Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
4 июня 2010, 16:00 • Авторские колонки

Кирилл Бенедиктов: Пейнтбол в Средиземном море

Кирилл Бенедиктов: Пейнтбол в Средиземном море

Задержание «флотилии мира» спецназом Израиля – со стрельбой, драками, кровью – наделало шуму в мировых СМИ. В очередной раз маленькая, но гордая ближневосточная птичка продемонстрировала, что никакие большие орлы ей не указ – даже американский белоголовый.

Подобное происходит не впервые – израильские политики не устают повторять, что их страна руководствуется только собственными интересами, а не рекомендациями мирового сообщества. Поэтому до сих пор продолжается блокада сектора Газа, строятся израильские поселения в Восточном Иерусалиме, а атаки израильской авиации на потенциально опасные объекты в соседних странах (например, в Сирии) воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Хотя если бы та же Сирия попробовала разбомбить какой-нибудь объект ЦАХАЛа на территории Израиля, мировое сообщество, надо полагать, утопило бы Дамаск в океане резолюций, санкций и т.п.

Про политику двойных стандартов написано уже достаточно, и если бы мы имели дело лишь с очередным ее примером, не стоило бы и писать эту колонку

Потому что одним можно, а другим нельзя.

Про политику двойных стандартов написано уже достаточно, и если бы мы имели дело лишь с очередным ее примером, не стоило бы и писать эту колонку. Изюминка ситуации заключается в том, что с «флотилией мира» все получилось не так, как обычно.

Напомню, как разворачивались события.

В конце мая к берегам Израиля отправились три пассажирских и три грузовых судна, принадлежавшие Турции, Греции, Кипру и Швеции. На борту было около 500 человек, среди которых были журналисты, политики, правозащитники, в том числе лауреат Нобелевской премии мира Мейрид Корриган Макгуайр.

То есть в любом случае экипаж «флотилии» составляли не просто наемники-исламисты, как пытается сейчас доказать Израиль, а достаточно представительная группа международных миротворцев.

«Флотилия» намеревалась прорвать блокаду сектора Газа, которая осуществляется уже почти три года (с 17 сентября 2007-го) и стоила жизни тысячам палестинцев, прежде всего, детям – из-за блокады обитатели Газы остались без квалифицированной медицинской помощи. Поэтому большую часть груза, который везла флотилия, составляли лекарства, инвалидные коляски и прочее медицинское оборудование. Кроме того, в Газу планировалось доставить строительные материалы – известно, что люди там живут в основном в палатках или землянках.

Израиль сразу же заявил, что не допустит прорыва блокады, и потребовал, чтобы суда повернули вспять.

Флотилия предупреждение проигнорировала.

31 мая в нейтральных водах Средиземного моря гуманитарный конвой был перехвачен кораблями ВМС Израиля. Капитану флотилии было предложено изменить курс и следовать в израильский порт Ашдод.

Капитан ответил кратко и емко, как и подобает опытному морскому волку.

Он сказал: Fuck you!

Жители Стамбула пришли с вполне однозначными плакатами, иллюстрирующими их отношение к инциденту (фото: Reuters)
Жители Стамбула пришли с вполне однозначными плакатами, иллюстрирующими их отношение к инциденту (фото: Reuters)

После этого на палубу флагмана флотилии, корабля «Мави Мармара», спустились с вертолетов на тросах израильские коммандос. Как выяснилось позже, вооружены они были ружьями для пейнтбола и личными пистолетами.

Первую партию израильтян миротворцы избили, разоружили и заперли в трюме. После этого десантники открыли по находившимся на палубе «Мави Мармары» людям шквальный огонь. В итоге девять миротворцев было убито, несколько десятков тяжело ранено, флотилия арестована и препровождена в израильский порт.

В этой истории многое вызывает удивление.

Во-первых, зачем Израилю понадобилось атаковать миротворцев в международных водах. Если бы стратеги израильского генштаба подождали еще несколько часов, они бы с полным правом могли бы остановить флотилию в своих территориальных водах, и половина претензий к ним бы отпала. Как ни крути, а действия спецназовцев подпадают под определение морского пиратства – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если мировые державы отправляют свои военные корабли для охраны морских дорог у берегов Сомали, то почему бы не делать этого и в Средиземном море? Представим, что в следующий раз Турция пошлет свои корветы и подводные лодки для защиты очередной миротворческой флотилии. С точки зрения международного права, это будет вполне легитимный ход – пиратство есть пиратство, осуществляют ли его неграмотные сомалийцы или израильские десантники с университетским образованием за плечами.

