Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
26 марта 2012, 11:00 • Авторские колонки

Максим Соколов: Предварительные итоги кощунства

Максим Соколов: Предварительные итоги кощунства

Далеко не все православные верующие, включая автора этих строк, в полном восторге от нынешнего священноначалия. Многочисленные немощи и соблазны, одолевающие земную Церковь, приметны многим.

И даже еще печальнее. В иных случаях нельзя отделаться от ощущения, что иными пастырями движет явная прелесть. Да и уклон в ренессансное папство (правда, без таких побочных результатов, как Рафаэль и Микеланджело) не на всех производит приятное впечатление. Особенно если учесть, сколько аргументов ренессансные папы доставили Лютеру, открывшему эпоху великих бедствий Германии и Европы.

Ничто не мешает собраться вокруг поэта Д. Л. Быкова, чтобы поэтарх пас овец своих, возрастающих в силе либерального духа

Все так, и надо пытаться что-то с этим делать, потому что такое превышение меры в соблазнах добром не кончается. Всех нас ждет ответ, а епископов – сугубо и трегубо. Очень тяжкое и опасное служение.

Но все эти невеселые настроения, совсем не вчера возникшие, имеют мало касательства к нынешнему массовому поношению Русской православной церкви и ее предстоятеля, наблюдаемому ныне в обществе. То есть в прогрессивной его части.

Заметим прежде всего, что в обстановке наката – и даже бешеного наката – не решаются сложные вопросы, прежде всего требующие не навредить. Реформация тоже казалась простым решением вопроса, различные схизмы – тоже. Полезному душеспасению это мало способствовало, не говоря уже об устройстве дел земных. Говорить о серьезных вещах и о больных вещах надо не в условиях эмоционального буйства, когда люди показывают, что они мудры, как голуби, и кротки, как змии, но тогда, когда настает протрезвление.

Когда Церкви и патриарху инкриминируется уже абсолютно все – вплоть до того, что он не требовал и не требует немедленного упразднения некрополя у кремлевской стены, когда сказали – виноваты, не сказали – виноваты, выступили против – как посмели, молча стерпели – чует кошка, чье сало съела, – это случай, когда диалог имеет мало смысла. Такой накат идет, когда главная и при этом единственная претензия – по земельному вопросу. Кто кого в землю закопает. Опять кто-то не помнит, как выглядел такой накат в 20-30-е гг., а кто-то и помнит. А также и более ранние времена с призывом «Раздавите гадину!». Просветители вышли в рабочий режим, и тут лишь остается помнить: «Non praevalebunt portae unferni». К великому огорчению прогрессивной общественности.

По существу же вопроса можно лишь констатировать, что к Церкви и священноначалию явлены следующие претензии:

Церковь, причем как клир, так и миряне, должна исповедовать те же принципы, которые считает правильным внешний критик. Если он считает, что православная вера должна быть эквивалентна толстовству, правозащитной активности, общему либерализму, теологии освобождения в варианте антипутинизма, а миряне и клир не исполняют этих требований, то эта Церковь не имеет права на минимальное уважение, а в варианте С. А. Белковского, опубликованном на портале Кредо.ру, даже и на существование: «РПЦ МП должна быть распущена». То, что православные думают и веруют не по-нашему, есть достаточное основание для «Ату! Ату!». Не совсем ясно, какие после этого могут быть претензии к большевикам, которые полагали точно так же.

Более мягкая форма претензий заключается в угрозе уйти в другую юрисдикцию или создать новую – истинно православную, но в то же время истинно либеральную и гуманную, а нынешнее священноначалие отныне для нас клоуны и вообще тьфу.

Если священноначалие отрицается не по причинам каноническим, но просто поскольку не нравится оно мне – что ж, вольному воля. Светские законы не наказуют за выход из православной ограды и еще менее наказуют тех, кого в этой ограде и не стояло. Существует довольно инославных конфессий, а равно и сект с ересеучителями, и закон не возбраняет примкнуть к таковым.

Бесспорно, у принимающих участие в нынешнем накате (речь идет, скорее, о соблазненных, у соблазнителей могут быть более ясные представления, да и более ясные цели), как правило, не вполне адекватные представления о том, какая свобода будет им обеспечена в других конфессиях или сектах, буде они туда примкнут. Как правило, жанр «Тьфу мне на вас, перейду в другую веру» приводит к быстрому дроблению на различные толки и согласы (точнее даже несогласы) – но, опять же, вольному воля. Если кто не знаком с церковной историей, а также с историей сект (да и вообще мало с чем знаком в рамках данной тематики), не станешь же его насильственно ознакомлять – это было бы грубым насилием над свободой совести.

Поскольку представления о дикости Русской церкви, а равно и о том, каким должно быть истинно-просвещенное православие, давно уже и задолго до нынешнего соблазна излагались, например, поэтом Д. Л. Быковым, ничто не мешает собраться вокруг него, чтобы поэтарх пас овец своих, возрастающих в силе либерального духа. Сколь это будет достойно и пристойно – иной вопрос, но, по крайней мере, не будет влезания в чужой монастырь со своим уставом. Желательно, чтобы не было и влезания в чужой храм Христа Спасителя со своим молебном – для того будут храмы и молитвенные дома новой конфессии, и там можно будет молиться кому угодно о прогнании В. В. Путина. Не занимайтесь религиозным самозванством, будьте равны себе – и будет вам то счастье, которого вы заслуживаете.

Что же до многочисленных и прискорбных немощей Русской церкви, ими лучше заниматься тем, кто с большим уважением относится к ее Преданию и канонам.

..............