Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

4 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
4 мая 2010, 13:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: О платном образовании

Михаил Бударагин: О платном образовании

Истерики рвут рубахи по поводу того, что благодаря новому закону о финансировании бюджетных учреждений «школа де станет платной». Во-первых, она давно платная, а во-вторых, не помогает даже это.

Спор вокруг реформы системы учреждений социальной сферы, запущенной Минфином, в основном ведется вокруг платности (или бесплатности) среднего образования. По ЖЖ гуляют страшные истории о том, что бесплатными в школе останутся несколько предметов, а за остальные учителя будут брать деньги. Источник рассказа – классический пример из серии «одна бабка сказала», ни о каком сокращении предметов речи в законе не идет.

Теперь если и можно что-то изменить, так это срочно сформулировать ответ на самый простой и самый главный вопрос: каким именно должен быть выпускник школы?

Это ничуть не мешает мифу о «платном образовании» (а заодно и медицине, конечно) распространяться со скоростью лесного пожара. Бороться с этой легендой не имеет никакого смысла: любые здравые рассуждения Александра Когана будут выглядеть заведомо слабее заявлений Оксаны Дмитриевой о том, что «бабушке придется платить 500 рублей за анализы». Коган апеллирует к разуму, Дмитриева – бьет по эмоциям, и кому какое дело до того, что «приватизации бюджетных учреждений» не будет, когда речь идет о бабушке.

К слову сказать, миф о «введении платной медицины» никого уже не цепляет. Минимально обеспеченные горожане (те самые, что сейчас постят в ЖЖ ссылки на «список платных школьных предметов») давно уже не пользуются бесплатными медицинскими услугами. Себе дороже. Почти полностью коммерциализировалось, например, лечение зубов: я за последние лет пять не видел ни одного человека, который ходил бы к «бесплатному дантисту». А там, где бесплатная медицина существует, она работает так, чтобы больной сто раз захотел умереть – только бы прекратить это издевательство над природой людской.

В детской поликлинике города Великий Новгород, чтобы записать ребенка к специалисту (например, ортопеду), нужно прийти в определенный день недели (например, во вторник) в определенное время (например, почему-то, с 17 до 18), отстоять безумную очередь и получить от тетки в окошке бумажку с датой приема. Дата – обязательно на следующей неделе.

А, предположим, сделать простенький сайт поликлиники, где каждый несчастный родитель мог бы по номеру полиса ребенка зарегистрироваться и записаться на прием – это категорически невозможно. Потому что бесплатно же. В очередь, сукины дети, в очередь.

Самый важный вопрос реформы: кто же в результате должен выйти из школьных стен? (фото: ИТАР-ТАСС)
Самый важный вопрос реформы: кто же в результате должен выйти из школьных стен? (фото: ИТАР-ТАСС)

Удивительно, но к стоматологу я записывался исключительно по телефону, в тот день, когда мне это удобно, и на тот день и то время, когда я могу прийти. Никто мне не тыкал, никто не смотрел на меня из окошка, как на врага. Возможно, в России есть какая-то бесплатная медицина, но ее качество таково, что все уже давно смирились с тем, что легче заплатить. Жить-то охота.

Никакого бесплатного образования по существу тоже давно уже нет. Вранье о том, что кто-то учится «за так», распространяется, скорее, из какого-то идиотского чувства обиды: вот, мол, все у нас за деньги, так хоть детишки-то пусть бесплатненько.

Критика новой реформы с позиций «бесплатного образования» лжива просто потому, что подразумевается существование полностью финансируемой государством средней школы, от которой государство теперь решило отказаться. Такой школы нет в природе. Родители платят не только за учебники, охрану, ремонт, дополнительные занятия, школьную форму (там, где она есть), но и – косвенно – вообще за физическое поддержание школы хоть в каком-то приличном виде.

Реформа – пусть и довольно криво – пытается бороться не только с вопиющей неэффективностью школ (среднее образование, во-первых, просто устарело, во-вторых, бесполезно для поступления в вуз и, наконец, в-третьих, зачастую просто вредит ученикам – трудно как-то смириться с тем, что в прекрасном городе Шелехове старшеклассники избивали престарелую учительницу физкультуры – это ж нужно подростков довести до такого скотского состояния), но и с повальным враньем о «бесплатности». Разумеется, когда коллективному «нашему человеку» говорят: «Да ты, брат, и так платишь, причем, очевидно, за какую-то фигню», он обижается. Но строить критику реформы на обиде – так дело не выгорит.

Главная слабость преобразований, которую не видят сторонники «бесплатности», состоит вовсе не в том, что «школа станет за деньги», а в том, что отныне тем же школам придется «предоставлять услуги», суть которых никто внятно сформулировать не в состоянии.

Потому что никто так и не объяснил, а кто же должен выйти из школьных стен? Будущий продавец мобильных телефонов, инноватор, существо с массой комплексов и психозов, бессмысленный мажор, рабочий буровой станции, солдат, респектабельный буржуа, алкоголик, специалист «во всем понемногу» или человек с золотыми руками? Кто-то должен выйти. Для того чтобы это произошло, раньше просто платили какие-то деньги, теперь будут давать какие-то «госзаказы».

И все останется, как раньше, просто деньги, которые давались втемную, теперь будут проходить через бухгалтерию, и Алексею Леонидовичу Кудрину, любящему порядок, будет счастье.

Стоило ли только ради этого затевать реформу – большой вопрос, но задавать его нужно было, конечно, раньше. Теперь если и можно что-то изменить, так это срочно сформулировать ответ на самый простой и самый главный вопрос: каким именно должен быть выпускник школы?

Разумеется, ни учителя, ни Минобр, ни страждущие бесплатного образования сделать это не в состоянии.

И если раньше у нас была условно бесплатная бессмысленная школа, то теперь ей на смену идет платная бессмысленная школа, главным недостатком которой широкая общественность видит «платность», а не отсутствие смысла.

Ну, хоть врать о бесплатности перестанем – и то радость, конечно.