Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

20 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
20 октября 2011, 13:17 • Авторские колонки

Павел Данилин: Год без Лужкова

Павел Данилин: Год без Лужкова

Я еду в маршрутке по выделенной полосе Боровского шоссе. Рядом в пробке стоят автомобилисты. Они злы. Но еще полгода назад в пробке на Боровке стояли все. И злы были все.

Новации, произошедшие в столице с приходом нового мэра Сергея Собянина за год после отставки Лужкова, вызывают разные эмоции. Кто-то, как те же водители авто с Боровки, бесятся от того, что полос стало меньше. А кому-то нравится, что в кои-то веки из спального Солнцева можно въехать в Москву на автобусе не за час, а за 30 минут. На чьей вы стороне?

Город постепенно превращался из динамичной столицы в архаичный, деспотичный и некомфортный для жизни приют для чиновников разного уровня, богачей и олигархов

В Солнцево живут 120 тысяч человек, еще 115 тысяч – в Ново-Переделкино. Плотность населения, по сравнению с другими московскими районами, низкая. Собрать жителей с утра, перевезти их к метро, а вечером доставить обратно – все это дело отнюдь не простое. Тем более что Боровское шоссе многие хитрые водители использовали для обхода Киевского, чтобы не стоять на Ленинском и на Вернадке, а сразу очутиться на Мичуринском или – через Рябиновую – на Кутузовском. Сквозной трафик через Переделкино и Солнцево дает больше половины всей загрузки Боровского шоссе.

Сегодня машины стоят в пробках. А автобусы едут. На них едут местные жители двух спальников. В Москву. Их ежедневно порядка 50–60 тысяч человек. И что-то где-то глубоко во мне говорит, что это справедливо. Что дороги созданы не только для того, чтобы жители Москвы и Подмосковья устраивали в столице перманентный коллапс часа на три с утра и часа на четыре с вечера. Что-то мне подсказывает, что по дорогам все же надо ездить.

Для меня, как убежденного пользователя общественным транспортом, нововведение Собянина выглядит, по меньшей мере, обоснованным, а в пределе так и вполне рациональным. Не хочешь ехать в пробке три часа? Оставь машину и езжай на электричке, на метро, на автобусе. Хочешь стоять? Стой.

Кстати, точно такая же логика, к примеру, у выделенных полос на Севастопольском и на Мичуринском. Ни там, ни там нет близлежащих станций метро, куда можно было бы спокойно дойти пешком. Жители вынуждены терять время, добираясь до метрополитена в пробках.

В среду мэр Москвы Сергей Собянин отчитывался перед Мосгордумой о проделанной работе. Перечислил проблемы, доставшиеся ему «в наследство» от прежнего градоначальника Юрия Лужкова. Среди которых кто как, а я могу назвать главную – город постепенно превращался из динамичной столицы в архаичный, деспотичный и некомфортный для жизни приют для чиновников разного уровня, богачей и олигархов. Засилье большого доллара и большой же бюрократии, воцарившаяся архаика, если не сказать дикость, символизировавшаяся стеклянными башенками, «квасным» патриотизмом в красных рубахах и массовым сносом исторической застройки города, с которой ничего было нельзя поделать, – все это бесило и на каждом углу как будто громогласно объявляло: «Это больше не твой город».

#{image=453076}При Юрии Лужкове мэрия каждый год обещала миллиарды – на дороги, на транспорт. Но вот где был эффект от этих трат? В конце года деньги освоены, а изменений практически не произошло. Очередное транспортное кольцо по цене километра дороже, чем если его из чистого золота делать? Помпезные празднования дня города? Реклама повсюду и везде с деньгами, идущими непонятно в чей карман? Что в Москве, связанное с мэрией, в последние три-четыре года Лужкова можно было показать в качестве реального результата работы? Пожалуй, только домики имени Елены Батуриной.

