Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
10 июня 2011, 17:30 • Авторские колонки

Кирилл Бенедиктов: Дистанции огромного размера

Кирилл Бенедиктов: Дистанции огромного размера

С утра по дороге на работу я стал участником ДТП. Дело было так. Я ехал – с небольшой, надо заметить, скоростью, поскольку только что выехал с перекрестка, на котором ожидал зеленого света – в левом ряду, рядом с трамвайными путями.

Впереди с такой же скоростью шли две машины, справа тоже кто-то ехал, но чуть медленнее (впрочем, для 9 часов утра в Москве это была еще приличная скорость потока).

Вдруг впереди через дорогу побежал пешеход. Делал он это, как водится, в месте, не предназначенном для перехода дороги, а там, где ему показалось это удобным. Ему удалось прошмыгнуть между машинами, и те автомобили, что двигались передо мной, предсказуемо затормозили.

Создается впечатление, что для некоторых водителей интервал между машинами в соседнем ряду является своего рода вызовом

Затормозил и я.

Поскольку я всегда стараюсь держать разумную дистанцию, ничего аварийного в создавшейся ситуации не было. Но тут я увидел в зеркале стремительно приближающуюся ко мне сзади машину и услышал визг тормозов.

В следующую секунду мой автомобиль бросило вперед. Между мной и передней машиной было метра два; этого оказалось недостаточно.

Классическое столкновение трех автомобилей, два из которых стоят, а третий на большой скорости влетает в зад среднему.

Я включил аварийку и вышел из машины. «Дэу», в которую меня внесло, к счастью, не пострадала – ни у нее сзади, ни у меня спереди не было даже царапины. Зато виновник ДТП – «двенадцатые» «Жигули» – пребывал в плачевном состоянии. Фары разбиты, капот смят в гармошку, из разбитого аккумулятора текла, пузырясь, кислота.

За рулем сидел ошеломленный мужчина в очках, вполне интеллигентного вида, не похожий ни на наглого лихача, ни на обкуренного юнца, ни на джигита, впервые спустившегося с гор и недавно купившего права.

Пока мы ожидали инспектора ДПС (ждать пришлось долго – по телефону нам сообщили, что по району работают три группы дорожных полицейских, а ДТП «много»), он рассказал, что это уже вторая авария, в которую он попадает за неделю. Первая – по странному стечению обстоятельств – произошла на этой же улице, только чуть дальше в сторону области, и в тот раз въехали в него. «Что же вы так невнимательно», – укорил я. «Сам не знаю, – честно ответил он. – Задумался».

Однако, задумавшись, он продолжал рефлекторно разгоняться (до этого, напомню, все мы стояли на светофоре, ожидая зеленого света) и разогнался до вполне приличной скорости.

Известно, что опытный водитель смотрит не только на машину, которая едет непосредственно перед ним, но и на ту машину, которая едет дальше; он, задумавшись, не обратил на перебегавшего дорогу пешехода никакого внимания.

Ну и, главное, – он совершил роковую, но очень распространенную на наших дорогах ошибку – не держал дистанцию.

Москва аккумулирует на своих дорогах огромное количество неадекватных водителей. Пьяных, обкуренных, находящихся в состоянии перманентного стресса

Почему-то – и я, честное слово, недоумеваю по этому поводу – держать дистанцию у нас считается дурным тоном. Как будто если ты движешься на безопасном расстоянии от впереди идущей машины, это делает тебя трусом или, хуже того, чайником. Более того, создается впечатление, что для некоторых водителей интервал между машинами в соседнем ряду является своего рода вызовом – они тут же бросают своего железного коня в этот просвет, стремясь свести дистанцию к нулю. И хорошо еще, если они используют при этом поворотники.

Дважды на моих глазах происходили однотипные аварии – водитель неожиданно перестраивался в соседний ряд, не утруждая себя включением поворотника. Все, чем он  руководствовался, – наличие небольшого пространства между автомобилями соседнего ряда. Оба раза это заканчивалось столкновением с идущими сзади машинами.