Во-вторых, к чему был этот фарс с пейнтбольными ружьями?

Посол Израиля в России заявила, что военные вообще не рассчитывали на силовую акцию. «Они думали, что на борту этих кораблей находятся только какие-то правозащитники», − неуклюже оправдывалась посол. А правозащитников, вероятно, можно напугать и ружьями для пейнтбола.

Тут сразу вспоминается моя любимая цитата из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Вы когда говорите, такое впечатление, что вы бредите».

Либо хваленая израильская разведка «Моссад» вообще перестала ловить мышей и не может предоставить военным информацию о том, кто находится на борту судов, направляющихся в сектор Газа.

Либо израильские военные проявили преступную халатность и отправили на судно, где помимо толстовцев-правозащитников находилось еще несколько десятков молодых, здоровых, хорошо тренированных активистов различных исламистских движений команду для игры в пейнтбол.

Либо – и это кажется наиболее вероятным – и разведка сработала как надо, и военные оказались не полными идиотами. Просто израильтянам было нужно, чтобы миротворцы подставились. Показали свое истинное лицо. Поэтому первыми на палубу – в кольцо вооруженных арматурой и ножами исламистов – высадили нескольких десантников, вооруженных пневматическими ружьями, стреляющими шариками с краской.

Как агнцев на заклание.

Правда, ни одного агнца так и не убили. Побили – да, кого-то, кажется, даже ткнули арматурой в глаз. За это спустившиеся с ночных небес израильские коммандос расстреляли девять человек (насмерть) и еще несколько десятков тяжело ранили.

Того, кто планировал эту операцию, надо либо разжаловать в рядовые за профнепригодность, либо представить к награде – за блестяще проведенную провокацию.

Ведь для того чтобы предотвратить кровопролитие, достаточно было просто вывести из строя двигатели кораблей. Сделать это нужно было, разумеется, в территориальных водах Израиля. После этого корабли достаточно было отбуксировать в любой пригодный израильский порт.

Были у Израиля технические возможности для этого?

Да сколько угодно.

Почему это не было сделано?

«Это спровоцировало бы гуманитарный кризис на борту кораблей флотилии из-за нехватки воды и провианта, – объяснил начальник оперативного отдела генштаба ЦАХАЛ полковник Ицхак Турджеман. – Мы предполагали, что обвинение нас в создании этой ситуации было бы не на пользу Израилю».

Повторюсь – «когда вы говорите, такое впечатление, что вы бредите».

На борту флотилии было достаточно продовольствия – она везла гуманитарный груз. Даже если бы миротворцы решили бы зазимовать в виду берегов Газы, доставить воду и провиант на борт «Мармары» несколько проще, чем организовывать операцию по захвату судов.

Бойня на борту «Мармары» планировалась заранее.

Израильскому генштабу она была необходима.

Зачем? Чтобы показать: Израиль − сильное государство, которое никому не позволит вмешиваться в свои внутренние дела.

Показали.

Совет безопасности ООН принял осуждающую Израиль резолюцию.

Генеральный секретарь ООН призвал Израиль снять блокаду с сектора Газа.

Евросоюз устами главы своего внешнеполитического ведомства Кэтрин Эштон осудил «непропорциональное насилие» израильских военных и заявил, что будет требовать проведения детального расследования происшедшего и полного снятия морской блокады Газы.

Президент России Дмитрий Медведев заявил, что гибель людей в результате инцидента является «немотивированной и невосполнимой». Это довольно мягкая формулировка, но, с точки зрения Израиля, совсем не дружественная.

Президент США Барак Обама высказался еще более обтекаемо («трагическая ситуация... блокада сектора Газа мешает жителям использовать свои экономические возможности... в то же время озабоченности Израиля деятельностью ХАМАС обоснованны...»), но отменил свою встречу с израильским премьером Беньямином Нетаньяху, на которой должна была обсуждаться иранская ядерная проблема. Дипломатам не нужно объяснять, что это означает крайнее неудовольствие Вашингтона действиями своего ближайшего союзника на Ближнем Востоке.

Израильтяне очередной раз убедились в том, что их никто не любит.

Стоило ли для этого устраивать кровавый фарс с пейнтбольными ружьями?

Мне кажется, что у организаторов захвата «флотилии мира» был еще какой-то мотив сделать то, что они сделали, помимо немудреного желания показать, кто самый крутой парень в ближневосточной деревне.