Первый год Собянина можно увидеть и пощупать. Или не увидеть, что иногда тоже неплохо. К примеру, не видим около метро диких ларьков с шаурмой из искусственной чебурашки. Сократилось число ларьков, стало меньше пьяных компаний. Плюс?

Чего мы еще не увидим? Вызывающую и наглую рекламу, заполонившую столицу. Еще недавно по основным магистралям города все туго было затянуто анонсами спектаклей, поздравлениями с праздниками той или иной профессиональной группы граждан и просто банальными предложениями купить-продать. Все это выглядело весьма неряшливо. А раздражающая псевдоремонтная реклама, которой были затянуты фасады многих домов в центре города (зачастую вопреки протестам их жителей)? Однако, начав со смены руководителя комитета по рекламе (там, напомним, фигурировало уголовное дело), Сергей Собянин, жестко взявшись за рекламный рынок, «тряпичные крыши» с московских улиц снял. И количество оной уже не кажется запредельным.

Или вот парковки. Ползет в пробке московский автомобилист, но виноват в этом, очевидно, не только московский трафик, но и автомобили, припаркованные в два ряда вдоль дороги. Доехал он до дома, но проблемы не кончились. Машинами заставлен двор. Приходится перелезать через заборчики вокруг газонов, чтобы пройти к подъезду. Идет и мысленно представляет,  как дома будут ругаться жена, которой пришлось опять гулять с ребенком без коляски – она не смогла выйти с ней из подъезда, и мама, которая ради похода в магазин в свои 80 лет лазала через заборчики.

Однако в последние месяцы такая история встречается пореже, хотя еще недавно это было нормой. И машин меньше не стало, наоборот. Но если осмотреться, то можно будет обнаружить  массовое появление парковок. Как грибы они выросли там, где это не мешает движению. Началось это с Тверской, где мэр запретил парковать авто. И Тверская стала двигаться заметно быстрее, несмотря на то, что в первые недели многие противники передвижения пешком жаловались, что не могут бросить машину напротив приглянувшегося магазина.

На днях я с удивлением смотрел на регулярную парковку у трех вокзалов и вспоминал, как машины парковались в три-четыре ряда, а транспортный поток превращался в узкий ручеек. Сегодня проехать мимо Ленинградского и Ярославского вокзалов, где раньше шумела «стихийная» парковка, можно без проблем. А постоянный джам около Белорусского вокзала – увы, наследие грандиозной и непродуманной стройки, затеянной Лужковым и отмененной опять же решением Собянина. Скорее всего, в ближайшее время вечный затор и там будет устранен.

А во дворах? Там, где раньше стояли неряшливые «ракушки», в которых владельцы хранили старые шкафы и шины, а вовсе не свои машины, а также на месте свалок, заброшенных пустырей без подъездных путей к ним и разного рода грязных канав, теперь появляются достаточно благоустроенные парковки.

Это, в свою очередь, приводит к еще одному эффекту – чистым улицам. Мало кто, даже среди москвичей, задумывается о том, сколько грязи из своих дворов вывозили автомобили, припаркованные на газонах. Грязь эта оставалась на дорогах, а затем оседала на автомобилях. Теперь же этой грязи попросту нет. Та, что есть, в основном «приезжает» на столичные магистрали из области и на иногороднем транспорте. Что особенно заметно в октябре.

Сколько лет плевались – шаурма, грязь, бомжи, бомбилы. Оказалось, надо совсем немного времени, чтобы это в порядок привести

Город постоянно чистит себя. Напомню, что с контроля работы «уборочного» транспорта Собянин фактически начинал публичную часть своей работы на посту мэра. И когда в Петербурге на дорогах царил полный и абсолютный ад, только-только принявший бразды правления Москвой Собянин сумел совершить чуть ли не подвиг, быстро поставив под контроль дорожников и заставив их крутиться как белки в колесе, обеспечивая свободу передвижения в эту сильно заснеженную зиму. А ведь многие не верили в это.