Как правило, это несерьезные ДТП, хотя в моем сегодняшнем случае «Жигули» пришлось увозить на эвакуаторе. Но их очень, очень много.

Некоторое время я вел счет крупным и мелким авариям, которые видел на московских дорогах. В среднем в день получалось три ДТП – иногда больше, иногда меньше. Сегодня, например, их было четыре, включая и то, в которое попал я сам. Среди них был сбитый «универсалом» мотоциклист – зрелище довольно тягостное. Пока мы с инспектором оформляли бумаги о ДТП, по рации ему сообщили еще о двух авариях с участием мотоциклистов – меньше чем за час. Не знаю официальной статистики, но мотоциклисты явно находятся в группе риска. Недаром суровые дальнобойщики цинично называют их «хрустики».

Итак, три ДТП за день, притом что мой обычный маршрут «дом-работа-дом» составляет чуть больше 25 километров.

За год жизни в Бельгии я видел две аварии, причем одну из них устроил мой однокурсник-чех, пытавшийся припарковать свой «Фольксваген» на площадке перед колледжем после посещения старинной монастырской пивоварни.

Но Бельгия, в конце концов, страна медлительных и добродушных бюргеров, которым при всем желании не сравниться с русскими, известными любителями быстрой езды.

Немцы, гоняющие по своим великолепным автобанам со страшными скоростями, даже в таком веселом деле ухитряются быть занудными приверженцами прусского орднунга – держат  точно выверенный интервал между машинами, словно в голове у них встроенный компьютер с круиз-контролем.

Тьфу на них, этих скучных европейцев.

Перенесемся в полную страстей Латинскую Америку. В прошлом году мы с женой провели полтора месяца в Перу – фантастической стране, которую населяет веселый и приветливый, пусть и небогатый народ. Поскольку в наши планы входило познакомиться с Перу как можно ближе, мы взяли напрокат маленький джип «Сузуки Витара» и отправились в путешествие по побережью, а затем рванули в горы.

Возможно, стоит пойти дальше и снимать на камеры случаи неадекватного поведения на дорогах и тех автовладельцев, на машинах которых нет проблесковых маячков

Проехали мы в общей сложности около четырех тысяч километров, по дорогам разной степени сложности (в том числе и по горным тропам, которые иначе как «козьими» назвать сложно, хотя применительно к Перу правильнее было бы назвать их «ламьими»). Много ездили и по Лиме – огромному и очень хаотичному мегаполису, и по небольшим городам, в каждом из которых были свои особенности дорожного движения. Например, в Чиклайо почти не встречались машины в нашем понимании этого слова, зато все улицы были запружены крошечными мото-такси, крытыми повозками для двоих пассажиров, прикрепленными к мотоциклу. Это очень юркий, мобильный и совершенно непредсказуемый для европейского водителя транспорт.

Ездили мы и по ночной Пан-Американа – дороге, пересекающей всю Южную Америку с севера на юг, обгоняя ревущие многотонные фуры и соревнуясь с бешеными грузовиками и сияющими во тьме туристическими автобусами.

За все это время мы видели одну (повторяю – одну!) аварию, правда, очень серьезную. Две фуры, смятые в гармошку, лежали в глубоком кювете в пустыне на обочине Пан-Американа. И все. Больше никаких ДТП, ни в Лиме, где дорожное движение, на мой взгляд, гораздо экстремальнее, чем в Москве, ни в горах, ни на побережье.

(Да, в новостях периодически сообщают об упавших в пропасть автобусах – это своего рода «черная визитная карточка» Перу. Но надо иметь в виду, что состояние очень многих горных дорог в этой стране иначе как «чудовищным» не назовешь, а автобусы – единственный доступный для большинства населения вид транспорта. Я же сейчас говорю о бытовых ДТП – по моему личному опыту их там очень мало. И это несмотря на бурный латиноамериканский темперамент перуанцев).

За две недели, проведенные этой весной в родной Белоруссии, я не наблюдал ни одного ДТП. И в прошлом году тоже. Это, разумеется, не означает, что там их нет – просто встречаются они гораздо реже, чем в Москве.

О чем это говорит?

