Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
25 июля 2011, 11:53 • Авторские колонки

Михаил Соломатин: Крестовый поход инфантилов

Михаил Соломатин: Крестовый поход инфантилов

Читая манифест норвежского террориста, ожидаешь увидеть в нем отражение какого-то совершенно фантастического, непредставимого зла, а находишь лишь то, что можно прочитать в каждом втором российском блоге.

Последнее время комментарии к терактам стандартизировались. Поэтому не было ничего удивительного в том, что уже через считанные минуты после первых известий из Норвегии блогосфера уверенно заговорила об исламистах. Новость о том, что убийцей оказался не мусульманин, вызвала ощутимый ступор. Потом, конечно, когнитивный диссонанс рассосался, оценка усложнилась, расщепилась надвое, и необходимые выводы наконец были сделаны. Одни заключили, что виноваты все-таки мигранты и пустившие их в Европу «леваки»; другие, наоборот, обвинили правых, чересчур заигравшихся в спасение западной цивилизации. Что ж, обе точки зрения хорошо известны, под любую из них можно подвести неплохую доказательную базу, но в данном случае они не пригодятся, поскольку не дают ответа на вопрос о масштабах произошедшего, особенно в применении к Норвегии, стране, в которой в год происходит столько же убийств, сколько в Москве за новогодние праздники. Проще всего было бы объявить Андерса Беринга Брейвика случайным психом, которых, увы, в наше время хватает, но этот вариант отпадает: слишком уж тщательно самочинный «крестоносец» вписал себя в социально-политический контекст эпохи.

Общество потребления учит не ограничивать себя, а наоборот, удовлетворять потребность по мере возникновения. Даже такую, которая возникла у Брейвика

Многие чувствуют сейчас, что в Норвегии случилось что-то новое, ранее не виданное. Можем ли мы надеяться, что теперь исламисты будут устраивать теракты реже? Не думаю, что у кого-нибудь есть такая уверенность. Правильнее будет сказать, что теракты теперь пойдут и от противоположной стороны. Тогда что это за сторона? Где этот новый источник экстремизма? Кто-то уже назвал Брейвика христианским фундаменталистом, но это очевидная ерунда, хотя норвежец и апеллирует к христианским ценностям. Дело в том, что его идеология, которую будущий убийца изложил в «Декларации независимости Европы 2083 года», хорошо известна и не является экстремистской сама по себе. Экстремизм не во взглядах Брейвика, а в его действиях. У нас в России каждый день печатаются статьи более радикальные, чем «Декларация», но их авторы не стреляют по участникам молодежных лагерей.

В человеческом обществе давно сложились механизмы, стопорящие массовую агрессию. В частности, для совершения убийства необходимо перепрыгнуть через очень высокий психологический барьер. Преодолению этого барьера способствуют, в том числе, экстремистские идеологии, которые тем самым становятся маркером, позволяющим обществу распознавать зараженные области. Эту заразу можно худо-бедно лечить или хотя бы изолировать. Именно так этот механизм всегда и действовал. И вот теперь мы обнаруживаем, что никакой маркировки нет.

#{image=538869}Если бы у Брейвика обнаружились какие-то выдающиеся по степени человеконенавистничества взгляды, нам было бы гораздо проще. Но таких взглядов у него нет, и именно в этом заключается главная опасность. Из полутора тысяч (!) страниц его манифеста нет ни одной, позволяющей понять, откуда следует расстрел на острове Утойя. Читая манифест норвежского террориста, ожидаешь увидеть в нем отражение какого-то совершенно фантастического, непредставимого зла, а находишь лишь то, что можно прочитать в каждом втором российском блоге. И теперь наша проблема не в том, что Европу ждет восстание мифических «христианских фундаменталистов», а в том, что мы вообще не можем предсказать, кто и под какими лозунгами начнет завтра расстреливать людей. Может быть, это будет бунт пешеходов против машин, может быть, восстание микроблогеров против велосипедистов.

В мире самозародилась совершенно новая «технология» подготовки фанатиков. Мы вступаем в эпоху, когда теракты становятся продуктом общества потребления. Самой информативной частью «Декларации» стала фотогалерея Брейвика. Именно она позволяет понять мотивы террориста. Молодой норвежец, выросший без отца, захотел продолжить игры в солдатики и вообразил себя современным крестоносцем, эдаким гламурным красавчиком с элементами гей-эстетики. Инфантилизация – вот главный бич современности. Члены социума физически взрослеют раньше, чем у них успевают выработаться механизмы, стопорящие асоциальное поведение. Порой возникает ощущение, что из мира вообще исчезли взрослые – рассудительные, наученные жизненным опытом люди.

Брейвик хочет рассказать на суде, что его толкнуло на массовые убийства. Стоит ли давать ему слово?




Результаты
62 комментария

Непостижимым образом человеческая жизнь резко подешевела, причем произошло это после продолжительного роста ее «стоимости», на самом гребне гуманизма. Вероятно, эти процессы имеют аналогии в экономике – за подъемом следует спад. С примерами сложно, поскольку процессы, идущие в общественном сознании, сложно переводить в колонки цифр, но один пример напрашивается сам – уж слишком грандиозный кризис человечности разразился в 1910-е годы прошлого века. У нас нет никаких оснований надеяться, что ничего подобного не случится в будущем.

Разумеется, у меня есть свое отношение к проблеме миграции, но оно сейчас не имеет значения. Проблема должна ставиться так: как нам избежать повторения таких трагедий, как та, что случилась в Норвегии. Рецепт «не пускать мигрантов» уже не подходит. Кризис мультикультурализма – это процесс, идущий одновременно с двух сторон. Не только мигранты не намерены ориентироваться на европейскую культуру, но и сами европейцы стремительно утрачивают качества культуртрегеров, утрачивают то самое свойство терпеть, которое воспел Киплинг в «Бремени белых». Это естественно: общество потребления учит не ограничивать себя, а наоборот, удовлетворять потребность по мере возникновения. Даже такую, которая возникла у Брейвика. Не суровые фанатики угрожают миру, а великовозрастные дети. Это совершенно новая проблема, решать которую мы пока не умеем.

..............