Например, проверка реакции потенциальных союзников и противников в случае некоего гипотетического большого конфликта в регионе.

Задержание «флотилии мира» спецназом Израиля – со стрельбой, драками, кровью – наделало шуму в мировых СМИ (фото: Reuters)
Задержание «флотилии мира» спецназом Израиля – со стрельбой, драками, кровью – наделало шуму в мировых СМИ (фото: Reuters)

Скажем, в случае удара израильской авиации по ядерным объектам Ирана.

У израильского руководства и так существуют большие сомнения в том, прикроют ли их США, если Израиль сойдется в смертельной схватке с Тегераном. Второе имя президента США – Хуссейн – тревожит многих израильтян. В том, что Обама – не «друг Израиля», хотя, может быть, пока и не враг ему, сходятся и левые, и правые.

Реакция Вашингтона на захват «флотилии мира» показывает, что опасения эти не беспочвенны.

Не менее важным для израильтян вопросом является реакция НАТО на возможный конфликт на Ближнем Востоке. 1 июня по просьбе Турции состоялось чрезвычайное заседание совета альянса на уровне послов, на котором ситуация с атакой на «флотилию мира» подверглась детальному и нелицеприятному для Израиля разбору. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен выразил «глубокие сожаления» по поводу гибели людей в результате штурма гуманитарного конвоя и потребовал независимого расследования инцидента, а также немедленного освобождения миротворцев, задержанных Израилем.

Но это все официоз. Главной же неприятностью для Израиля стала поддержка, которую страны НАТО выразили Турции (под чьим флагом шла «Мави Мармара» и чьими гражданами были многие миротворцы, в том числе восемь убитых израильтянами).

Турция стремительно превращается из «лучшего друга» Израиля в регионе в его противника, причем противника хорошо вооруженного и очень опасного.

Подоплека этого превращения убедительно описана в статье Саида Гафурова «Еще один камушек в стену изоляции Израиля». А если вспомнить, что Турция в последнее время делает недвусмысленные реверансы в сторону Ирана, то картинка складывается удивительно интересная.

Перспективы создания оси Анкара – Тегеран выглядят весьма реалистичными.

При этом Турция сохраняет свои позиции в НАТО. А в самой Турции антиизраильские настроения усиливаются с каждым днем.

США сохраняют «дружественный нейтралитет» по отношению к Израилю, но дают понять, что любое чрезмерное применение силы не будет ими одобрено.

Левые в Евросоюзе находятся в двух шагах от того, чтобы объявить Израиль новой «империей зла». Правые, скрепя сердце, вынуждены поддерживать антиизраильские инициативы.

Фактически, едва ли не единственным союзником Израиля в регионе остается Египет, а это, честно говоря, союзник ненадежный: правительство Хосни Мубарака − это одно, а общественное мнение, не говоря о египетской «улице» − совсем другое.

Таким образом, в ситуации возможного конфликта с Ираном Израиль оказывается в политической изоляции.

Ситуация с захватом «флотилии мира» демонстрирует это с беспощадной очевидностью.

Строго говоря, в этих условиях у Израиля остается один выход – стремиться заручиться поддержкой России, которая и с Тегераном пока в неплохих отношениях (хотя, конечно, недавняя поддержка санкций ООН против Ирана была, с моей точки зрения, большой дипломатической ошибкой), и с Анкарой не враждует. Тем более что в российской элите есть силы, которые с удовольствием пойдут на союз с Израилем – и по этническим, и по экономическим причинам.

Но могут помешать старые грехи.

Например, зачем понадобилось снабжать оружием Грузию во время конфликта в Южной Осетии? Зачем было израильским инструкторам готовить грузинских спецназовцев?

Маленькая сиюминутная выгода может обойтись Израилю в будущем очень дорого.

Если Россия решится на то, чтобы примкнуть к оси Анкара − Тегеран, вопрос о том, сможет ли Израиль своими силами покончить с ядерной программой Ирана, будет навсегда снят с повестки дня. Значит, Израилю придется смириться с тем, что в регионе возникнет еще одна мощная ядерная держава, поддерживающая его врагов – Дамаск и ливанскую «Хизбаллу».

В среднесрочной перспективе это означает конец израильского проекта – не в том смысле, что государство Израиль перестанет существовать, а в том, что принципы, на которых оно сейчас основано, будут преданы забвению.

Но пока у Израиля еще есть выбор. Сближение с Россией может стать тем шагом, который спасет израильский проект в том виде, в котором он существует сейчас.

..............