В первую очередь, конечно, о том, что «нерезиновая» аккумулирует на своих дорогах огромное количество неадекватных водителей. Пьяных, обкуренных, находящихся в состоянии перманентного стресса. Их никто не считал, но очевидно, что их очень много.

И многие из них становятся участниками или жертвами ДТП.

Но если бы дело было только в этом, проблема была бы достаточно легко разрешима.

Беда в том, что в ДТП постоянно попадают люди вполне адекватные – взять хотя бы сегодняшнего интеллигентного водителя «Жигулей». Он просто «задумался». А поскольку дистанцию держать не привык, то эта задумчивость привела к печальному финалу.

На днях в эфире одной из радиостанций обсуждали исследование, проведенное в США – что больше всего раздражает в поведении водителей на дорогах. Надо заметить, что американцев раздражают довольно странные вещи – ну, например, когда кто-то на дороге одновременно ведет машину и набирает на мобильном СМС. Нет, я не спорю, это действительно опасное занятие, но сказать, чтобы это был главный раздражающий фактор? Может быть, мне просто не часто встречаются такие персонажи?

А вот что меня удивило, так это мнения некоторых водителей, звонивших на радио. Выяснилось, что наших рыцарей дорог возмущают совсем другие вещи. Например, бурю раздражения вызвали автолюбители, «принципиально соблюдающие правила». И сами не едут, и другим не дают!

Но позвольте, коллеги. ПДД, как втолковывал нам давным-давно инструктор в автошколе, действительно «писаны кровью». И можно сколько угодно смеяться над ботаниками и лохами, которые их соблюдают, но правила создавались именно для того, чтобы свести к минимуму риск аварий. Звучит, конечно, глупо, но именно строгое следование ПДД является главной гарантией от смерти – ну и более мелких неприятностей – на дороге.

В ситуации, когда соблюдать ПДД там, где поблизости не видно инспектора дорожной полиции, считается признаком слабоумия, законопослушный водитель неизбежно попадает в группу риска

Конечно, только в том случае, если их соблюдают все. В ситуации, когда соблюдать ПДД там, где поблизости не видно инспектора дорожной полиции, считается признаком слабоумия, законопослушный водитель неизбежно попадает в группу риска. Его будут «учить» – подрезать, резко тормозить перед самым его носом, возмущенно «бибикать». И в конце концов, вполне возможно, отобьют желание следовать правилам. Тогда он присоединится к большинству – со всеми вытекающими отсюда последствиями.

(Из вышесказанного вовсе не следует, что автор этих строк хочет выглядеть совсем уж белым и пушистым. Правила нарушать приходится, хотя я стараюсь делать это как можно реже. Однако налицо интересная зависимость – там, где все ездят «как надо» – в Западной Европе, например, или в той же Белоруссии – даже желания нарушать правила не возникает).

В каменных джунглях нашего мегаполиса обитают хищники пострашнее ягуаров амазонской сельвы. Страшны они, главным образом, своей непредсказуемостью.

Очень опасны, например, бомбилы. Их жадность и глупость приводит иногда к самым трагическим последствиям.

Прошлой осенью я наблюдал, как водитель старенького «Опеля» – нехарактерная машина для бомбилы, предпочитающего раздолбанную «классику» – рванул через два ряда к обочине, на которую вышел голосовать смуглолицый гастарбайтер. В результате грузовик, шедший по правой полосе на большой скорости, вильнул, проскочил у меня перед носом, выехал на встречку, и, чтобы не столкнуться с несущимся ему в лоб автобусом, продолжил движение, выскочив на тротуар и врезавшись в бетонный забор. Вся сцена очень напоминала голливудский фильм – тормозящие с визгом машины, несущийся наперерез потоку грузовик, падающая стена... только это был не фильм, а вполне реальная жизнь, и пострадали от глупости и жадности бомбилы вполне живые люди (по крайней мере, водитель грузовика).

Есть еще категория нетерпеливых водителей, которые не любят стоять на светофорах. Зеленый свет зажжется еще очень нескоро, а им уже невтерпеж, они уже поехали. Такая спешка вызывает недоумение, особенно когда дело происходит на перекрестке и откуда-нибудь справа выруливает запоздавший автомобиль. Удар, скрежет металла, отборный мат. Ну и кто куда спешил, спрашивается?

