новую землю, мир, где нет богачей и бедняков, иудея и эллина, а есть подвижничество духа во имя веры. То есть исторически так сложилось – это не христианский аргумент, а как раз какой-нибудь вогульский.

Наверное, совсем не стоит упоминать об отношении Христа к богачам, которых так приветствует нынешняя РПЦ. Понятно, что бросить золото к ногам божества – это что-то из арсенала инков, у них там любили блестящие побрякушки.

Возможно, отдельно стоит остановиться на чудесах: они очень любимы и верующими, и пастырями. Чудодейственные мощи, благодатный огонь, намоленные места, чудодейственные исцеления – все это очень мило, конечно, но как тут не вспомнить одинокого, маленького и слабого богочеловека, который в пустыне бросил в лицо Сатане полные горькой правды слова о том, что не станет он потехи ради превращать камни в хлеба (Мф.4:3).

Чудеса – это не христианство, потому что само христианство – это уже чудо.

Но верующим такого чуда мало, потому что верят они во что-то совершенно иное. Мне трудно сказать, во что именно – что-то там есть от традиционного русского язычества, что-то – уже от протестантской этики общественной пользы, какая-то часть – действительно от Христа, кое-что осталось, контрабандой смогли пронести.

Достоевский, бывший православным христианином, писал о том, что если бы выяснилось, что Христос – это не истина, то он предпочел бы остаться с Христом, а не с этой странной истиной, и сегодня как-то очень хорошо понятно, что именно он имел в виду.

Если задуматься, истина в верованиях наших оскорбленных, наверное, есть, но вот зачем при этом прикрываться Христом как пугалом – понятно не вполне.

Это ведь тут кого-то можно еще обмануть разговорами о том, что Масленица – оно ведь наше, родное, но там-то – никого уже не обманешь. За сто рублей, свечечку или олимпийского чебурашечку в рай не проскочишь.