Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

20 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
11 февраля 2010, 10:00 • Авторские колонки

Андрей Архангельский: Битие и ничто

Андрей Архангельский: Битие и ничто

Выражение «композитор – значит, пи...р» – естественный финал упростившихся отношений между силовыми структурами и культурой. Случай с профессором Белоглазовым не вызвал бы такой эмоциональной реакции, не будь он столь символичен.

С какой-то кинематографичной изощренностью тут все сошлось: воображаемый рояль, тонкие руки и пальцы музыканта – и их хруст под ленивыми ударами действительности; это все происходит под аккомпанемент символических же бранных слов, включая «пи...р» (которое означает, конечно же, не столько сексуальную ориентацию, сколько невероятно низкий – с точки зрения избивающего – общественный статус избиваемого).

20 лет пропагандой культуры в силовых ведомствах никто не занимался. Группа «Любэ» и сериалы воспевали именно их брутальность и грубость, словно поощряя: да-вай за нас, да-вай за них

Такая степень агрессии по отношению к человеку искусства все-таки довольно удивительна. Как гласит армейская мудрость, солдат ребенка не обидит; музыкант, композитор в глазах общества – тот же ребенок: символ утонченности, человек нездешний, живущий в другом мире. Непонятно, но уважаемо. Как правило. В конце концов, музыкант – фраер: на рояле нам сыграет, и в него по возможности не нужно стрелять.

Фраза «никакой Нургалиев (то есть закон, власть) тебе не поможет» есть точно такое же символическое нарушение нормы. Она содержит демонстративный вызов обществу и противоречит даже элементарному здравому смыслу. О чем эта фраза, в сущности? «Да, мы в курсе, что к нам сейчас повышенное внимание со стороны общества. Нам на это наплевать. Мы будем отстаивать свое право на своеволие – даже если нас за это накажут».

Как написал блоггер atmoravi, «милиционер в этой печальной истории действует как рука коллективного подсознательного, как организм, уничтожающий аномальные для него клетки».

Это подсознательное – старый наш приятель: можно сказать, с 1917 года, когда вышла наружу классовая ненависть к пианинам и профессорам, и прочему хламу старого мира. Мария Розанова-Синявская считала Октябрьскую революцию в первую очередь культурной, а не социальной. Пианино в бывшей усадьбе надо было именно сломать, разбить эту бренчалку, сбросить с балкона. Клима Самгина в незаконченном романе Горького случайно убивают матросы, как следует из дошедших до нас набросков, в день приезда Ленина на Финляндский вокзал: пнули пару раз гниду очкастую и дальше пошли.

Такая степень агрессии по отношению к человеку искусства все-таки довольно удивительна (фото: uralcons.org)
Такая степень агрессии по отношению к человеку искусства все-таки довольно удивительна (фото: uralcons.org)

Однако вскоре советская власть сама осознала культурную пропасть между рабочими, крестьянством и интеллигенцией как проблему: она-то лучше всех понимала, что разрыв этот мировоззренческий, ценностный, опасный. Поэтому и старалась этот разрыв уменьшить, сгладить. Селить оставшихся профессоров в специальные дома, давать им пайки и охрану. А их культуру использовать как амортизационную прокладку.

Отсюда – и повсеместная пропаганда высоких образцов; и навязывание, вдалбливание культуры: классика в школе, культпоходы в музеи и симфонии по радио; абонемент в филармонию в нагрузку, в профкоме. Заметим: это все ведь – именно «профессорская культура», культура по образцу сугубо дореволюционному. Прижилось, притерлось со временем, хотя и не без скрипа. «За роялем – сионист Пидоров… То есть, извините, пианист Сидоров!» – старинная советская шутка. «Откроем консерваторию, а на другом берегу пулемет, чтобы контра консервы не п...дила» – из анекдота.

Образ профессора-интеллигента – несколько карикатурный, но все-таки забавный, плюшевый – почти в каждом соцреалистическом фильме и каждой книге, почти на каждом агитплакате: пожилой, с бородкой, в левом верхнем углу. На панно в вестибюле метро. Держит в руках, как правило, соты с опытными образцами меда, огромный циркуль, рулон с секретным чертежом новой подводной лодки. Никому не отдаст, хотя и старенький. Старенький, но почти наш. Но и контроль, конечно, за ним нужен: все, что оставили «профессору» от прежних лет, – право на пенсне и на картавость, и на смешные слова вроде «милостивый государь». Таким образом, к носителям культуры тоже народ приучали: мол, от них тоже польза, хотя с виду и не скажешь.

Что было потом? Постепенное стирание граней между городом и деревней: в кино интеллигент 1970-х годов в исполнении Олега Басилашвили уже довольно народный, хотя и впадает в истерику, и с женщинами не может своими разобраться. Интеллигент постепенно становится своим, ну почти своим. Наконец, вершина единения, гибрид культурно-силового деятеля 1980-х, доживший и до наших дней: поет на праздничном концерте ко Дню милиции, умеет с ними выпить и посмеяться, они ему ксиву и грамоту почетную, а он им песню – рас-куд-ря-вый лес густо-ой.

А все же и от такой кондовой культуры была польза: композиторы и поэты в гостях у милиционеров, душа оттаивает от народной песни. Пишут о мужестве, но также воспевают и благородство. Часто слышим мы упреки от родных, тум-ту-дум. В художественном кино лейтенант милиции всегда интеллигентен в быту и с девушками стеснительный.

...За 20 прошедших лет пропагандой культуры в силовых ведомствах никто всерьез не занимался. Группа «Любэ» и сериалы воспевали именно их брутальность и грубость, словно бы поощряя: да-вай за нас, да-вай за них. Вот они и дают. Все правильно, так и нужно, для блага общества. В отсутствие какого бы то ни было контроля культурный разрыв между интеллигенцией и милицией опять достиг уровня примерно 1917 года: никакой прокладки, никакой амортизации, сплошное взаимное отчуждение и неприятие.

Идет такой профессор вечером с продуктами, без документов. Слегка навеселе. Думает проскользнуть. Не проскользнет.