Общим местом стало обвинять во всех бедах на дорогах сотрудников ГИБДД. Мол, если бы они больше думали об обеспечении безопасности движения и меньше – о пополнении своих карманов, глядишь, народ стал бы куда законопослушнее.

Отчасти это справедливо. В той же Белоруссии, например, самое страшное для водителей сейчас – это нарушение скоростного режима. За превышение скорости на пятнадцать километров в первый раз штрафуют, во второй могут лишить прав. Предлагать взятку бесполезно – данные с радара идут прямиком на центральный компьютер, о каждом случае превышения составляется рапорт (естественно, с указанием наложенного взыскания). Конечно, скорость все равно превышают – большинство водителей ездит с антирадарами, но совсем уж запредельного лихачества на дорогах не видно.

А наша доблестная дорожная полиция разыскала в спецприемнике бомжа, попавшего под машину министра финансов Кудрина, и вручила ему штрафную квитанцию на триста рублей – за неправильный переход улицы. В СМИ просочилась информация, что ремонт «Ауди» министра, которую бомж слегка помял при столкновении, тоже хотят заставить оплатить его. Зная чрезвычайную рачительность министра финансов (недавно он предложил обложить налогом питьевую воду в офисах), поверить в это нетрудно – вот только непонятно, откуда бомж возьмет несколько сотен тысяч на ремонт дорогой машины представительского класса – почку продаст, что ли?

Так что дело не только в дорожной полиции. Разруха, как верно писал Булгаков, прежде всего в головах. Если мы сами будем стремиться ездить правильно, на дорогах станет куда безопаснее.

Пишу эти слова и понимаю, как наивно и даже глуповато это звучит. Ведь оттого, что вменяемые люди ездят, стараясь соблюдать правила и держать дистанцию, количество неумелых, незаконопослушных и просто отмороженных водителей не уменьшается.

Может быть, ситуацию смогут исправить камеры видеонаблюдения. Некоторым моим знакомым уже пришли по почте квитанции на штрафы за превышение скорости – их зафиксировали беспристрастные электронные глаза. Теперь эти знакомые стараются ездить осторожнее – по крайней мере, на тех трассах, где их «запалили». Уже какой-то прогресс, хотя и относительный.

Нужны эффективные методы общественного контроля. Сейчас «синие ведерки» занимаются охотой на чиновных хамов, откровенно нарушающих не только ПДД, но и права других водителей – это, безусловно, нужное и хорошее дело. Но, возможно, стоит пойти дальше и  снимать на камеры случаи неадекватного поведения на дорогах и тех автовладельцев, на машинах которых нет проблесковых маячков. Найдутся те, кто возразит – мол, это попахивает стукачеством. Ну а если это поможет спасти чьи-то жизни?

Ну, и главное – ничего не получится, если у каждого из нас не будет развито чувство ответственности. Вот чего нам больше всего не хватает – и в личном плане, и в масштабах страны. Не хватает водителям, не считающим нужным держать дистанцию. Не хватает чиновникам, заботящимся о своем благосостоянии, а не о благе государства. Не хватает генпрокурору, который после целого ряда громких скандалов в своем ведомстве должен был бы по всем правилам подать в отставку.

Впрочем, между рядовым водителем и генпрокурором – «дистанции огромного размера», как выражался персонаж бессмертной пьесы Александра Грибоедова. Общее между ними только одно: и рядовой водитель, и генпрокурор – граждане России. А это значит, что оба ответственны за судьбу своего государства, хотя и каждый на своем уровне компетенции. Прокурор должен чувствовать ответственность за соблюдение законов на территории РФ, а не заниматься разводками между прокурорскими и бандитскими кланами и корпоративной борьбой со Следственным комитетом. А водитель обязан отвечать за жизнь и безопасность на дороге – свою и других граждан России.

И если каждый будет относиться к своей задаче ответственно, жить действительно станет лучше.

И даже, возможно, веселее.

..............