Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
1 сентября 2010, 10:00 • Авторские колонки

Андрей Реут: Тень знаний

Андрей Реут: Тень знаний

Каждый год первого сентября мы вспоминаем свои школы. Чаще всего – испытывая генетическое отвращение к этой дате. А всё потому, что учеба у нас живет отдельно от экономики. И невероятно далека от реальной жизни.

Поразительная вещь – в моей родной школе появились факультеты. Всё потому, что она теперь называется гимназией. Названия у факультетов интересные. Например, «Экономики и биологии». Нет, я, конечно, могу представить себе столь сложную специализацию. Но уж точно не в школе. Поделился изумлением со своей учительницей, которую встречаю иногда в социальных сетях. Ответ подкупал честностью.

Первого сентября миллионы людей снова пойдут бить баклуши. Им никто не объяснит, что получить профессию можно, только сбежав как можно раньше на производство

На биологию ведь все равно никто не пойдет, сообщила она. А что учителю биологии делать? Вот и назвали так.

Экономику, как я выяснил, будет преподавать «кто-нибудь»... В основном – биологию. Но народ пошел валом. Факультет получился преуспевающий.

Получается, что «экономическое» образование в нашей стране можно получить даже в школе. И уж совсем легко можно в химтехникуме или медучилище. Экономике учат и в сельскохозяйственных вузах, и в биологических. Про коммерческие и говорить не приходится: там вообще одни экономисты и юристы. В одно окошко платишь деньги, в другом получаешь диплом.

Некоторые после окончания вуза вдруг выясняют, что никому они не нужны со своими «знаниями» (фото: ИТАР-ТАСС)

Некоторые после окончания вуза вдруг выясняют, что никому они не нужны со своими «знаниями» (фото: ИТАР-ТАСС)

Воодушевлённые результатом дипломированные молодые специалисты радостно идут к работодателю требовать теплое место и высокую зарплату. И вдруг выясняют, что никому они не нужны со своими «знаниями». Результат – страшное разочарование, потеря ориентиров и мотивации, алкоголь, наркотики, карты, шахматы... Безработица. Но никто из несчастных экономистов-юристов и не подумает пойти в повара или экскаваторщики. Хотя те зачастую гораздо больше зарабатывают. Просто всем еще в школе объяснили: круто быть экономистом. Менеджером. Сидеть в офисе. И совсем не круто работать руками. Вот и получается масса безнадёжных никому не нужных.

Речь, конечно, не только об экономической специальности. Когда выпускник самого престижного в стране журфака приходит в газету и не может написать заметку без ошибок, кажется, что мир сошел с ума. Чему их там учат? – вот вопрос, который чаще всего возникает у кадровиков. И правда, чему?

В школе – всему подряд. Экономике и биологии. Система ПТУ умерла. Как и система УПК, о которой нынешние школьники даже не слышали. В вузах учат многому, но в абсолютном отрыве от реальности. Самые интересные преподаватели – те, что работают и читают лекции в свободное от работы время. Их мало. Они живут реальностью. За это их не любят другие преподаватели. За неакадемичность.

Когда-то студентов-аграриев учили в подсобных хозяйствах, инженеров – на «прикреплённых» производствах. Предприятия давали заказ, какие специалисты им нужны. Вузы готовили. Трудоустройство было гарантировано. Кабала страшная. Сейчас всё просто. Вот экономисты. Почитали Котлера про маркетинг, полистали «Экономикс» и вперёд. Зато свобода. Не надо, как в «совке», идти только туда, куда тебя распределили. Одна беда: система привязки учебы к экономике работает не только в «совке». Она работает везде. Без неё нельзя.

Ведущие мировые университеты сильны тем, что работают в неразрывной связи с производством. Медицинские вузы лечат людей, высокотехнологичные изобретают приятные штуки вроде Интернета, юридические отправляют студентов в суды. Плата за обучение не освобождает от необходимости учиться. Скорее, наоборот – чем дороже, тем сложнее поступить и удержаться. Потому что цена обучения зависит от престижности вуза. Зато потом трудоустройство гарантировано.

У нас же первого сентября миллионы людей снова пойдут бить баклуши. Им никто не объяснит, что получить профессию можно, только сбежав как можно раньше на производство. Будь то редакция газеты или стройка. А учеба – это всё, что угодно, кроме подготовки к реальной работе. Во время учебы находят друзей, попадают в тусовку, просто отдыхают, набираются общей эрудиции. Это полезно – кто спорит? Но не слишком ли это расточительное для государства времяпрепровождение миллионов людей? Хорошо, что строят «Сколково». Есть еще несколько «правильных» вузов. Пересчитаем их по пальцам одной руки. Остальные, увы, как в школе. Экономики и биологии. Учитесь чему-нибудь и как-нибудь. Просто потому, что у нас так принято.

..............