Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
13 сентября 2011, 09:00 • Авторские колонки

Максим Кононенко: Здравствуй, Бим! Здравствуй, Бом!

Максим Кононенко: Здравствуй, Бим! Здравствуй, Бом!

Такое даже Виктору Пелевину не могло прийти в голову: ведущие политические аналитики самой большой страны в мире всерьез занимаются толкованием доктрины актера и священника Ивана Охлобыстина.

Предмет толкования при этом совершенно не очевиден. Что именно толковать? Личность Ивана? Текст его шизофренического выступления в Лужниках? Тариф «Доктрина 77» мобильного оператора «Билайн»? Заявление об участии в президентской кампании? С какой стороны ни подойди – всё получается глупо. Но толковать-то надо. Вот и я, смотрите, пишу уже второй текст про актера Ивана Охлобыстина, притом что я ничего не понимаю в кино и ни одной серии сериала «Интерны» не видел. Почему? А потому что больше толковать нечего.

Явлинский и Охлобыстин – это коверные клоуны, которых выпускают на манеж во время смены акробатического реквизита

Иван Давыдов заметил, что в минувшее воскресенье первыми теленовостями в федеральных выпусках шли новости о доктрине Ивана Охлобыстина и о съезде партии «Яблоко». И только потом – похороны в Ярославле и выступление президента на форуме там же. Это, разумеется, удивительно. Вот только какие из этого делать выводы-то?

Какие делать выводы из того, что на съезде партии «Яблоко» многие ее делегаты с удивлением узнали, что Григорий Явлинский, оказывается, не умер давно, а живой и даже собирается баллотироваться в президенты? Ну то есть смешная, конечно, ситуация – но зачем ее вытаскивать в прайм-тайм федерального телеэфира?

Мне вообще не свойственно задавать столько вопросов в своих текстах, но здесь уж приходится – это как бы те самые вопросы, которые задают себе и окружающим все более-менее наблюдательные люди, которых, как и меня, очень удивляет происходящее.

Однако по трезвом размышлении картинка из всех этих калейдоскопических осколков складывается довольно логичная. И смысл происходящего, как мне видится, заключается именно в том, что аналитики с жадностью кинулись толковать людей вроде Охлобыстина и Явлинского и тем самым заполнили собой пространство дискуссии.

Просто интрига с президентскими выборами слишком уж затянулась. Перед прошлыми выборами тоже была интрига, но напряжение ее было не столь велико, поскольку сама комбинация вообще не очень просматривалась. И чиновники с губернаторами не знали, у какой из дверей занимать очередь, просто потому что потенциально правильные двери не были обозначены даже ориентировочно. Медведев и Иванов к осени 2007 года, напомню, вообще исчезли из перспективных политиков. Перспективным был премьер-министр В. З., имя и фамилию которого сейчас вряд ли кто-нибудь вспомнит с первой попытки.

Теперь же ситуация принципиально иная. Два полюса очевидны. Вне зависимости от того, будет ли выбор сделан между этими двумя полюсами или же будет кто-то еще, напряжение сейчас именно между двумя известными. Это напряжение – те самые чиновники и губернаторы, олигархи и присосавшиеся. Им надо знать, к каким кабинетам выстраиваться. Им это важно. И они очень волнуются.

Но сигналы, исходящие от полюсов, совершенно невнятны. А главное – эти сигналы поглощают друг друга. Амфоры поглощаются техосмотрами, нанотехнологии поглощаются оборонной промышленностью. В одну неделю понятно, что будет вот этот. В другую – что определенно будет другой. И так уже несколько месяцев. Аналитики истощены и пьют горькую. Аналитики дезориентированы и лишены пищи.

Чем можно помочь аналитикам (а вслед за ними – и пикейным жилетам, а вслед за ними – и обычным зевакам у телевизоров), если нельзя называть кандидата?

А кандидата называть нельзя – вспомните о напряжении. Как только он будет назван, вся толпа ринется от одних дверей к другим. Корабли после таких перебежек переворачиваются, а лодку, как известно, не надо раскачивать. Как минимум до парламентских выборов прояснять интригу нельзя.

Значит, надо бросить аналитикам какую-то фальшивую кость. Вроде тех, что продают в магазинах для собак: скрученные из свиной кожи, эти кости можно глодать очень долго. И вкус все равно будет.

Вот вам и кости: Михаил Прохоров, Григорий Явлинский, Иван Охлобыстин. Ну хорошо, Прохоров все же человек довольно независимый и, быть может, действует из убеждений (лично я в это не верю, но придумать, чем таким можно обязать вышедшего в кэш миллиардера, у меня пока не получается). Но Явлинский и Охлобыстин – это безусловные кости. Это коверные клоуны, которых выпускают на манеж во время смены акробатического реквизита. Чтобы публика не скучала, коверные развлекают ее всякими жестокими глупостями.

Явлинский и Охлобыстин – это Бим и Бом современной российской политики. Технология была опробована еще на прошлых выборах, где подобным коверным выступал предводитель всех русских масонов великий мастер Андрей Богданов. И тогда она показала свою эффективность – на одном из эфиров на представителя Богданова даже напал Жириновский.

Теперь представьте себе какие-нибудь дебаты, где принимает участие Иван Охлобыстин. В своих желтых очках, со своими поклонниками и со своими прогонами вроде: «Бог создал нас по законам физики и биологии». Разве кто-нибудь услышит на этих дебатах что-нибудь еще? Да нет, не услышит.

Я и сам два раза был в такой ситуации. В первый раз я дебатировал с Никитой Белых, который тогда был председателем федерального политсовета СПС. Никита был представитель партии, а я – вольный болтун. Я мог говорить всё, что угодно, а Никита – только то, что соответствовало линии партии. И я выиграл у него с большим перевесом.

А во второй раз я дебатировал с Юлией Латыниной. Я тогда был членом высшего совета партии «Гражданская сила», а Юлия Леонидовна – вольным болтуном. Она могла говорить всё, что угодно, а я – только то, что соответствовало линии партии. И Латынина выиграла у меня с большим перевесом.

И вот представьте себе, что вы обосновываете налоговую политику или, скажем, социальные обязательства. А вам в ответ: «Бог создал нас по законам физики и биологии». Ну что на это ответить? Ничего.

И Охлобыстин, разумеется, выиграет с большим перевесом.

Заметьте, я совершенно не утверждаю, что Бим и Бом – это проекты Кремля. Как раз наоборот! Иван Охлобыстин вполне мог взять у «Билайна» подряд на рекламу тарифного плана для «Евросети». Или наоборот – впарить «Билайну» придуманный им самим в «Евросети» план. А потом на полученные деньги устроить это представление в стилистике «Ленин – гриб». А чего ему предъявишь? Реклама сделана? Сделана. Теперь все знают про тариф по рупь семьдесят семь. И будут покупать его, потому что Иван Охлобыстин крутой. Да и Явлинскому не предъявишь шашни с Кремлем. Если даже делегаты съезда его партии думали, что он давно умер, то здесь о конъюнктуре говорить не приходится.

Но мешать этим клоунам Кремль, конечно, не станет.

Потому что пауза затянулась.

А Бим и Бом ее собою заполнят.

..............