Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
24 января 2011, 21:30 • Авторские колонки

Андрей Реут: Черная полоса в воздухе

Андрей Реут: Черная полоса в воздухе

Трагедия в Домодедово стала венцом в череде неприятностей, обрушившихся на российских авиаторов. Некоторые авиакомпании могут ее просто не пережить. Они сами виноваты. Расплачиваются за собственную жадность.

Мелкие неприятности и крупные теракты способны разрушать целые империи. По крайней мере в бизнесе. Чтобы понять, что может произойти с нашей авиационной отраслью, надо вспомнить одну поучительную историю из мира небесных перевозок. Не историю даже, а легенду мировой авиации.

То, что теракт случился именно в Домодедово – лучшем российском аэропорте, где стоят самые совершенные системы безопасности, – показательно

Когда в 1927 году мальчик из хорошей американской семьи по имени Хуан Трипп зарегистрировал компанию Pan American, никто и не знал, что авиаперевозки могут быть доступными. Полеты оставались уделом богатых или сумасшедших. Но этот оборотистый джентльмен сначала слетал на Кубу с самим Энтони Фоккером (и впервые прославился), а вскоре запустил первый в истории трансатлантический рейс. После войны он выдвинул вообще скандальную идею: авиаперевозки должны быть массовыми и дешевыми. Ему никто не поверил, поэтому вскоре Pan Am стала крупнейшей авиакомпанией в мире. Трипп снижал цены, а конкуренты в Европе ему за это объявляли бойкот. Не пускали в Англию, например. Трипп заказывал первые широкофюзеляжные самолеты, а ему в ответ говорили, что так много людей летать не будет. Это благодаря ему появились на свет первые гиганты «Боинг-747», определившие лицо современной авиации. Это он придумал, что стюардессы должны быть красивыми, а самолеты – иметь имена. Но в 1968 году Трипп стал слишком стар, чтобы вести за собой мировую авиационную отрасль. Он ушел из своей блистательной компании и через какое-то время умер, а его наследникам понадобилось 20 лет, чтобы отправить Pan Am вслед за ее создателем. Что же они натворили?

Для начала – нашли виноватых. Это и мировой экономический кризис 1970-х, и высокие цены на топливо, и непосильное бремя кредитов (вам это ничего не напоминает?). В общем, всё было против лучшей в мире авиакомпании. Но «контрольный выстрел» в Pan Am сделал террорист. Сотрудник ливийских спецслужб Абдельбассет Али аль-Меграхи организовал взрыв самолёта «Боинг-747-121» компании Pan American над городом Локерби (Шотландия) 21 декабря 1988 года. К тому моменту репутация авиакомпании и так уже была подмочена трагедией на Тенерифе, где из-за столкновения самолетов Pan Am и KLM погибли почти 600 человек. Были и другие, мелкие неприятности. Но громкий теракт окончательно отвратил клиентов от крупнейшего авиаперевозчика: с ним уже и сливаться никто не захотел. В результате в 1991 году после длительной агонии фирма стала банкротом.

Уроки этой истории для бизнесменов давно уже записаны в учебники: нельзя сбавлять темп, надо непрерывно развивать бизнес и подстраивать его под новые реалии. Надо бороться за клиентов ежеминутно. Стоит започивать на лаврах, и конкуренты немедленно съедят. Но самый главный урок – внимание к безопасности. С появлением террористов выиграли те, кто поставил безопасность во главу угла. Это требует затрат, но воздается доверием и деньгами.

Российский авиационный бизнес тоже мог бы почерпнуть много уроков из истории. О безопасности у нас вспоминают только после очередного теракта. Потом бдят несколько месяцев, потом забывают. Мне лично приходилось проходить в самолет с бутылкой воды, вылетать с ножом и совершать прочие противоправные действия. Не по злому умыслу, случайно. Но в наших аэропортах никто и ухом не повел. Как же обидно было, когда в парижском «Де Голле» на пересадке у меня отобрали отличный швейцарский нож, так любезно пропущенный службой безопасности «Шереметьево»... А если бы я специально готовился? Да что угодно можно пронести.

Сейчас бомбу взорвали не в самолете. Но и этого взрыва можно было избежать. Все, кто летает, видели рамки и «светилки» на входах в московские аэропорты. Они работают по несколько месяцев после каждого теракта. Сейчас вот работают. А еще недавно не работали. Потому что много народу, толпа и лень всех досматривать. И терактов давно не было. А все новогодние праздники вся страна видела по телевизору, какой в аэропортах бардак и какие толпы. Может, эти сюжеты и «вдохновили» террористов?

Конечно, будь закрыт аэропорт, могли бы взорвать и в метро, и на улице. Это уже ответственность наших спецслужб. ФСБ регулярно рапортует, что десятки терактов предотвращены. Недоглядели. Но я сейчас не об этом. Я о том, что люди всё больше боятся летать. Не хотят ничего общего иметь ни с аэропортами, ни с самолетами. А без роста пассажиропотока не может быть развития отрасли. И виноваты не террористы, а сами авиаторы. Могу по пунктам перечислить, почему у них проблемы. Пожалуйста.

Во-первых, жадность. Билеты очень дорогие. У нас, например, нет дискаунтеров. Их просто не пускают. Взятки, наверное, дают авиачиновникам или еще какие козни строят, но улететь за 20 долларов, как в Германии или в США, у нас никуда нельзя. Да что там дискаунтеры, даже обычные внутренние рейсы стоят у нас в несколько раз дороже, чем аналогичные в Китае или в Америке. Притом что топливо у нас дешевле. А самолеты – старые корыта по сравнению с их новенькими. Полеты недоступны абсолютному большинству россиян – поэтому отрасль не развивается, обороты не растут, аэропорты не строятся, самолеты не закупаются.

Во-вторых, глупость. Читай – непрофессионализм. Не закупить вовремя противогололедный реагент и испортить тысячам своих клиентов новогодние праздники – это по-нашему, по-аэрофлотовски. Продать билетов больше, чем аэропорт может переварить пассажиров, – это вообще любимое развлечение. Ввести правила безопасности, а через полгода после теракта их смягчить (авось пронесет) – это уже преступление.

В-третьих, монополизм. Пока государство продолжает кормить роялти крупнейшего своего перевозчика, он легко может устраивать вышеописанные «праздники» своим клиентам. Пока мы не пустим на свой рынок западных конкурентов, мы не научимся ни снижать цены, ни инвестировать, ни обеспечивать сервис. Мы по-прежнему будем «договариваться». Лучше пережить несколько банкротств и летать нормально, чем обрекать граждан на регулярные сбои и заставлять их платить за это втридорога.

То, что теракт случился именно в Домодедово – лучшем российском аэропорте, где стоят самые совершенные системы безопасности, – показательно. Может стать приговором всей российской авиационной отрасли. Уж если они не смогли, тогда никому веры нет. И свеженародившиеся наши крупные авиаперевозчики вполне могут повторить судьбу Pan Am, которую похоронили террористы. Не потому что взорвали, а потому что плохо работали.

..............