Кстати, слово «убрали» – это одна из главных характеристик последних месяцев. Убрали не так давно ларьки у остановок. Только хотелось возмутиться, но не успел, поставили новенькие. И теперь в газетном киоске, наконец, появились газеты.

На днях меня обрызгала машина на улице. Ну, я пробормотал в адрес водителя, как водится. А когда домой пришел, опять задумался. Куртка-то чистая. И опять слово «убрали» пришло в голову.

Убрали джихад-таксистов около метро (не везде пока, правда). И теперь автобусы нормально паркуются на остановках, а люди не лавируют мимо грязных авто и довольно-таки неприятных водителей с полукриминальной наружностью. Да и вообще, таксистский бизнес становится цивильным. Выходить на улицу с протянутой рукой уже «не модно». Можно позвонить в службу такси, и приедет официальный водитель. Который еще и возьмет с вас меньше, чем бомбила на дороге.

Сколько лет плевались – шаурма, грязь, бомжи, бомбилы. Оказалось, надо совсем немного времени, чтобы это в порядок привести. Собственно, нужно даже не время, а умение договариваться. Лужков себя князем московским мнил – Юрием Долгоруким. И ни с кем не договаривался – то с правительством поссорится, то подмосковным пенсионерам запретит в Москве льготами пользоваться. Много лет Москва чуть ли не «воевала» с Московской областью. Они не могли поделить землю, ресурсы, транспорт, столичные функции, обязанности в отношении дачников и даже помойки. А теперь деньги Минфин дает на московские дороги, которых Собянин обещал 400 километров построить, и город в Подмосковье вытянулся без всяких скандалов.

Кстати, скандалов за минувший год вообще стало меньше. Еще в прошлом году, помню, как брюзжали воспитатели в детском садике. Все у них плохо, еще зарплата низкая. А в этом году как-то подобрели. Не сильно, но все же не огрызаются. Вроде, говорят, им и учителям зарплату повысили?

А недавно моя знакомая, которая лечиться любит больше, чем жить, вызвала из-за головной боли себе скорую. Приехала буквально через 10 минут врач из поликлиники. Вначале она удивилась, потом возмутилась. Но врач быстро ее успокоила – при ее болезни скорая явно не нужна, а укол сделать или таблетки дать и она может. Сами врачи говорят о том, как разгрузила скорую помощь «неотложка», которую воссоздали по советскому опыту. Теперь бригады скорой помощи освобождены от необходимости нестись на каждый «чих» мнимых больных, которых в Москве хватает. В случае серьезной, но некритической ситуации врач со скоростью скорой приедет не из больницы, а из ближайшей поликлиники. Больной получит помощь раньше, а бюджет сэкономит. В итоге качественней работают и в поликлиниках, и в скорой помощи.

«Убрали» из города в последнее время и излишнюю напряженность. Та социально-политическая ситуация, характерная для Москвы Лужкова, во многом провоцировалась им же. Марши несогласных, Триумфальная площадь и акции националистов – все эти довольно многочисленные мероприятия прошлого в текущем году, несмотря на то, что мэрия последовательно выдает разрешения и согласования, сдулись донельзя. Журналистов на такие акции выходит всяко больше, чем участников. Еще год назад было не так.

Избирательная кампания, в которой Собянин возглавляет столичный список «Единой России» в Москве, проходит тоже спокойнее, чем четыре, а тем более восемь лет назад. И это тоже заслуга во многом московской мэрии и партии большинства. Спокойно и последовательно мотыжить свою делянку. И все у нас получится.

Москва на фоне Лондона, Рима и Афин вообще выглядит как комфортное и удобное место. И вот, глядя на все это со своей колокольни обычного москвича, начинаешь думать, что все же я зря говорил, что это не мой город. Я снова близко к сердцу принимаю в нем все – от мощения улиц плиткой до нанесения разметки для общественного транспорта. Это меня волнует. И уверен, это хорошо.